Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока и презентация на тему "Назывное предложение"

конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Задание.docx

Задание: дайте характеристику предложениям  по наличию грамматических основ.

Опред.-лич.

Неопред.-лич.

Безлич.

Двусостав.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

1.Брожу по набережной снова.                       

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.

 

 

_____________________________________________________________________________

Задание: дайте характеристику предложениям  по наличию грамматических основ.

Опред.-лич.

Неопред.-лич.

Безлич.

Двусостав.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

1.Брожу по набережной снова.                       

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.

 

 

_____________________________________________________________________________

Задание: дайте характеристику предложениям  по наличию грамматических основ.

Опред.-лич.

Неопред.-лич.

Безлич.

Двусостав.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

1.Брожу по набережной снова.                       

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ конспект Назывные предложения.docx

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема урока: Назывные предложения.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

·         дать понятие назывного предложения;

·         формировать умения: находить назывные предложения, определять сферу их употребления, пользоваться в описании для обозначения места и времени;

·         выразительно читать назывные предложения;

·         развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку;

·         развивать навык самостоятельной работы.

·          

Задачи:

·         выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений;

·         научиться отличать назывные предложения от двусоставных;             

·         научиться определять роль назывных предложений в художественной речи;

·         сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи;                                                                                   подготовиться к выполнению заданий творческого характера.

 

Методы и приемы:

·         методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия);

·         методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, работа по картине);

·         методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой);

·         методы стимулирования и мотивации обучающихся (создание ситуации успеха, взаимопомощи).

 

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

Оборудование:

·         компьютер и мультимедийный проектор;

·         презентация «Назывные предложения»;

·         карточки с заданиями.

 

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Виды деятельности

деятельность учителя

деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

Создать положительный эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок обычный и необычный. На нашем уроке присутствуют гости. Но никто из нас не волнуется, работаем четко и продуктивно. Я уверенно, что мы успеем сделать все, что запланировано.

Открывают тетради, записывают число и слова «Классная работа».

2.

Мотивация. Актуализация знаний.

Способствовать подготовке  учащихся к продуктивной работе.

 

Слайд 2.

«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного» (Л.Н.Толстой)

-Как цитата Л.Толстого может относиться к нашему  уроку?

- Объясните  значение слов «количество» и «качество».

- Объясните знаки препинания в предложения.

 

- Где нам могут пригодиться эти знания?

 

 

 

 

 

 

- Лексическое значение слов на информационных карточках.

- 1-однородные члены предложения, -- 2-деепричастный оборот.

- При выполнении упражнений, ГИА.

 

3.

Проверка домашнего задания.

 

Проверить умение обучающихся распознавать виды односоставных предложений.

- Можно ли изучать новый материал без опоры на изученный ранее?

-Прошу приготовить кластер по теме «Односоставные предложении», чтобы ответить на блиц-опрос:

Слайд 3.

1.      Какие предложения называются односоставными?

 

 

 

 

2.      На какие  группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

 

 

3.      Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

 

4.      Какие предложения называются определенно-личными?

 

 

 

5.      Какие предложения называются неопределенно-личными?

 

 

6.      Какие предложения называются безличными?

 

 

Мини-тест.

Задание: дайте характеристику предложениям  по наличию грамматических основ.

1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.

 

 

 

 

 

 

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложении, называются односоставными.

По форме главного члена делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.

Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.

 

Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица.

 

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица.

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

 

Работа в парах по карточкам.

Определенно-личное

безличное

неопределенно-личное

двусоставное

безличное

неопределенно-личное

безличное

двусоставное

определенно-личное

двусоставное

4.

Изучение учебного материала.

 

Научить  находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений, отличать назывные предложения от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной речи.

- Какой вид односоставных предложений  мы с вами еще не изучили?

Слайд 4

Тема нашего урока «Назывные предложения».

-Давайте определим, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке.

 

-Зачем нужно всё это знать, где вам пригодятся эти знания?

-Появление  стихотворения, которое вы сейчас услышите, вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно изобразить красоту мира, другие возмущались.

Слайд 5

На экран проецируется стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыхание…». (слушание аудиозаписи стихотворения).

 

-Так почему появление этого стихотворения вызвало так много споров?

 

Л.Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение - картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Афанасий Фет использовал в своем произведении назывные (номинативные) предложения.

