Урок химии по теме "Азотная кислота" (9-й класс)
Задачи урока:
·
Рассмотреть физические
свойства азотной кислоты;
·
На примере азотной кислоты
повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
·
Познакомить учащихся с окислительными
свойствами азотной кислоты;
·
Дать представление об областях
применения азотной кислоты.
Оборудование и реактивы:
·
азотная кислота (конц. и
разб.),
·
лакмус, оксид меди (II),
·
хлорид меди (II),
·
гидроксид натрия, карбонат
натрия,
·
медная проволока,
·
химические стаканчики,
·
колба.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приложение.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы
и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)
2. Контроль ЗУН.
Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации
знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением
результатов (слайды № 4-8):
Вариант № 1
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с
кислородом воздуха, образуя бурый газ.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней
окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3,
NO, HNO2.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 ->
X -> NH4Cl
Ответ:
Вариант № 2
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в
воде, легче воздуха.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней
окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3,
NH4Cl, N2O3.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 ->
X -> NH4NO3
Ответ:
3. Формирование новых знаний.
Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд №
9):
I. Физические свойства азотной кислоты;
II. Характеристика азотной кислоты;
III. Химические свойства ;
IV. Применение.
I. Физические свойства азотной кислоты
Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее
физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают
соответствующие записи
(слайд № 10):
·
Агрегатное состояние -
жидкость;
·
Цвет - отсутствует;
·
Запах - едкий, кислотный;
·
Растворимость в воде -
хорошая;
·
"Дымит" на воздухе;
·
"Особые приметы":
при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
II. Характеристика азотной кислоты
Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом
предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте,
используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного
выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты
(слайд № 11):
1. По основности:
·
одноосновная
2. По содержанию кислорода:
1.
кислородсодержащая
3. По растворимости в воде:
·
растворимая
4. По стабильности:
·
нестабильная
5. По летучести:
·
летучая
6. По степени диссоциации:
·
сильная
III. Химические свойства
1. Свойства HNO3 как электролита.
Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель
последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие
азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив
его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки
химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в
молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)
Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 =
H+ + NO3 - (сильный электролит)
взаимодействует:
а) с оксидами металлов:
·
CuO + 2HNO3 =
Cu(NO3)2 + H2O
·
CuO + 2H+ = Cu2+ +
H2O
б) с основаниями:
·
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 +
2H2O
·
Cu(OH)2 + 2H+ =
Cu2+ + 2H2O
в) с солями:
·
Na2CO3 +
2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
·
CO32- +
2H+ = CO2 + H2O
2. Окислительные свойства азотной кислоты
Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной
кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью
(используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции.
Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не
восстанавливается до водорода. (слайд № 13):
Взаимодействует с металлами:
·
K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
·
Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O
+ NxOy
·
Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
·
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
·
Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2
IV. Применение азотной кислоты.
Обсуждается слайд № 14
Области применения азотной кислоты:
·
Производство азотных
удобрений;
·
Производство взрывчатых
веществ;
·
Производство красящих веществ;
·
Лекарственные препараты;
·
Синтез различных химических
веществ;
·
Полимерные материалы
(пластмассы)
4. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 - 16:
1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют
физические свойства азотной кислоты:
·
Твердое агрегатное состояние;
·
Хорошая растворимость в воде;
·
Отсутствие запаха;
·
Желтый цвет;
·
Разлагается на свету с
выделением азота;
·
"Дымит" на воздухе.
2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная
кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:
·
SO2
·
H2
·
ZnO
·
Ca(OH)2
·
HCl
·
Na2SiO3
·
Ag
3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых
изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и
голубого раствора при обработке золота кислотой?
5. Подведение итогов.
Слайд № 17
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?
Б) Где применяется азотная кислота?
6. Домашнее задание с комментариями.
Слайд № 18
·
Выучить параграф 27 (со 2
абзаца);
·
Проанализировать записи в
тетради;
·
Выполнить задания № 3 - 9 стр.
109 (тетрадь с печатной основой).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.