Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / География / конспект урока географии на тему "Природные зоны Африки" (7 класс)

конспект урока географии на тему "Природные зоны Африки" (7 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


География 7 класс. Урок № 21

Дата_________________

Тема: Природные зоны Африки.

Цели и задачи:

1.продолжить формировать представление о природной зоне, особенностях размещения природных зон Африки; изучить особенности влажных экваториальных лесов и саванн материка

2. развивать умение работать с картами атласа;

3.воспитывать бережное отношение к природе.


Методы: контроля, практические, демонстрация, аналитические.


Оборудование: атласы, учебник, презентация, ватманы, маркеры.


Ход урока.


  1. Организационный момент: приветствие, распределение по группам, обязанности в группах.

  2. Проверка ДЗ: по теме «Воды Африки»

1 - этап: Каждая группа получает задание: приём «Веер выбирай» (приложение 1) и текст, (приложение 2) который нужно будет прочитать индивидуально, в паре и в группе. Для того чтобы уложится во времени тайм - спикеры будут следить за временем. Время работы в группах – 5 минут


2 - этап: Сейчас вы должны рассчитаться на первый, второй, третий, четвёртый. Первые номера садятся с первыми, вторые со вторыми и третьи с третьими, четвёртые с четвёртыми и обмениваются своими знаниями с соседями по группе. Время работы – 5 минут.

3 - этап: Затем ребята возвращаются в первоначальную группу, обмениваются полученной информацией и готовят презентацию по новой теме. – 5 минут.

Применяем прием: «Веер выбирай» - какой группе, какой материал готовить. (приложение 1)

4 – этап: Заслушиваются ответы учащихся каждой группы, и оцениваются (жетон) – по 1,5 минуты

Вывод: беседа по вопросам – 3 минуты

К бассейнам, каких океанов относятся реки Африки?

Почему озёра находятся на востоке Африки?

Почему береговая линия озера Чад на карте показана пунктиром?

Спикеры оценивают работу группы в Листе взаимоконтроля

  1. Новый материал: Вступительное слово учителя – беседа с учащимися с показом

слайдов – 2-5

    1. Понятие «природная зона» - слайд 2.

    2. Особенности размещения природных Зон Африки – слайды 3, 4.

Природные зоны Африки очень разнообразны. Плодородное средиземноморское побережье сменяется горными вершинами, покрытыми вечными снегами, а те в свою очередь – пустыней Сахарой, которая является самой большой на планете. Пустыня постепенно переходит в саванну, которая уступает место вечнозеленым экваториальным лесам.


    1. Характеристика влажных экваториальных лесов и саванн Африки: слайды 6-10.

Работа в парах: за одним столом одна пара изучает влажные экваториальные леса, вторая пара – саванны. Время работы - 5 минут.

Затем обмениваются информацией: рассказывают о своей природной зоне соседям. Заполняют таблицу. Время работы – 5 минут.


Спикеры оценивают работу группы в Листе взаимоконтроля.

(Примерные ответы учащихся)

1.Экваториальные леса. В поясе экваториального климата постоянно влажные вечнозеленые леса покрывают примерно 8 % площади материка.

На экваторе круглый год температурных редко поднимается выше + 30° С и опускается ниже + 15 °С. Осадков здесь выпадает всего около 2000 мм в год. Леса Африке располагаются ярусами. Верхний ярус образуют гигантские, до 80 м высотой, фикусы, масличная и сейба.

В более низких ярусах обильно растут бананы, различные папоротники, либерийское кофейное дерево. Среди лиан особое место занимает каучуконосная древовидная лиана ландольфия, встречается длинная пальма ротанг.

В экваториальном африканском лесу можно встретить лесных антилоп, очень осторожных и пугливых, родственных жирафу, животных - окапи. Есть также кабаны, буйволы, бегемоты. Из хищных животных встречаются дикие кошки, леопарды, шакалы. (слайды 6-7)

2 Саванны: Саванны — обширные пространства в покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями кустарниками. Типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны.

Растительность: травянистый покров, акации, баобаб.( слайд 8 -10)


* Физминутка.


4. Закрепление: время – 5 минут

4.1. Разделиться на две группы: в одну группу – все кто учил влажные экваториальные леса, в другую – саванны. Составить плакатную презентацию природной зоны по плану:

1. Название природной зоны

2. Климатический пояс

3. Почва

4. Растения

5. Животные


4.2. Защита презентаций – по 2 минуты на группу


Спикеры оценивают работу группы в Листе взаимоконтроля


5. Итог урока: рефлексия – нарисовать смайлик, выражающий своё настроение на уроке.

- собрать Листы взаимоконтроля, выставить итоговую оценку в журнал.


6. Домашнее задание: § 45-46, к/к.

























Приложение 1.



Общая характеристика рек Африки





Река Нил





Река Конго





Озера и подземные воды













Приложение 2.


1 – группа: Общая характеристика рек Африки:

Экваториальный, Субэкваториальный климатические пояса - густая речная сеть, полноводны круглый год. Экваториальный пояс - дождевое питание, устойчивый равномерный расход.

Субэкваториальные широты - дождевое питание, летнее половодье. Тропический климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Тропические широты - дождевое и подземное питание. Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются зимой. Летом мелеют.

Реки Африки преимущественно имеют дождевое питание.

Многие реки имеют сложный режим, так как протекают в двух или нескольких климатических поясах. Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке.

Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф. Реки Африки порожистые и бурные, здесь много водопадов. Поэтому реки малопригодны для судоходства.




2 - группа: Река Нил – слайд 9

Нил – 6671 км
Исток  Восточно-Африканское плоскогорье, протекает через оз. Виктория.
Верховья  и средняя  часть горные, много порогов и водопадов.
В  нижнем течении течёт по равнине: медленно, спокойно – это Белый Нил.
У г. Хартум  сливается с Голубым Нилом, стекающим с Эфиопского нагорья.
После слияния р. Нил, широкий, полноводный.
Нил, течёт через плато, много порогов и водопадов. Для судоходства построена плотина вблизи  г. Асуан. Впадает Нил в Средиземное море, относится к бассейну Атлантического океана, образует дельту. Нил загадка для местных жителей, т.к.  полноводна, хотя в среднем течении течёт по пустыне. Значение:  орошение.




3 - группа: Конго – слайд 10

Конго (Заир) – 4320

Пересекает два раза экватор.
Многоводна  весь год. Самая полноводная в Африке. По площади бассейна и полноводности – 2 место в мире.
В верхнем и нижнем течениях протекает по уступам плоскогорий - много водопадов и порогов.
Нет дельты, так как мутные воды сразу уносятся океаническими течениями в океан. Устье Атлантический океан.




4 - группа: Озера и подземные воды – слайд 11

Озёра: Африка богата озерами. Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика, второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине. Озеро Виктория – третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Глубина 40 м, берега пологие, изрезаны. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. Площадь зависит от осадков, разлива впадающих рек. Берега заболочены. По берегам озера обитает множество птиц. В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.






Приложение 3.

Лист взаимоконтроля по теме:

_____________________________________________________________________


Ф.И.

ученика

Обязанности в группе

Взаимооценка за

Итоговая оценка

Домашнее задание

Новый материал





Работа в группе

Презен

тация

Работа

в паре

Презен

тация































Лист взаимоконтроля по теме:

_____________________________________________________________________


Ф.И.

ученика

Обязанности в группе

Взаимооценка за

Итоговая оценка

Домашнее задание

Новый материал





Работа в группе

Презен

тация

Работа

в паре

Презен

тация

































Лист взаимоконтроля по теме:

_____________________________________________________________________


Ф.И.

ученика

Обязанности в группе

Взаимооценка за

Итоговая оценка

Домашнее задание

Новый материал





Работа в группе

Презен

тация

Работа

в паре

Презен

тация































  • География
Описание:

Этот урок Первый из двух уроков, отведёных на изучение природных зон Африки.  Цели и задачи данного урока:

 

 1.продолжить формировать представление о  природной зоне, особенностях размещения природных зон Африки; изучить особенности влажных экваториальных лесов и саванн материка

 

 2. развивать умение работать с картами атласа;

 3.воспитывать бережное отношение к природе.

На уроке использованы методы:  практические, анализа и контроля. Стратегии: «Веер выбирай», «Ты-мне, я-тебе»,

Оборудование: атласы, учебник, презентация, приложения: № 1 «Веер выбирай», № 2 «Дополнительный материал», № 3 «Лист взаимоконтроля»,  ватманы, маркеры.

Фрма работы: групповая. В течение урока группы меняют свой состав.

Автор Писаренко Галина Валентиновна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 3185
Номер материала 4512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»