Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Базарно-Матакская средняя
общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района
Республики
Татарстан.
Разработка
урока по биологии 9 класс, на тему:
«РАЗЛИЧИЕ
В СТРОЕНИИ КЛЕТОК
ПРОКАРИОТ
И ЭУКАРИОТ»
Учитель биологии
высшей
квалификационной
категории
Гаязова Г.Н.
2014 год
Цели: 1.Актуализировать
знания учащихся о строении и функциях клеток. Создать условия для формирования
умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования;
выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять
проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать
полученный материал.
2.
Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при
работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений. Развитие
связной речи учащихся, произвольного внимания, памяти, мышления
3.Воспитание
положительной мотивации к учению. Привитие умений оценивать свою работу путём
рефлексии. Воспитание уверенности в себе, работоспособности. Формировать умение
работать в команде
Элементы
содержания: прокариоты, эукариоты, анаэробы.
Тип
урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Оборудование: таблицы «Строение животной клетки»,
«Строение растительной клетки», «Прокариотические организмы», «Эукариотические
организмы».
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка знаний учащихся.
Тест
по теме «Строение клетки»
Вариант I
1. В состав мембраны входят:
а)
белки и углеводы;
б)
белки и липиды;
в)
углеводы и жиры;
г)
белки и неорганические вещества.
2. Фагоцитоз – это:
а)
захват клеткой жидкости;
б)
захват твердых частиц;
в)
транспорт веществ через мембрану;
г)
ускорение биохимических реакций.
3. В состав ядрышка входит:
а)
ДНК;
б)
рРНК;
в)
белок и ДНК;
г)
белок и рРНК.
4. Хромосомы – это:
а)
структуры, состоящие из белка;
б)
структуры, состоящие из РНК;
в)
структуры, состоящие из ДНК;
г)
структуры, состоящие из белка и ДНК.
5. Основная функция лизосом – это:
а)
синтез белков;
б)
расщепление органических веществ;
в)
избирательный транспорт веществ;
г)
пиноцитоз.
6. Что такое кристы?
а)
Складки внутренней мембраны митохондрий;
б)
складки наружной мембраны митохондрий;
в)
межмембранные образования;
г)
окислительные ферменты.
7. От чего зависит число митохондрии в
клетке?
а)
От размеров клетки;
б)
от уровня развития организма;
в)
от функциональной активности клетки;
г)
от всех указанных условий.
8. Какие пластиды имеют пигмент
хлорофилл?
а)
Лейкопласты;
б)
хлоропласты;
в)
хромопласты;
г)
все перечисленные пластиды9. Какие органоиды имеют немембранное
строение:
а)
ядро и лизосомы;
б)
аппарат Гольджи;
в)
эндоплазматическая сеть;
г)
рибосомы.
10. Вирусы могут существовать как:
а)
самостоятельные отдельные организмы;
б)
внутриклеточные паразиты прокариот;
в)
внутриклеточные паразиты эукариот;
г)
внутриклеточные паразиты прокариот и эукариот.
Вариант II
1. Какую из перечисленных функций не выполняет
клеточная мембрана?
а)
Транспорт веществ;
б)
защиту клетки;
в)
взаимодействие с другими клетками;
г)
синтез белка.
2. Роль ядрышка заключается в образовании:
а)
хромосом;
б)
лизосом;
в)
рибосом;
г)
митохондрий.
3. В состав хроматина ядра входит:
а)
ДНК;
б)
иРНК;
в)
белок и ДНК;
г)
белок и иРНК.
4. Функции шероховатой ЭПС:
а)
транспорт веществ и синтез белков;
б)
переваривание органических веществ;
в)
синтез лизосом;
г)
образование рибосом.
5. Какую функцию выполняют рибосомы?
а)
Фотосинтез;
б)
синтез белков;
в)
синтез жиров;
г)
синтез АТФ.
6. Новые митохондрии в клетке образуются в результате:
а)
деления и роста лизосом;
б)
деления и роста других митохондрий;
в)
синтеза, протекающего в ядре;
г)
выпячивания мембран ЭПС.
7. Какие пластиды накапливают запасной крахмал?
а)
лейкопласты;
б)
хромопласты;
в)
хлоропласты;
г)
все перечисленные пластиды.
8. Органоиды движения – это:
а)
цитоплазматические выросты;
б)
самостоятельные структуры;
в)
части ЭПС;
г)
клеточные включения.
9. Значение клеточного центра:
а)
синтез ДНК и РНК;
б)
участвует в делении клеток;
в)
переваривает пищевые частицы;
г)
участвует в фотосинтезе.
10. Вирусы состоят:
а)
из белка, ДНК и РНК;
б)
липопротеинов, ДНК и РНК;
в)
полисахаридов, ДНК и РНК;
г)
гликопротеинов, ДНК и РНК.
(Учащиеся меняются работами и
проверяют, выставляют оценки)
Ответы:
Вариант I: 1 – б,
2 – б, 3 – г, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – г, 10 – г.
Вариант II: 1 – г, 2
– в, 3 – в, 4 – а, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – б, 10 – а.
III.
Изучение нового материала.
На
доске таблицы эукариотической и прокариотической клетки. Мыслительный приём СИН
–ФИНК –УАНДЭ сингапурской технологии.
-Что
вы видите?
Что
такое клетка Какие бывают клетки?
-Что
вы можете сказать?
-Какой
вы можете задать вопрос?
Тема
сегодняшнего урока РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ. (запись в
тетради)
(слайд №3)
Организмы,
клетки которых не имеют ядра, называются прокариотами (все бактерии и
синезеленые водоросли). Но чтобы достигнуть цели урока вам
необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью прокариотической
клетки.
Работа в группах. Дается задания по
группам с помощью учебника, учащиеся должны ответить на вопросы и дается время
на обсуждения
1Назвать
представителей прокариот и место обитания. (слайд №4)
2Особенности
дыхания прокариот. (Слайд №5)
Многие
прокариоты — анаэробы, т. е., в отличие от подавляющего большинства эукариот,
им не нужен кислород воздуха. С другой стороны, многие прокариоты способны
захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут
эукариотические организмы.
3.
Размножение прокариот. (Слайд №6)
Прокариоты
чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Половой
процесс, т. е. процесс обмена генетическим материалом, у прокариот встречается
значительно реже. Многие прокариоты, например бактерии, в неблагоприятных
условиях способны образовывать споры. При этом содержимое бактериальной клетки
сжимается, и вокруг него выделяется плотная оболочка. После этого прежняя
бактериальная клетка разрушается, и спора выходит наружу. Спора может
десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не
боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые
солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами. При
попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.
Споры
многих бактерий способны выдерживать 10 минут при температуре 100 С.
Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохранятся
жизнеспособными в течении 1000 лет.
4.
Особенности строения прокариотической клетки. (Слайд №7)
Прокариотические
клетки обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм. У них нет ядерной
оболочки, и единственная хромосома часто имеет кольцевидную форму и находится
непосредственно в цитоплазме клетки. Клетка окружена мембраной, поверх которой
у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму
клетки и придающая ей прочность. Внутри прокариотической клетки отсутствуют
органоиды, окруженные мембранами, т. е. в ней нет эндоплазматической сети (ее
роль выполняют многочисленные выступы клеточной мембраны), нет митохондрий, нет
пластид. Рибосомы у прокариот мелкие. Прокариоты часто имеют органоиды движения
— жгутики и реснички.
Тайм ПЭА ШЭА с партнером по плечу даете
характеристику Особенности строения и жизнедеятельности бактерий
1.
Снаружи клетку окружает плотная оболочка.
2.
В цитоплазме находится очень много рибосом (до 1000 на одну клетку).
3.
Впячивания цитоплазматической мембраны выполняют функции многих органоидов.
4.
Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества.
5.
Носитель наследственного материала – ДНК или РНК – часто замкнут в виде кольца
и не образует оформленного ядра.
6.
Размножаются путем деления, которое наступает после удвоения бактериальной
хромосомы – кольцевидной ДНК – или после полового процесса, протекающего в
форме обмена генетическим материалом между особями.
7.
При неблагоприятных условиях образуют споры.
8.
По типу питания бывают:
9.
Значение в природе и в жизни человека. Выступает ученица со своим сообщением.
IV.
Закрепление изученного материала.
Выполняется
структура ТОКИН МЭТ на листочках пишете слова фразы по изученной теме. Затем
связываете. И презентете свою работу
Домашнее задание.
Знания, которые вы получили на сегодняшнем
уроке используйте при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание у вас будет на карточках,
карточки лежат у вас на парте, посмотрите. Вы должны заполнить таблицу
«Основные различия между прокариотами и эукариотами»
(Слайд №14)
Основные
различия между прокариотами и эукариотами
Характеристика
|
Прокариоты
|
Эукариоты
|
1
|
2
|
3
|
Размеры
клеток
|
Диаметр
0,5–5 мкм
|
Диаметр
до 40 мкм, объем
в 1000–10000 раз больше,
чем у прокариот
|
Генетический
материал
|
Кольцевая
ДНК находится в цитоплазме. Нет ядра,
хромосом, ядрышка
|
Молекулы
ДНК связаны с белками и образуют хромосомы внутри оформленного ядра, там же
есть ядрышко
|
Органеллы
|
Органелл
мало. Ни одна
из них не имеет двойной мембраны. Внутренние мембраны встречаются редко; если
они есть, на них протекают процессы дыхания или фотосинтеза
|
Немембранные
органеллы –
рибосомы, микротрубочки,
клеточный
центр.
Одномембранные
– комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли.
Двумембранные
– ЭПС, митохондрии, пластиды
|
Клеточные
стенки
|
Жесткие,
содержат полисахариды и аминокислоты. Основной арматурный
компонент – муреин
|
У
растений и грибов жесткие, содержат полисахариды.
Основной арматурный компонент у растений – целлюлоза,
у грибов – хитин
|
Фотосинтез
|
Хлоропластов
нет. Происходит на мембранах, без специфической упаковки
|
Происходит
в специализированных органоидах – пластидах, имеющих специфическое
строение
|
Фиксация
азота
|
Некоторые
обладают этой способностью
|
Ни
один эукариотический
организм не способен к фиксации азота
|
|
|
|
|
|
V
Итог урока
Подведем итог урока. Цели, которые ставили
в начале урока, достигли?
(Выставление оценок с комментарием, а так
же выставлю оценки за тестовые задания)
Задания разной степени сложности,
я разрешаю выбрать задания, которые будут соответствовать вашему уровню
подготовленности. §2.7.
Спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.