МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных
предметов» Советского района, г. Казани
Алгебра
8 класс
Конспект
урока
«Методы решения квадратных
уравнений. Свойство коэффициентов квадратного уравнения»
Учитель высшей категории
Бухарова Лидия Николаевна
г. Казань
2015 год
Тема урока:
«Методы
решения квадратных уравнений. Свойство коэффициентов квадратного уравнения»
Цели урока:
Образовательные
·
Расширить знания учащихся о способах
решения квадратных уравнений;
·
Закрепить пройденный материал.
Развивающие и
воспитательные
·
Формирование интеллектуальных умений:
анализировать, обобщать, систематизировать;
·
Развитие творчества и инициативы;
·
Формирование интереса к предмету.
Ход
урока
·
Вводная часть.
Учитель выслушивает ответы учеников на вопрос: «Каким должно быть
математическое решение, чтобы его можно было назвать красивым?» (рациональное,
обоснованное, нестандартное и т.д.).
Для того чтобы ваше решение удовлетворяло критериям этого списка, нужно
научиться владеть различными приемами и видами деятельности, уметь находить
разные способы решения одной задачи.
Итак, тема урока – «Способы решения квадратных уравнений». Цель урока:
рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений и расширить знания
новыми свойствами коэффициентов квадратных уравнений.
·
Устное упражнение.
На доске написаны три группы заданий:
А
2х2 – х = 0
4х2 + х – 3
= 0
х2 – 16 = 0
2х2 = 0
5х2 – 5х = 0
|
Б
х2 – 11х + 5
= 0
9х2 – 6х +
10 = 0
х2 + 2х – 2
= 0
х2 – 3х – 1
= 0
х2 = 5х + 2
|
В
х2 – 16х +
15 = 0
х2 – 5х + 4
= 0
2х2 + 15х –
17 = 0
98х2 – 99х +
1 = 0
4х2 -2х -7 = 0
|
В каждой группе уравнения объединены по какому-либо признаку.
Какое из уравнений в каждой группе является «лишним»?
Ответы:
·
В группе А - полное квадратное
уравнение;
·
В группе Б – неприведенное
квадратное уравнение;
·
В группе В – последнее уравнение, в
котором сумма коэффициентов не равна нулю.
v Рассмотрим
первое уравнение из группы В: х2 – 16х + 15 = 0
Задание:
найти все возможные способы решения.
Первый
способ:
х2 – 16х + 15 = 0
D = (-16)2 – 4•15 = 196
х1 = = = 15; х2
= = = 1
Второй
способ:
х2 – 16х + 15 = 0
х = = 8∓7;
х1 = 15; х2 = 1
Третий
способ:
х2 – 16х + 15 = 0
х2 - 2•8х + 64 – 64 + 15 = 0
(х – 8 )2 = 49
х – 8 = 7 или х - 8 = - 7
х = 15 или х = 1
Четвертый
способ:
х2 – 16х + 15 = 0
х1 =
15 х2 = 1
Пятый
способ:
х2 – 16х + 15 = 0
х2 - 15х – х + 15 = 0
х( х – 15) – (х - 15) = 0
(х – 15) • (х – 1) = 0
х – 15 = 0 или х – 1 = 0
х = 15 или х = 1
Вопрос
к ученикам:
Какой способ вы
считаете: а) самым рациональным? б) самым сложным? в) самым красивым?
Существуют и
другие способы решения данного уравнения.
v Свойства
коэффициентов квадратного уравнения.
Прежде, чем мы запишем утверждение и докажем его, сначала нужно научиться
находить сумму коэффициентов квадратного уравнения.
Заполним таблицу:
Уравнение
3х2
– 7х + 4 = 0
5х2
– 8х + 3 = 0
-4х2
+ 9х – 5 = 0
|
Сумма
коэффициентов
3
– 7 + 4 = 0
5
– 8 + 3 = 0
-
4 + 9 – 5 = 0
|
Корни
уравнения
х1
= 1; х2 =
х1
= 1; х2 =
х1
= 1; х2 =
|
Определите,
есть ли закономерность и в чем она выражается?
Учащиеся делают
самостоятельно вывод – если сумма коэффициентов равна нулю, то один из
корней равен 1, а второй получается отношением .
v Теорема.
Если в квадратном уравнении ах2 + bх
+ с = 0 сумма коэффициентов равна нулю, то х1 =1; х2 =с /
а.
Дано:
ах2 + bх + с = 0 (а ≠ 0)
a
+
b + c = 0
Доказать:
х1 =1; х2 = с/а
Доказательство:
(предлагается сделать учащимся самостоятельно)
1)
Пусть х1 = 1 – корень данного
уравнения, тогда а•12 + b•1
+ с = 0 должно быть верным числовым равенством. Проверка: а•12 + b•1
+ с = а +
b + c = 0 верно.
2)
Пусть с/а – корень, тогда а •(с/а)2
+ b • (с/а) + с = + = = = 0 верно.
v Вернемся
к уравнениям группы В. Попробуйте решить каждое из уравнений этой группы устно:
1.
х2 – 16х + 15 = 0
1
– 16 +15 = 0, значит х1 = 1; х2 = 15
2.
х2 + 5х + 4 = 0
1
– 5 + 4 = 0, значит х1 = 1; х2 = 4
3.
2х2 +15х – 17 = 0
2
+ 15 – 17 = 0, значит х1 = 1; х2 = -17/2
4.
98х2 – 99х + 1 = 0
98
– 99 + 1 = 0, значит х1 =1; х2 = 1/98
v Дополнительные
уравнения:
1.
(m2 + n2)
x2 + 2mnx – (m + n)2 = 0
х1
= 1;
x2 = - (m
+ n)2 / (m2 + n2)
2.
(х2 – 8) 2 + 4 (х2
– 8) – 5 = 0
v Домашнее
задание.
1.
Доказать утверждение: «Если в квадратном
уравнении ах2 + bх
+ с = 0 известно, что а – b + с = 0,
то х1 = -1; х2 = -с/а»
2.
Придумать три примера на вышеприведенное
утверждение и сделать проверку любым другим способом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.