Слайд 6

Блиц-опрос

1.Назывные предложения – односоставные?

2.Назывные предложения – двусоставные?

3.Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения –подлежащее?

4.Может ли назывное предложение быть нераспространенным?

5. Может ли назывное предложение быть распространенным?

 

-Теперь вы знаете о назывных предложения почти все. Выведите правило.

 

 

 

 

 

 

-Чтение определения в учебнике (стр.86, §31).

- Как вы думаете, где назывные предложения чаще всего употребляются?

 

Слайд 7

 

 

 

 

Слайд 8,9,10

отрывки из нескольких произведений спроецированы на экран

Слайд 11

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространить назывные предложения могут только определения (согласованные и несогласованные).

Слайд 12

Перед вами ещё один отрывок из стихотворения А. Фета:

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

 В предложении есть второстепенные члены – обстоятельства места (где?). Значит, это неполные односоставные предложения с опущенным сказуемым (о таких предложениях мы будем говорить на следующем уроке), а в  односоставных назывных предложениях может быть только определение, не забывайте об этом.

С главным членом – подлежащим.

 

 

 

-Находить назывные предложения.

-Отличать их от других видов односоставных предложений.

-В контрольной работе, диктантах, на экзаменах, чтобы быть грамотным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

- В нем нет ни одного глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

Нет

Да

 

 

Да

 

Да

 

 

-Назывные предложения – это  такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.

 

 

-Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

5.

Закрепление изученного.

Закрепить умение находить назывные предложения и другие виды односоставных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

 Упражнение в нахождении назывных предложений.

Слайд 13

Прочитай предложения и запиши в тетради номера назывных предложений.

1.      В хорошую погоду не сидишь дома.

2.      В лесу потемнело.

3.      Слезами горю не поможешь.

4.      Укутанные инеем, притихшие леса.

5.      Светлые дали.

6.      Вход в музей.

7.      Ясный день.

8.      Пахнет прибитой дождём пылью.

9.      Мне не работалось.

10.  Я не работал.

11.  Первый звонок.

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

№ 4, 5, 6, 7,11.

 

 

6.

Подведение итогов урока.

 

Подвести итог работы на уроке, определить, что нового узнали, чему научились на уроке.

-Итак, урок подошел к завершению.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?

 

 

 

 

 

-Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются?

 

 

- Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,

отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

- Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

7.

Домашнее задание.

 

Закрепить знания и умения, полученные на уроке, уметь выразительно читать назывные предложения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку выполнять задания творческого характера.

§31, упр.181.

Попробовать самим сочинить безглагольное стихотворения или стихотворение с назывными предложениями.

 

8.

Рефлексия.

Поставить оценки за урок, понять, как оценивают свою работу сами ребята.

- Как оцениваете вы свою работу?

- А работу класса в целом?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

- Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

 ОЦЕНКИ за урок.

 

 

1. Объяснительный диктант.

Какие задачи стоят перед нами?

(Отрывок из статьи К. Г. Паустовского).

Мещёра. Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

Можно назвать записанное нами текстом? Почему?

Какова тема этого текста?

Тип текста?

Стиль текста?

- Паустовский учит нас видеть  красоту родной природы, всего того, что нас окружает.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ назывные предложения.ppt

Скачать материал "Конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Назывные предложенияБогова Инна Вячеславовна
учитель русского языка
МОУ Город...

    1 слайд

    Назывные предложения
    Богова Инна Вячеславовна
    учитель русского языка
    МОУ Городская основная общеобразовательная школа г.Калязин Тверская область

  • «Важно не количество знаний, 
а их качество. Можно 
знать очень много, 
не зн...

    2 слайд

    «Важно не количество знаний,
    а их качество. Можно
    знать очень много,
    не зная самого нужного»

    Л.Н.Толстой










  • Блиц-опрос

Какие предложения называются односоставными?
На какие группы деля...

    3 слайд

    Блиц-опрос

    Какие предложения называются односоставными?
    На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
    Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
    Какие предложения называются определенно-личными?
    Какие предложения называются неопределенно-личными?
    Какие предложения называются безличными?

  • Тема урока 
Назывные предложения

    4 слайд

    Тема урока
    Назывные предложения


  • Шёпот, робкое дыханье,
      Трели соловья,
      Серебро и колыханье...

