Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку "Обращение" 4 класс

конспект урока по русскому языку "Обращение" 4 класс

Скачать материал

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Перми




















Конспект урока русского языка «Обращение» в 4 классе .




















Коротаева Юлия Михайловна

учитель начальной школы







Пояснительная записка


Формы образовательных технологий

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Групповая работа.

  3. Современные информационные технологии.

  4. Технологии проблемно-диалогового общения.


Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Урок разделен на 6 этапов.

На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе с помощью "исторических данных», в результате которой дети не только включаются в интерактивную деятельность, но и расширяют свой словарный запас, а также фиксируют знания, полученные на первом уроке. Все это приводит их к осознанию темы урока и формулированию ее. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока. На следующем этапе они имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа содержит вариативную часть творческого характера.


























Конспект урока русского языка в 4 «А» классе



Тема: «Обращение».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели:

Обучающая:

  • формировать умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

  • формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

Развивающая:

  • развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

  • развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

  • формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

  • формировать умение работать в паре и группе с целью создания коллективного творческого продукта

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Ход урока


  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

(сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.


3. Постановка учебной задачи.

- Сколько в русском языке падежей? (6 падежей).

- Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)

- Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

I. Словарная работа (вызвать ученика к доске писать под диктовку, остальные в тетрадях).

Задание № 1: поставить ударение, подчеркнуть буквы-орфограммы

(на орфографическую зоркость).

Кораблик, лебедь, старик, ткачиха, рыбка, варёную полбу (пшеничную кашу), золотая, месяц, зеркальце, три щелчка, по_лбу, яблочко, лоб.

- Знакомы вам эти слова? Откуда они?

(из сказок А. С. Пушкина).

Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме.

- Какие вопросы можно сформулировать к теме урока? (ответы учащихся фикс на марк.доске)

  • Что такое обращение?

  • Как обращение выделяется в устной речи?

  • Как обращение выделяется на письме?

  • Какое место обращение занимает в предложении?

  • Является ли обращение членом предложения?

Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу.

Задание № 2: Вспомним, что мы уже изучали об обращении в форме цифрового диктанта.

Если «да», то ставим цифру 1, если «нет» - 0.

(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)

1) обращение может состоять из нескольких слов (да – 1)

2) обращение всегда выражается именем собственным (нет – 0)

3) обращение может быть выражено именем прилагательным (да – 1)

4) обращение может находиться в конце предложения (да – 1)

5) обращение на письме выделяется только запятыми (нет – 0)

6) обращения употребляются только в разговорном стиле речи (нет – 0)

7) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа (да – 1)

8) обращение является главным членом предложения ( нет-0)


Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 10110010). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки)

4. Закрепление пройденного.


Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)

Задание № 3: Расставьте нужные знаки препинания. (слайд) Взаимопроверка.

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам господа...

Чем вы гости торг ведёте

и куда теперь плывёте?

Здравствуй грозная царица!

Бабушка постой немножко…


Психологическая разминка (слайд) — табличка.

- Внимательно посмотрите на схемы предложений, закройте глаза и мысленно представьте себе их.

- Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).

- Проверим вашу гипотезу. В задании № 4 подчеркните грамматическую основу предложений.

Засмеялся Балда лукаво:

«Что это ты выдумал, право?


«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.


*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.

- Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение.

- Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.

1. Найти грамматическую основу;

2. прочитать и понять по интонации.

Вывод: Обращение не является членом предложения.

- Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.

- На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)

- Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.

- Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).

Прочитать с соответствующей интонацией.

  1. Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. Что узнаёт царица? С какой интонацией она обращается к

зеркальцу в этот раз?

Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. Когда мы видим царицу в следующий раз?

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

(Какой вести?)

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. И в последний раз.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Вывод:

- К какому же выводу мы с вами приходим?

(Обращение играет важную роль в разговорной и художественной

речи) и служит одним из средств характеристики литературного героя.

Роль обращений в речи.

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.

Карточки ( работа в парах)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)

«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)

«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)

«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)

«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)

«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)

«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)

«Ты, бесёнок, ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек» (насмешливо)

«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)

«Задам тебе, вражонок, задачу!» (строго)

  1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)

«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)

«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)

«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)

«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)

1 уровень списать 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией они произносятся.

  1. Подведение итогов урока. Работа в группах.

- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки.


«Читайте Пушкина, друзья,

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Добра и ласки».

- Какое обращение я использовала? (друзья)

- Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение. ( раздаточные листы)

- Обратитесь к гостям (Например: Уважаемые гости, вам понравился наш урок?)

Завершим урок игрой на внимание. Я буду читать предложения с обращениями, а вы должны записывать по одной букве, из которых сложится слово (Предложения без знаков препинания демонстрируются через проектор или записаны индивидуальных карточках)

  • Всю от моря и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай, земля, немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал, звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).

Составьте из букв слово. (Умница) Кто был на уроке внимателен, у того получилось слово.

Д.З Составить текст-обращение к своим одноклассникам.



























Приложение 1

  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).


  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).


  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).


  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).

Приложение 2

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Здравствуй красная девица будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.»

«Ты царевич мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.»

«Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»

«Добрый путь вам господа по морю, по окияну к славному царю Салтану»

«Полно князь душа моя не печалься»


1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.



«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

«Смилуйся государыня рыбка разбранила меня моя старуха.»

«Как ты смеешь мужик спорить со мною, дворянкой столбовою?»

«Здравствуй барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.»


1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.

«Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда верный мой работник Балда!»

«Зачем ты Балда к нам залез?»

«Ты бесёнок ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек»

«Устал бедняжка! Отдохни, родимый!»

«Задам тебе вражонок задачу!»


1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.


«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя В чём, скажи, виновна я?»

«Постой бабушка постой немножко»

«Ой ты дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел»

«Что Соколко что с тобою?»

«Свет наш солнышко Ты ходишь круглый год по небу»

1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.

Приложение 3

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»



На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть).

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»























































Приложение 4

Работа в группе



Тема: «_____________________»



1_____________________________________

2_____________________________________

3_____________________________________

4_____________________________________

5_____________________________________

6_____________________________________

7_____________________________________



Приложение 5

Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.



конспект урока по русскому языку "Обращение" 4 класс
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 

Формы образовательных технологий

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Групповая работа.

  3. Современные информационные технологии.

  4. Технологии проблемно-диалогового общения.

 

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Коротаева Юлия Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3470
Номер материала 18612
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