Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока «РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ» (9 класс).

конспект урока «РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ» (9 класс).

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по биологии 9 класс, на тему:

«РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК

ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ»

растительная клетка и ее строение - Ботаника - Каталог статей - Персональный сайт

 

Учитель биологии высшей

квалификационной категории

Гаязова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Цели: 1.Актуализировать знания учащихся о строении и функциях клеток. Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал.

2. Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений. Развитие связной речи учащихся, произвольного внимания, памяти, мышления

3.Воспитание положительной мотивации к учению. Привитие умений оценивать свою работу путём рефлексии. Воспитание уверенности в себе, работоспособности. Формировать умение работать в команде

 

Элементы содержания: прокариоты, эукариоты, анаэробы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Оборудование: таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Прокариотические организмы», «Эукариотические организмы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Тест по теме «Строение клетки»

Вариант I

1. В состав мембраны входят:

а) белки и углеводы;

б) белки и липиды;

в) углеводы и жиры;

г) белки и неорганические вещества.

2. Фагоцитоз – это:

а) захват клеткой жидкости;

б) захват твердых частиц;

в) транспорт веществ через мембрану;

г) ускорение биохимических реакций.

3. В состав ядрышка входит:

а) ДНК;

б) рРНК;

в) белок и ДНК;

г) белок и рРНК.

4. Хромосомы – это:

а) структуры, состоящие из белка;

б) структуры, состоящие из РНК;

в) структуры, состоящие из ДНК;

г) структуры, состоящие из белка и ДНК.

5. Основная функция лизосом – это:

а) синтез белков;

б) расщепление органических веществ;

в) избирательный транспорт веществ;

г) пиноцитоз.

6. Что такое кристы?

а) Складки внутренней мембраны митохондрий;

б) складки наружной мембраны митохондрий;

в) межмембранные образования;

г) окислительные ферменты.

7. От чего зависит число митохондрии в клетке?

а) От размеров клетки;

б) от уровня развития организма;

в) от функциональной активности клетки;

г) от всех указанных условий.

8. Какие пластиды имеют пигмент хлорофилл?

а) Лейкопласты;

б) хлоропласты;

в) хромопласты;

г) все перечисленные пластиды9. Какие органоиды имеют немембранное строение:

а) ядро и лизосомы;

б) аппарат Гольджи;

в) эндоплазматическая сеть;

г) рибосомы.

10. Вирусы могут существовать как:

а) самостоятельные отдельные организмы;

б) внутриклеточные паразиты прокариот;

в) внутриклеточные паразиты эукариот;

г) внутриклеточные паразиты прокариот и эукариот.

Вариант II

1. Какую  из  перечисленных  функций  не  выполняет  клеточная  мембрана?

а) Транспорт веществ;

б) защиту клетки;

в) взаимодействие с другими клетками;

г) синтез белка.

2. Роль ядрышка заключается в образовании:

а) хромосом;

б) лизосом;

в) рибосом;

г) митохондрий.

3. В состав хроматина ядра входит:

а) ДНК;

б) иРНК;

в) белок и ДНК;

г) белок и  иРНК.

4. Функции шероховатой ЭПС:

а) транспорт веществ и синтез белков;

б) переваривание органических веществ;

в) синтез лизосом;

г) образование рибосом.

5. Какую функцию выполняют рибосомы?

а) Фотосинтез;

б) синтез белков;

в) синтез жиров;

г) синтез АТФ.

6. Новые митохондрии в клетке образуются в результате:

а) деления и роста лизосом;

б) деления и роста других митохондрий;

в) синтеза, протекающего в ядре;

г) выпячивания мембран ЭПС.

7. Какие пластиды накапливают запасной крахмал?

а) лейкопласты;

б) хромопласты;

в) хлоропласты;

г) все перечисленные пластиды.

8. Органоиды движения – это:

а) цитоплазматические выросты;

б) самостоятельные структуры;

в) части ЭПС;

г) клеточные включения.

9. Значение клеточного центра:

а) синтез ДНК и РНК;

б) участвует в делении клеток;

в) переваривает пищевые частицы;

г) участвует в фотосинтезе.

10. Вирусы состоят:

а) из белка, ДНК и РНК;

б) липопротеинов, ДНК и РНК;

в) полисахаридов, ДНК и РНК;

г) гликопротеинов, ДНК и РНК.

(Учащиеся меняются работами и проверяют, выставляют оценки)

Ответы:

Вариант I:  1 – б,  2 – б,  3 – г,  4 – г,  5 – б,  6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – г, 10 – г.

Вариант II:  1 – г,  2 – в,  3 – в,  4 – а,  5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – б, 10 – а.

III. Изучение нового материала.

На доске таблицы эукариотической и прокариотической клетки. Мыслительный приём СИН –ФИНК –УАНДЭ сингапурской технологии.

-Что вы видите?

Что такое клетка Какие бывают клетки?

-Что вы можете сказать?

-Какой вы можете задать вопрос?

Тема сегодняшнего урока РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ. (запись в тетради) (слайд №3)

Организмы, клетки которых не имеют ядра, называются прокариотами (все бактерии и синезеленые водоросли). Но чтобы достигнуть цели урока вам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью прокариотической клетки.

Работа в группах. Дается задания по группам с помощью учебника, учащиеся должны ответить на вопросы и дается время на обсуждения

1Назвать представителей прокариот и место обитания. (слайд №4)

2Особенности дыхания прокариот.  (Слайд №5)

Многие прокариоты — анаэробы, т. е., в отличие от подавляющего большинства эукариот, им не нужен кислород воздуха. С другой стороны, многие прокариоты способны захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут эукариотические организмы.

3.  Размножение прокариот. (Слайд №6)

Прокариоты чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Половой процесс, т. е. процесс обмена генетическим материалом, у прокариот встречается значительно реже. Многие прокариоты, например бактерии, в неблагоприятных условиях способны образовывать споры. При этом содержимое бактериальной клетки сжимается, и вокруг него выделяется плотная оболочка. После этого прежняя бактериальная клетка разрушается, и спора выходит наружу. Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами. При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут при температуре 100 С. Высушивание  переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохранятся жизнеспособными в течении 1000 лет.

4. Особенности строения прокариотической клетки. (Слайд №7)

Прокариотические клетки обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм. У них нет ядерной оболочки, и единственная хромосома часто имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки. Клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и придающая ей прочность. Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т. е. в ней нет эндоплазматической сети (ее роль выполняют многочисленные выступы клеточной мембраны), нет митохондрий, нет пластид. Рибосомы у прокариот мелкие. Прокариоты часто имеют органоиды движения — жгутики и реснички.

 

Тайм ПЭА ШЭА  с партнером по плечу даете характеристику Особенности строения и жизнедеятельности бактерий

1. Снаружи клетку окружает плотная оболочка.

2. В  цитоплазме  находится  очень  много  рибосом  (до 1000 на одну клетку).

3. Впячивания цитоплазматической мембраны выполняют функции многих органоидов.

4. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества.

5. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК – часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.

6. Размножаются путем деления, которое наступает после удвоения бактериальной хромосомы – кольцевидной ДНК – или после полового процесса, протекающего в форме обмена генетическим материалом между особями.

7. При неблагоприятных условиях образуют споры.

8. По типу питания бывают:

 

9. Значение в природе и в жизни человека. Выступает ученица со своим сообщением.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполняется структура ТОКИН МЭТ на листочках пишете слова фразы по изученной теме. Затем связываете. И презентете свою работу

Домашнее задание.

Знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке используйте при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание у вас будет на карточках, карточки лежат у вас на парте, посмотрите. Вы должны заполнить таблицу «Основные различия между прокариотами и эукариотами»

(Слайд №14)

Основные различия между прокариотами и эукариотами

Характеристика

Прокариоты

Эукариоты

1

2

3

Размеры клеток

Диаметр 0,5–5 мкм

Диаметр до 40 мкм, объем
в 1000–10000 раз больше,
чем у прокариот

Генетический
материал

Кольцевая ДНК находится в цитоплазме. Нет ядра,
хромосом, ядрышка

Молекулы ДНК связаны с белками и образуют хромосомы внутри оформленного ядра, там же есть ядрышко

Органеллы

Органелл мало. Ни одна
из них не имеет двойной мембраны. Внутренние мембраны встречаются редко; если они есть, на них протекают процессы дыхания или фотосинтеза

Немембранные органеллы –
рибосомы, микротрубочки,

клеточный центр.

Одномембранные – комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли.

Двумембранные – ЭПС, митохондрии, пластиды

Клеточные

стенки

Жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты. Основной арматурный
компонент – муреин

У растений и грибов жесткие, содержат полисахариды.
Основной арматурный компонент у растений – целлюлоза,
у грибов – хитин

Фотосинтез

Хлоропластов нет. Происходит на мембранах, без специфической упаковки

Происходит в специализированных органоидах – пластидах, имеющих специфическое
строение

Фиксация азота

Некоторые обладают этой способностью

Ни один эукариотический
организм не способен к фиксации азота

V  Итог урока

Подведем итог урока. Цели, которые ставили в начале урока, достигли?

(Выставление оценок с комментарием, а так же выставлю оценки за тестовые задания)

 Задания разной степени сложности,  я разрешаю выбрать задания, которые будут соответствовать вашему уровню подготовленности. §2.7.

Спасибо за урок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока «РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ» (9 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:образовательная Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал;

Развивающая: развивать познавательный интерес, творческие способности и умения применять знания в незнакомых ситуациях;Развитие связной речи учащихся, произвольного внимания, памяти, мышления.

Воспитывающая:Воспитание положительной мотивации к учению. Привитие умений оценивать свою работу путём рефлексии. Воспитание уверенности в себе, работоспособности. Формировать умение работать в команде

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект экскурсии-исследования Экологическое исследование парковой зоны г. Корсакова Сахалинской области на антропогенное загрязнение
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Методы исследования в биологии
  • 06.10.2020
  • 495
  • 1
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
Презентация по экологии на тему «Влияние пластика на окружающую среду и здоровье человека»
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 93. Антропогенное воздействие на биосферу
Рейтинг: 5 из 5
  • 05.10.2020
  • 4870
  • 194
«Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1794
    • DOCX 118.5 кбайт
    • 164 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаязова Гузель Наилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаязова Гузель Наилевна
    Гаязова Гузель Наилевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 2863
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 27 регионов