Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока географии по теме "Ветер" (6 класс)

Конспект урока географии по теме "Ветер" (6 класс)

Скачать материал

Тема

Ветер

Задачи

·       Продолжить формирование знаний об атмосфере.

·       Познакомить с новыми понятиями и терминами: ветер, бриз, муссон.

·       Сформировать представление учащихся о природе ветра,  причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;

·       Учить устанавливать причинно-следственные связи.

·       Формировать умение строить розу ветров по результатам наблюдений.

 

Тип урока

 

Изучение нового материала и первичного закрепления знаний

 

 

Методы и приемы

 

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, статистическими материалами, решение нестандартных задач

Оборудование

Атлас, карта полушарий, флюгер, анемометр, презентация, дополнительные материалы, дневники наблюдений.

Ведущие понятия

Ветер, бриз, муссон, роза ветров

План урока

1.     Актуализация знаний.

2.     Что такое ветер?

3.     Причины возникновения ветра. Бризы и муссоны.

4.     Направление и сила ветра.

5.     Значение ветра.

Основные положения

Актуализация знаний

Мы продолжаем наше путешествие по одной из оболочек Земли.

Как называется эта оболочка?

Из какого вещества она состоит?

Перечислите основные компоненты воздуха.

Какими свойствами обладает воздух? ( прозрачный, невидимый, как и все тела занимает определенное место, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении, теплый воздух как более легкий поднимается вверх, а холодный опускается вниз)

- Движется ли воздух? Как?

Молодцы! Я вижу вы готовы к путешествию. Но прежде отгадайте загадку.


Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде-
Миг – и нет его нигде.
(Ветер
) (Слайд 1)

 

Тема нашего урока «Ветер» (записать в тетрадь) (Слайд 2)

 

Какие вопросы мы рассматриваем при изучении какого-либо явления природы?

-Что представляет собой это явление природы.

- Каковы причины его возникновения.

- Какими характеристиками обладает.

- Какое значение имеет.

Итак, на уроке перед нами стоят следующие задачи (Слайд 3):

1.      Сформулировать определение понятий:  ветер, бриз, муссон.

2.      Выяснить причины образования ветра.

3.      Познакомиться с основными характеристиками ветра: направлением и силой.

4.     Показать значение ветра для природы и человека.

Что такое ветер?

Попробуйте сформулировать определение понятия «ветер».

Понятие = что такое + существенные признаки. (Слайд 4)

 

Записать понятие в тетрадь. (Слайд 5)

 

Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую. Перемещение воздуха над поверхностью  Земли в горизонтальном направлении называется ветром.

 

Причины возникновения ветра.

Образование ветра лучше всего наблюдать на берегу большого озера, водохранилища или моря. (Слайд 6) Представьте себе берег моря и вы на пляже. Утро. Море спокойное. Вода прозрачная и прохладная. Песок остыл за ночь и еще не нагрелся солнечными лучами.  Солнце постепенно поднимается. Уже нагрелся песок. Он даже обжигает ступни ног. Отдыхающие прячутся в тень, под зонты и навесы. С моря дует свежий ветер. Он нагоняет волны. А почему подул ветер?

 

Объяснение на основе возникновения дневного бриза с динамическим рисунком на доске.

 

  1. Какая часть земной поверхности – море или суша – нагревается быстрее и сильнее?
  2. Где от сильного нагревания поверхности прогреется и начнет подниматься воздух?
  3. Где он будет опускаться?
  4. Где возникнет область низкого атмосферного давления, а где высокого? (Что такое атмосферное давление? Какое давление считается нормальным? Какие факторы влияют на изменение давления?)
  5. В каком направлении будет дуть ветер?
  6. Этот ветер называется дневной бриз. (Слайд 7)

В чем на ваш взгляд главная причина образования ветра?

Главная причина – разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из области давления высокого в область давления низкого. Чем больше разница в давлении, тем сильнее будет ветер. (Зад. 4 на стр. 120)

(Слайд 8)

Дневной бриз

Ночной бриз

Образуется потому, что…

  1. Суша быстрее нагревается;
  2. Над сушей возникает область низкого давления;
  3. Над морем давление выше;
  4. Дневной бриз дует с моря на сушу.

Образуется потому, что…

  1. Суша быстрее …;
  2. Над сушей возникает область …давления;
  3. Над морем давление …;
  4. Ночной бриз дует с … на ….

 

Ночной бриз противоположность дневному. Дополните многоточия в таблице и на основании сравнения расскажите, как образуется ночной бриз.

 

Попробуем сформулировать понятие бриз (ветер - прибрежный ветер, меняющий свое направление два раза в сутки. (Слайд 9)

Записать в тетрадь.

 

Выполните задание.

1 вариант

Два мальчика летом отдыхали на берегу большого озера. Однажды они решили съездить на небольшой островок в центре озера. Пока собирались, прошла половина дня. Наконец они подняли парус и отправились в путь. Но парусом воспользоваться не удалось, так как все время дул встречный ветер. Товарищи думали, что на обратном пути ветер будет попутным. Однако и при их возвращении опять был встречный ветер. «Почему нам так не везет?» - горевали друзья.

Действительно, почему? И в какое время суток ребята возвращались домой? Как называется этот ветер?

2 вариант

Заполнение пропусков в предложениях:

Суша нагревается___________, чем вода, и остывает_________. Следовательно, днем воздух над сушей становится____________и ____________. На его место приходит воздух _____________более_______и ________. Ночью воздух над сушей ______________-, становится ________________и _____________. В это же время воздух над морем ________________. Возникает движение воздуха________________на______________. Такой ветер, дважды в сутки меняющий направление, называется____________.

 Муссоны (Слайд 10)

На больших пространствах по границам материков и океанов возникают ветры, которые называются муссоны (в переводе с арабского «сезон»)

Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне- июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан.

В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали “маусин”, что означает “время года, сезон”. Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление по сезонам. Впоследствии

Французы то слово стали произносить на свой лад- муссон. Такие ветры наблюдаются в Юго-Восточной и Южной Азии, а также на востоке России.

 

Познакомьтесь с характеристикой этих ветров, сравните их с бризом. Определите, где на рис. 74 (стр. 117) изображен летний, а где зимний муссон. Объясните свой ответ. (Слайд 11)

 

Направление и сила ветра.

Для того, чтобы правильно предсказать погоду, очень важно знать такие характеристики ветра, как направление и сила. Северный ветер приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря – влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

В календарях погоды  мы отмечали характеристики ветра. Как мы отмечали направление? (по стороне горизонта, откуда дует ветер)  (Слайд 12) Как можно определить направление ветра? (По местным признакам: отклонение флажка, дыма, по флюгеру. (Слайд 13)

 

Объяснить устройство флюгера (Флюгарка, роза, рамка с металлической пластинкой)

Анемометр.

Силу ветра можно оценить приблизительно по местным признакам (См. приложение на заднем форзаце) В 1806 году БОФОРТ ФРЭНСИС (английский адмирал, географ и картограф) разработал 12-балльную шкалу условной оценки силы ветра по его воздействию на наземные предметы и поверхность моря, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах (Шкала в приложении) (Слайд 14)

 

Чтобы определить преобладающие ветры в какой-либо местности, строят специальный график – розу ветров. (Слайд 15)

1.      Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.

2.      Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.

3.      Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.

4.      На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

5.      Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.

 

Работа с рис. 75 на стр. 118

(Построить розу на основе данных дневника наблюдений)Практическая работа

(Слайд 16)

 

Значение ветра

Движение воздуха в тропосфере имеет большое значение. Каково оно?

                                     Сообщения учащихся. (Слайды 17 – 23)

 

Географический детектив

“Убийство летним днём”

К полудню жара в Лос-Анжелесе стала нестерпимой. Дежурный в полицейском участке сообщил, что на вилле Килбру произошло убийство. Георг Раф выехал на место происшествия. Дом уже был оцеплен полицией, выяснилось, что сиделка оставила старика на веранде на полчаса. Он любил смотреть на море в одиночестве. Вернувшись, она нашла его с ножом в груди.

Самое интересное, что с утра сюда никто не приезжал и не выезжал.

Значит, убийца кто-то из домашних.

1. Сиделка Матильда. Она утверждает, что все эти полчаса провела в своей комнате и ничего не слышала. Окна ее комнаты выходят на противоположную сторону.

2. Сын Эдгар. Утверждает, что рыбачил в это время вон за тем камнем. Ничего не видел и не слышал. Был увлечен рыбалкой. Об убийстве узнал, когда услышал крик сиделки. Мы проверили его ведерко, оно наполовину заполнено рыбой. Вилла из-за камня действительно не видна.

3. Стефорд – старый знакомый. Утверждает, что был в это время на пляже. Сидел в шезлонге, когда с его головы сорвало шляпу ветром и стало относить в море. Он бросился ее доставать и на дом не смотрел. Крик сиделки услышал, когда уже вылезал из воды.

4. Том Маккин был в гараже, чинил зажигание. Об убийстве узнал, когда к нему спустился Эдгар.

- Один из них лжет и, по-моему, я знаю кто – произнес инспектор Раф.

Кого заподозрил инспектор Раф?

 

 

Домашнее задание § 39, зад. 5 на стр. 120, подберите пословицы, поговорки о ветре (Слайд 24)

 

 

Подведение итогов урока

Что нового мы узнали на роке?

Чему научились?

Кто на уроке работал  в полную силу?

Кто считает, что недостаточно хорошо?

  1. Оценка учителя
  2. Рефлексия (С каким настроением я ухожу с урока)
  1. Данная тема мне:
    • Очень понравилась
    • Понравилась
    • Не очень понравилась
    • Совсем не понравилась
  2. Данную тему  я
    • Усвоил (а) хорошо
    • Не очень хорошо
    • Совсем не усвоил (а)
  3. По данной теме мне
    • Захотелось почитать дополнительно
    • Нет желания больше узнать
  4. Своей работой на уроке сегодня я
    • Доволен (а)
    • Не очень
    • Совсем не доволен (а)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока географии по теме "Ветер" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме «Ветер» - это урок изучения нового материала.

Основные задачи данного урока:

·         Продолжить формирование знаний об атмосфере.

·         Познакомить с новыми понятиями и терминами: ветер, бриз, муссон.

·         Сформировать представление учащихся о природе ветра,  причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;

·         Учить устанавливать причинно-следственные связи.

·         Формировать умение строить розу ветров по результатам наблюдений.

Изучение нового материала базируется на результатах наблюдений обучающихся за погодой, на обработке и анализе метеорологических наблюдений, а так же на использовании субъектного опыта обучающихся. Собственные наблюдения и данные климатических справочников служат исходным материалом, на основе которого обучающиеся учатся  графически выражать климатические характеристики и анализировать полученные результаты.

При формировании понятий используются метазнания, на основе которых обучающиеся самостоятельно формулируют определения.

Для формирования представлений обучающихся о природе ветра,  причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления  применяется метод сравнения, т.к. сравнение является основой понимания и мышления, позволяющий так же устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 720
    • DOCX 66.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Костромина Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Костромина Наталья Борисовна
    Костромина Наталья Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 54473
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек