Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКОНСПЕКТ УРОКА «Православный храм» (Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»)

КОНСПЕКТ УРОКА «Православный храм» (Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»)

Скачать материал

 

                                                                                  

           

           

 

Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»»

 

        

Самостоятельная работа

 

 

ТЕМА УРОКА «Православный храм»

 

 

 

 

 

                                     

                                      Выполнила: Рубцова Людмила Михайловна

                                      учитель начальных классов

                                      МОУ «Куриловская   гимназия»

                                         г. Серпухов - 15

 

                                     

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

1.     Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

·         Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.

·         Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

·         Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

·         Храм.

·         Икона.

·         Иконостас.

·         Царские Врата.

·         Алтарь.

·         Богоматерь.

·         Колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Сегодняшний урок я хочу начать с отрывка из стихотворения. Послушайте. 

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло.

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.

- О чём эти строки?                                                                                                                                                                                                                                  - Это отрывок из стихотворения Ивана Сергеевича Аксакова «Благовест».                                                                                                                                                 - Что в стихотворении видим среди дубравы?                                                                                                                                                                                             – Куда тянет и манит автора колокольный звон?

3. Постановка темы и целей.

- И мы с вами сегодня на уроке «отправимся» в храм.

- Что бы вы хотели узнать о храмах?

- Обо всем об этом мы сегодня и поговорим.

4. Изучение нового материала.

http://www.novorossia.org/uploads/posts/2014-05/1400146258_tmpbcolqf.jpeg

- Перед вами Храм Христа Спасителя. Здесь служит Патриарх Московской и всея Руси.

- Храм – от слова «Хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний»

 

- Чем храм отличается от остальных знаний?

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг— символ вечности, квадрат— символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник  — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

·         1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

·         2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

·         3 купола — Святая Троица;

·         5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

·         7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

·         9 куполов — девять чинов ангельских;

·         13 куполов — Христос и 12 апостолов.

·         24 купола — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

·         25 куполов — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

·         33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.

- Давай те проведём небольшую экскурсию по городу Серпухову, в котором мы с вами все часто бываем, и посмотрим, какие есть Храмы в этом замечательном старинном городе, и как они выглядят. Обратим внимание на купола.

 

 

Галерея альбомов фотографий Foto.ru, частные фото

 

 

 

 

 

 

Кафедральный Собор

Николы Белого г. Серпухов

 

 

 

Собор Зачатия Праведной Анны Высоцкого монастыря, Серпухов

 

 

 

 

 

 

 

Собор Зачатия Праведной Анны

 Высоцкого монастыря.

 

 

 

 

Сень над мощами прп. Афанасия Высоцкого младшего. Артикул 22135. Покровский храм Высоцкого монастыря.

 

 

 

Церковь Всех Святых на Всехсвятском кладбище в Серпухове - С…   Храм Всех Святых.

 

Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, фотография

 

 

 

 

 

Введенский Владычный монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

 

- В городе Серпухове много храмов.  Изображение некоторых мы сейчас видели на фотографиях. В остальных вы сможете побывать вместе с родителями, бабушками и дедушками.

- А кто из вас видел другие храмы?

- Они все одинаковые?

- Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Нет и да.)

Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Храм – это не просто здание, это живой организм.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

 - Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?

- Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

- Каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

 

Мы с вами поднимаемся на паперть.

Словарь терминов, применяемых в архитектуре - паперть

 

 

Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.

 

Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

 

Троицкий храм Саратовский Свято-Троицкий собор

 

 

 

 

Алтарь означает  - Царство Небесное. Когда Христос умер на кресте, закрывавшее святое святых, разорвало надвое: с этого момента Христос открыл врата Царствия Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.  

 

 

ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ ч.2 " Море титек

 

 

 

 

 

Средняя часть храма. Здесь стоят все верующие христиане.

 

 

Интересное Page 22

 

 

 

 

 

Притвор.

 

Алтарь и центральную часть храма разделяет иконостас .

Иконостас

Иконостас состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти.  В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон  расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и  пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы  ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием.

Работа с учебником (стр.48)

- Как вы поняли ? Для чего в храмах ставят свечи?

- За кого можно молиться?

Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

сорокоуст о здравии israelortodoxyrussiya

Свеча ставится около иконы.

Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события.

Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой  левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).

Работа с учебником (стр. 49 - 51)

Беседа по прочитанному.

- Может ли православный человек молиться без иконы?

- Почему же молятся перед иконами?

- Что такое благословление?

- Как вы поняли: Богоматерь – это Бог или человек? Объясните?

- Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Какие иконы Богоматери вы знаете?

 

А теперь отгадайте загадку:

Уточки крякнули,

Бережки звякнули:

Собирайтесь, детушки,

К одной матушке.

- Что это за матушка: (- Храм (церковь)).

- Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (- Колокола.)

- Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.

Звонарь :: Владимир Ламзин - Социальная сеть о фотографии Фо…

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

 

5. Повторение изученного.

- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?

- Где можно молиться Богу? Только в храме?

- Тогда зачем же молиться в храме?

- Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?

6. Подведение итогов.

- А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки:

- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается. (Колокол.)

- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица. (Ангел.)

- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)

- Дверей много, а входят не все. (Алтарь)

- Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)

7. Рефлексия.

- А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

8. Домашнее задание.

По желанию вылепить из пластилина макет любого храма или нарисовать.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "КОНСПЕКТ УРОКА «Православный храм» (Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:

1.     Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

·         Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.

·         Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

 

·         Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 651 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 450
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рубцова Людмила Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рубцова Людмила Михайловна
    Рубцова Людмила Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 26057
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 409 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 955 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 653 человека

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек