Фонетика и графика.
Орфография. Состав слова и словообразование.
Цели:
- повторение и обобщение сведений из раздела «Фонетика и орфография»,
«Состав слова и словообразование»; формировать умение давать характеристику
гласным и согласным звукам, производить фонетический разбор слов; производить
разбор слов по составу;
- обобщить и
систематизировать знания по определенным разделам русского языка;
- прививать навыки
самостоятельной работы.
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Объяснительный
диктант.
Съешь небольшой пирожок, умножь на пять, сделаешь
точь-в-точь, удивишь сверстников, нарежьте немного сыра, откроешь настежь,
песок сыпуч, лететь прочь, усеян сплошь, искусный ткач, мелкая дрожь,
обнаружьте ошибку, лечь отдохнуть, немало зрелищ, несёшься вскачь, слышишь
негромкий плач, меж ровесниками, спрячься в зарослях тростника на берегу
речонки, уютный шалаш, аккомпанемент хорош.
- Найдите по одному
слову, в котором:
1) написание не
совпадает с произношением;
2) букв больше, чем
звуков;
3) звуков больше, чем
букв.
2. Словарная
работа. Запись в словарь трудных слов.
Сверстник - («одинаковый по возрасту»; восходит к
древнерус. верста – мера длины).
Ровесник – («ровный, одинаковый по годам);
III. Формирование новых понятий и способов
действия
1. Работа с
таблицей «Способы образования слов» стр. 9 упр. 15
2. Фронтальный
опрос.
- Из каких частей
может состоять слово?
- Для чего служат в
языке части слова?
- От чего и с помощью
чего образуются слова?
- Перечислите способы
образования самостоятельных слов.
- Как образуются
сложные слова?
IV. Применение. Формирование основных навыков и
умений
1. Упр. 13 (устно)
2. Расставьте недостающие знаки препинания,
объясните их графически. В скобках укажите звуки, обозначенные подчеркнутыми
буквами.
Свет осени.
Только осенью [ ] [ ] можно оценить красоту таких деревьев
[ ] [ ] [ ] как ясень [ ] осина рябина [ ] и клён
[ ].
Высокая большая рябина вся [ ] в красных бусах а маленькая рябинка это
живая лесная сказка. Села [ ] в высокую [ ] траву
жар-птица и распустила свой огненный хвост.
Ясень не такой яркий, как рябина. У его [ ] листьев спокойный желтый [ ]
цвет. Осенью веришь [ ] что название "ясень" происходит от
слова "ясный".
Но королева [ ] осеннего леса это осина. Летом на
простушку осину не обращают [ ] внимания.
Листья [ ] у нее [ ] невзрачные ствол серенький
[ ]. Но осенью осина превращается в красавицу. Ее листья [ ]
становятся [ ] желтыми малиновыми пурпурными огненными багряно - лиловыми
почти черными [ ].
Лучше всего любоваться [ ] осенними деревьями на закате [ ]
когда солнце уже спряталось [ ] за лес. А лес все еще [ ]
сверкает как золотой остров [ ]. Кажется что от макушек деревьев идет
свет.
(По Н.Надеждиной.)
Выполните фонетический разбор слов: яркий, листьев, огненный, кажется.
3. Вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу.
Читат…ль, лингвист, отличница, поручение, подсвечник, летописец,
вежл…вость, пр..во…зальный, ра..веселый, голов…кружительный, ра…смеят…ся,
загляд…вать, узаконить, прои…шествие, бе.. корыс.. ный,
по-летн…му,
по-дружески, в-пятых, невесело.
4. Вставьте пропущенные о или е (ё). Распределите
данные слова в три колонки: 1) о, е (ё) в корне, 2) в суффиксе,
3) в окончании.
Ч...рный, горяч...,
овраж...к, шапч...нка, в горяч...м, ш...пот, чарующ..., свеж..., свеч...й, в
больш...м, крыж...вник, береж...т, плащ...м, печ...т, в свеж...м, еж...вый,
ж…лтый, ж...нглёр, стереж...т, кипуч..., ж...рнов, ож...г (руки), подж...г
(травы), тяж...лый, пш...нный, ш...л, реш...тка, ш...лк, ш...рох, ч...лн,
луж...к, отц...м, товарищ...м, бойц...в, плющ...м, крыш...й, беч...вка,
ж...лоб, разж...ванный, отч...ркнутый, ч...тный, ч...рточка, печ...нка.
в корне
|
в суффиксе
|
в окончании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Вставьте пропущенные буквы,
обозначьте орфограммы. И или Ы?
Овац…я, молодц.., ц…ган, ц…клон,
сестриц…н, организац…я, инц…дент, ц…пленок, ц…тадель, ц…ркуль, рац…я, бац…лла,
ц…рюльник, информац…я, панц…рь, круглолиц…й, на ц…почках, делегац…я, ц…нковый,
гордец… , транскрипц…я.
6. Упр. 17
V. Этап информации о домашнем задании
§ 2,3 упр. 18, вопросы
на стр. 9, 10
VI. Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам:
- Как называется
наука, которая изучает звуки речи?
- Чем отличаются
ударные гласные от безударных?
- Когда буквы е, ё,
ю, я обозначают по два звука?
- Из каких частей
может состоять слово?
- Перечислите способы
образования самостоятельных слов.
VII. Этап рефлексии
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.