    5 слайд

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря.
    И лобзания, и слёзы;
    И заря, заря!..
    ( А.Фет)

  • Блиц-опрос
Назывные предложения – односоставные?...

    6 слайд

    Блиц-опрос
    Назывные предложения – односоставные?
    ДА
    2. Назывные предложения – двусоставные?
    НЕТ
    3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее?
    ДА
    4. Может ли назывное предложение быть не распространенным?
    ДА
    5. Может ли назывное предложение быть распространенным?
    ДА


  • Назывные предложенияЧаще всего находятся в начале текстаХарактеризуются специ...

    7 слайд

    Назывные предложения
    Чаще всего находятся в начале текста
    Характеризуются специфической интонацией. Замедленный темп –пауза.
    Художественный стиль
    Публицистический стиль
    Часто составляют цепочки, каждое звено-предложение рисует отдельную деталь.

  • Вечер. Взморье. 
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
 В берег...

    8 слайд

    Вечер. Взморье.
    Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря.
    В берег бьётся
    Чуждый чарам чёрный чёлн.
    ( К Бальмонт )

  • Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу...

    9 слайд

    Глушь да топь, коряги да пеньки.
    Старая берёзовая роща,
    Редкий лес на берегу реки.
    ( Д. Кедрин)

  • Осень. Сказочный чертог,
  Весь открытый для обзора.
  Просеки лесных дорог,...

    10 слайд

    Осень. Сказочный чертог,
    Весь открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озёра.
    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней , осин
    В позолоте небывалой.
    ( Б.Пастернак )

  • Сравни предложенияДень.

Чудесный день.

День чудесный.

    11 слайд

    Сравни предложения
    День.

    Чудесный день.

    День чудесный.

  • Бриллианты в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на дере...

    12 слайд













    Бриллианты в лунном свете,
    Бриллианты в небесах,
    Бриллианты на деревьях,
    Бриллианты на снегах.
    А.Фет

  • Записать номера  назывных предложений:В хорошую погоду не сидишь дома.
В лес...

    13 слайд

    Записать номера назывных предложений:

    В хорошую погоду не сидишь дома.
    В лесу потемнело.
    Слезами горю не поможешь.
    Укутанные инеем, притихшие леса.
    Светлые дали.
    Вход в музей.
    Ясный день.
    Пахнет прибитой дождём пылью.
    Мне не работалось.
    Я не работал.
    Первый звонок.

  • Проверим ответы:
№ 4, 5, 6, 7,11.

    14 слайд

    Проверим ответы:

    № 4, 5, 6, 7,11.

  • Домашнее задание§31,  упр.181.
Попробуйте сочинить стихотворение с назывными...

    15 слайд

    Домашнее задание
    §31, упр.181.
    Попробуйте сочинить стихотворение с назывными предложениями

  • рефлексияХОРОШО УСВОИЛ

ОТЛИЧНО УСВОИЛ И 
МОГУ ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ

ХОРОШО...

    16 слайд

    рефлексия
    ХОРОШО УСВОИЛ

    ОТЛИЧНО УСВОИЛ И
    МОГУ ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ

    ХОРОШО УСВОИЛ,
    НО ЕСТЬ ВОПРОСЫ


    МНОГОЕ НЕПОНЯТНО

  •   
   Спасибо за работу!

    17 слайд


    Спасибо за работу!

  • http://s3.uploads.ru/BdO9t.png 
рамка

http://cs10561.vkontakte.ru/u11129951...

    18 слайд


    http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
    рамка

    http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
    перо, чернильница

    http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
    книги

    http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
    открытая книга с пером

    http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
    Свитки

    Интернет – ресурсы:
    Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю конспект урока и презентацию к уроку русского языка в 8 классе по теме "Назывное предложение" по учебнику Тростенцовой, Барановой.

Презентация содержит музыкальный файл к стихотворению Афанасия Фета "Шепот, робкое дыхание...". Презентация украшена красивыми фотографиями с изображением природы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

К уроку приложены карточки с заданиями для проверки знаний обучающихся по теме "Односоставные предложения с главным членом предложения, выраженным глаголом".

Конспект урока представлен в виде технологической карты.

Надеюсь, что эта работа поможет коллегам.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 829
    • RAR 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богова Инна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богова Инна Вячеславовна
    Богова Инна Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13983
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе