Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока по МХК "Титаны эпохи Возрождения"

Конспект урока по МХК "Титаны эпохи Возрождения"

Скачать материал

Тема: "Титаны  эпохи Возрождения"

Цель  урока:.                                                                                 Представить учащимся великих гениев эпохи Возрождения, ознакомить с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти; закрепить полученные знания при выполнении практических работ, развивать умения анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени, линейной и воздушной перспективы, колорита; формировать познавательный интерес учащихся; побуждать к развитию связной красивой речи; воспитывать интерес к искусству, эстетический вкус, стремление к самообразованию.

Задачи урока:                                                                                                     Развивающие - способствовать формированию познавательного интереса, эстетической активности обучаемых, побуждать к развитию связной, логичной, красивой речи на примерах произведений искусства, высказыванию собственных суждений, обогащать словарный запас.                                                             Воспитательные - воспитывать эстетический вкус, способность и желание к самообразованию.                                                                    Обучающие - познакомить с особенностями художественной культуры эпохи Возрождения, с личностью великих мастеров Ренессанса; познакомить с самыми яркими и запоминающимися («визитными карточками») произведениями творчества Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти; закрепить полученные знания при выполнении практических работ.

 

Предварительное задание: назначить “искусствоведов” биографов, историков, разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить нескольким учащимся выразительное чтение стихотворений наизусть.

 

 

 

 

Слайд № 1  Эпиграф к уроку: «Культура- дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя.»

                                                                                (Сартр.)

Слово учителя:                                                                                             Обратите внимание на три ключевых слова-гармония, мощь, интеллект, к которым мы обратимся в конце нашего урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в XVI век в итальянский город Флоренцию, прогуляемся по тем местам, в которых жили и творили удивительные люди. Их имена знает сегодня почти каждый житель на нашей планете, а репродукции картин узнаваемы с первого взгляда.

« Знаете ли Вы, что такое Флоренция? Здесь все как-то светло и радостно, как-то гармонично, приветливо и прекрасно. Есть в ней нечто от древней бессмертной гармонии, где все на месте, все нужно и все в мудром сочетании»,-  Так писал о Флоренции русский путешественник и писатель Борис Зайцев.

Римляне назвали свое поселение Флорентия, что означает «цветущая», в честь богини весны Флоры. Данте Алигьери писал: «Природа здесь не только расцветала, но некий непостижный сплав из сотен ароматов создавала». Таинство Флоры осталось даже в названии главного храма города Санта-Мария-дель-Фьоре. 96-метровый купол вознесся над городом и стал его символом.   463 ступени ведут к вершине собора.   Мы любим Флоренцию за то, что она подарила миру эпоху Возрождения, собрала вместе ее великих творцов, дала им кров и приют, силы и благословение. Художники и скульпторы, зодчие и поэты, ученые и писатели поселились на улицах этого города.   15век - век великого чуда в истории человечества.  Здесь по-прежнему мечтают, стремятся стать на цыпочки, чтобы дотянуться до титанов Высокого Возрождения.

Познакомимся с планом урока. Слайд №2

 План урока:

 1.Особенности культуры эпохи Возрождения.

   2.Речь о достоинстве человека.

   3.Титаны эпохи Возрождения.

   4.Рассказ о жизни художников.

   5.Творчество Леонардо да Винчи.

   6.Творчество Рафаэля Санти.

   7.Выводы.

   8.Практическая часть. Рефлексия. Слайд №2

                                    Ход урока

Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что скульптура  - это гимн человеку.

Интерактивное задание:  «Дальше»

-Почему искусство античной скульптуры привлекло внимание художников Возрождения? (подчеркивали гармонию физического и духовного)

-Назовите самые известные произведения скульптора Мирона? («Дискобол», «Афина и Марсий»)

-Какая статуя считается крупнейшим шедевром Фидия? (статуи Афины Парфенос и Зевс в Олимпийском храме)

Самое популярное произведение Праксителя?  (Статуя Афродиты Книдской)

-Назовите самого выдающегося скульптора Высокого и Позднего Возрождения (Микеланджело)

- Этот великий живописец вполне искренне утверждал: «Моя служанка понимает в живописи больше да Винчи».  Чьи это слова? (Микеланджело)

- Отрадно спать, отрадней камнем быть,

 О, в этот век, преступный и постыдный, 

Не жить, не чувствовать — удел завидный.

 Прошу, молчи, не смей меня будить.

                                                   Перевод Ф. И. Тютчева

-Кем и при каких обстоятельствах были написаны эти слова? (Микеланджело, сал свидетелем того, как грубо попирались идеалы гуманизма во Флоренции)

-Как выглядит единственная подписанная рукой Микеланджело работа?(скульптура «Пьета(Оплакивание Христа)»

 -Не часто художникам приходится использовать для работы материал, отбракованный  коллегами. Мастеру Возрождения удалось из брошенного материала создать шедевр. Кто этот мастер и о каком  произведении идет речь? (статуя библейского героя Давида во Флоренции)

-Какой метод использовал Микеланджело при работе над статуей? («метод ванны»)

- Расскажите о работе над фреской «Страшный суд». Раскройте аллегорию образов.

- По словам А.Дюма, если бы бессмертный дух Микеланджело еще раз посетил землю, он нашел бы себе достойное жилище именно в этом сооружении. О каком сооружении идет речь? (Собор Святого Петра)

Словарная работа. Вспомним изученное. Слайд №3

Ø Живопись подразделяется на две разновидности - станковую и монументальную.

Ø В станковой живописи (картине) такой основой служат холст, деревянная доска, лист картона или металла и т. п., позволяющие свободно перемещать произведения, развешивать их на стенах, экспонировать на выставках,

Ø Основой монументальной живописи являются стабильные архитектурные элементы зданий (стена, свод, опора) или специальная конструкция. Этот вид живописи предназначен для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды.

          

 

Характеристика эпохи Возрождения: Рассказывают учащиеся-историки:

Ученик 1

Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (“человечный”).Слайд №4

Ученик 2  Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским. Возникший в 16 в. термин “возрождение” означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство. При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, а также совмещали увлечение с литературой.

Учитель:

Характерные особенности этого периода (запись в тетрадях).

  • вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества.
  • возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
  • это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
  • главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.  (Слайд № 5)

Учитель: 

2. Речь о достоинстве человека.

         Учитель: Попробуем стать ненадолго философами и прокомментировать отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы “Речь о достоинстве человека”.  В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал: “Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь”.

- Какое слово является ключевым в данном тексте?

 - человек.

- Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека?

 – в центр мира.

- Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа?

 - свободным и славным мастером, который создаст себе тот образ, который сам предпочитает.

Вывод:   В центре мироздания – свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.

      3.Три титана эпохи Возрождения.

Учитель: Это была эра титанов Возрождения, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В истории мировой культуры эти три гения, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения – гармонию красоты, мощи, интеллекта. Каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Каждый из них настолько исчерпывающе воплощает суть ренессанского искусства и культуры, что можно сказать, что не Микеланджело, Леонардо, Рафаэль принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им.

Вывод: Микеланджело и Леонардо отличались во всем: и внешне, и по характеру, и по складу ума. Леонардо – изысканно и богато одетый красавец, очаровывающий, располагающий к себе все сердца; Микеланджело – неказист, неряшлив, не обращает внимание на свой вид, угрюм и малоразговорчив, с тяжелым характером. Леонардо всегда невозмутим, непроницаемо приветлив.

 

4.Рассказ о жизни художника.

- Что вы знаете о великом художнике Леонардо да Винчи?

Рассказ биографа о Леонардо да Винчи.

В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. (слайд №6-7)

 

 

-      Учитель:Перед нами самая загадочная картина среди шедевров мирового искусства “Джоконда”(Слайд №8)

Учитель:Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе. Тем не менее это факт: в наше время «Мона Лиза» выглядит не так, как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо, все же он наверняка считал Мону Лизу особым человеком. Она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течение трех лет работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер.

Учитель:  Дайте словесный портрет изображенной женщины
(фронтальный опрос)

Сообщение ученика-искусствоведа

Мона Лиза была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо (откуда пошло второе название картины). Когда Мона Лиза начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырех лет – по понятиям того времени, возраст, приближающийся к среднему. Портрет удался – по словам Вазари, это была точная копия натуры. Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Леонардо смотрит на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной и даже отвратительной. Картина невелика (77×52 см.), однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Что касается техники живописи, то Леонардо довел здесь свое сфумато до совершенства: десять, двадцать, а может сто лессировок положено им на картину. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в Моне Лизе. Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы, и здесь возникает своеобразный диалог. Она «сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее. И зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом, и в то же время не в состоянии отвести глаз от замечательного лица».

С 1793 года шедевр украшает один из залов Лувра.

Учитель:

Мону Лизу копировали чаще всех других картин, но передать всю глубину замысла гения не смог никто.

Рассмотрим и сравним примеры.

                                             

 

Глядя на эти  копии, мы можем понять восторги современников по поводу не только композиции, не только рисунка, не только игры светотени, но и колорита. Леонардо хотел дать в портрете моны Лизы самое жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение, на какое он только был способен, и для этого дал волю своему колористическому чувству. Вот почему он отдавался работе над портретом с таким увлечением.  

Слайд №9

Неуловимая улыбка Моны Лизы, которая при фотоувеличении исчезает, потому что написана целиком из сфуматто.

Сфуматто – воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Этот прием позволяет Леонардо моделировать тела тончайшей светотенью, причем переходы от света к тени неуловимы, и тогда тело приобретает мягкость, размытость очертаний. Но неуловимость перехода к окружающему воздуху не ослабляет границы вещей, а, напротив, придает им необыкновенную выразительность.  Картина совершенна, улыбка Моны Лизы загадочна. Но вот еще одно из оригинальных мнений: “Мона Лиза олицетворяет собой материнскую нежность, в чем, по представлению Леонардо, заключается сущность женственности”.

Слайд №10

 

 

Учитель: Работа с таблицей «Классификация четырех известных произведений Леонардо да Винчи»

«Мона Лиза» - первый в истории западноевропейской культуры психологический портрет. Художник поставил перед собой задачу – при полной внешней неподвижности модели передать движение ее души.

Портреты раннего Возрождения чаще всего были погрудными, Леонардо создал поясной портрет, использовав руки как дополнительное средство характеристики модели, раскрыв облик модели.

Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. 

 

Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы, т.е. законы влияния воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита. Слайд № 11 К этому загадочному образу неоднократно обращались поэты . Выступление литераторов Слайд №12

Слайд №13 «Мадонна Литта»  Работа стаблицей.

Ученик- искусствовед

1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.

Учитель: Неужели  это Дева Мария и Христос? Докажите.

(Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.)

Учитель: Однажды настоятель доминиканского монастыря пришел к Леонардо и сказал:

«В глубине трапезной нашего монастыря стена непропорциональна. Что можно сделать?» Как ответил Леонардо? Кульминация художественного творчества Леонардо да Винчи – фреска “Тайная вечеря” в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грация в Милане.

 

Слайд №14-15

Леонардо изобразил тот момент из “Евангелия”, когда Христос, вероятно, произнес пророческие слова: “Один из вас предаст меня” - и ученики вопрошают: “Не я ли, Господи?”.

Образ Христа ясным силуэтом читается на фоне пейзажа, природа осеняет его своим светом. Иуда резко выделяется среди других апостолов. Никто из художников, изображающих “Тайную вечерю” до Леонардо, не ставил такой сложной задачи – через реакцию разных людей, индивидуальностей, темпераментов, эмоциональных откликов показать единый смысл этого великого момента, 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения.

 

- Как вы думаете, какие отношения между людьми показаны на картине?

 "Определяя образный строй будущей композиции, Леонардо записывает: "Тот, который пил и поставил стакан на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища, другой показывает ладони, поднимает плечи к ушам и выражает ртом изумление…"

·        Рассказ детей по фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

              В основу фрески «Тайная вечеря» положен евангельский миф, рассказывающий о том, что перед казнью Христос провел вечер с учениками за трапезой, во время которой он объявил, что будет одним из них предан.  Христос произнес: «Один из вас предаст меня» и, беспомощно опустив руки на стол, умолк. Эти слова вызывают бурную реакцию окружающих, причем каждый выражает свои чувства сообразно характеру и темпераменту. Леонардо поместил предателя в группе любимых учеников как олицетворение измены, нередко скрывающейся в кругу друзей. Темный профиль Иуды резко выделяется среди остальных лиц, освещенных ровным дневным светом. Сжав в руке кошель с деньгами, он со страхом ждет, что будет назван по имени. Фреска написана на узкой стене большой продолговатой залы – трапезной монастыря Санта Мария дела Грация. Композиция фрески, где написан стол, параллельный стене, естественно связывалась с интерьером. Христос и его ученики сидят как бы в этой же самой трапезной, на некотором возвышении и в нише. И благодаря своим размерам, а фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины, они господствуют над пространством зала, притягивая к себе взгляд.

   Говорили, что лицо Христа Леонардо так и не дописал, хотя работал над фреской 16 лет. Слайд №16

Работа с таблицей

Таблица: «Классификация четырех известных произведений Леонардо да Винчи».

(Раздаточный материал к уроку)

 

 

 

·        «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

«Мадонна в гроте»

«Тайная вечеря»

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Станковая живопись

 

 

 

 

 

Монументальная живопись

 

 

 

 

Пирамидальное построение

 

 

 

 

Использование светотени

 

 

 

 

 

Использован принцип воздушной перспективы

 

 

 

 

Использован принцип линейной перспективы

 

 

 

 

Поясной портрет

 

 

 

 

 

Психологический портрет

 

 

 

 

 

Слайд №, 17-18

 

Технологическая карта №1

Закрепление темы с помощью тестов. (Задание выполняется письменно. У каждого ученика)

  • В монастыре какого города находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

1.     Лиона

2.     Милана

3.     Дрездена

4.     Барселоны

  • Сколько человек изображено на настенной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

1.     11

2.     12

3.     13

4.     14

  • Какое животное изображено на картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»

1.     горностай

2.     ласка

3.     хорек

4.     норка

  • Как по другому называется картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

1.     Джоконда

2.     Диана

3.     Олимпия

4.     Юдифь

  • На чем Леонардо да Винчи написал портрет Моны Лизы

1.     на холсте

2.     на тополиной доске

3.     на папирусе

4.     на камне

  • как долго Леонардо да Винчи писал «Джоконду»

1.     1 год

2.     3 года

3.     10 лет

4.     33 года

  • какая картина не принадлежит кисти Леонардо да Винчи

1.     «Мадонна Бенуа»

2.     «Мадонна в скалах»

3.     «Сикстинская мадонна»

4.     «Мона Лиза

Вывод Слайд №19

 

.

6. Жизнь и творчество Рафаэля Санти.

Следуют подготовленные сообщения о жизни художника. Выступают биографы.

 С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты. Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Знакомство с работами Рафаэля Санти.                              

Слайд № 20-21

Учитель:

- Рафаэль Санти был на 30 лет моложе Леонардо, а умер почти одновременно с ним, успев совершить так много в истории искусств, что трудно представить: неужели все это мог исполнить один человекРафаэль – архитектор, мастер портрета, разносторонний художник . Талантливый декоратор, он был центральной фигурой художественной жизни Рима. Но больше всего он известен в истории мирового искусства как создатель дивных “Мадонн”

Мы посмотрим на Мадонн флорентийского периода.

Слайд № 22

“Мадонна дель Грандука” 84 х 55 (1504 г.)

- Какова  композиция этой картины?

(мадонна вписана в композицию так, что почти не остается незаполненного пространства. Небольшая по размерам картина кажется монументальной.)

- Изменилась ли форма холста, фон?

(Тондо заменило обрамление, а пейзаж нейтральный фон.)

- Как изображена Мадонна?

(Она изображена в фас, спокойно стоит, опустив глаза. Мадонна не смотрит ни на младенца, ни на зрителя, очень печальна.)

- Почему, что ей видится?

(Вероятно, ей видится жертвенная судьба её ребёнка.)

Следующая Мадонна этого периода

                                  Слайд №23

“Мадонна в зелени” 113 х 88 (1505 г.)

- Какова композиция этой картины? (В центре Мадонна, у её ног два ребёнка: один – Иисус, другой – Иоанн Креститель.)

- Какая геометрическая фигура здесь просматривается? (Пирамида.)

- Что же здесь происходит, есть ли ощущение единства? (Иоанн протягивает Иисусу свой крест.)

- Но хочет ли этого мать? (Нет, она пытается удержать Иисуса. Ведь крест грозит ему жертвенной мукой. Мария решительно отгораживает сына от Иоанна.)

- Какой образ Мадонны создает Рафаэль в этой работе? (Она нежная, любящая мать, в то же время чувствуется тревога за сына.)

Очень близка по содержанию “Мадонне в зелени” ещё одна работа этого периода “Прекрасная садовница” 122 х 80 (1507 г.)

 

                                   Слайд № 24

Давайте сравним композицию предыдущей Мадонны с этой.

- Что общего? (Всё та же пирамида.)

- Но что изменилось? Попробуем рассказать, что здесь происходит. В этом нам помогут взгляды персонажей.  (Мать и сын смотрят друг на друга. В лице матери мягкость сочетается с сердечностью, в нем звучит земной голос материнского неравнодушия.) Первоначально Рафаэль изобразил Марию сидящей на грубой деревенской скамье. Одежда её очень напоминает одежду крестьянки. Видимо, именно по этой причине картина получила название “Прекрасная садовница.”

- Но давайте посмотрим на детей. Что происходит между ними? (Иоанн присел на одно колено, взор его обращён на Иисуса, в правой руке он держит крест. В его взгляде – нетерпение и настойчивость. Рот приоткрыт: он что-то говорит, очевидно, зовет Иисуса с собой.)             - Но куда?  (Может быть, играть, играть с крестом, может быть – в пустыню.)

Теперь понятна поза и движения Иисуса, его просящий взгляд, устремленный к матери. Прижавшись к ней, он с детской настойчивостью просит отпустить его играть с приятелем. Чтобы усилить свою просьбу, мальчик поставил свою босую ножку на босую правую стопу матери. Но мать непреклонна. Она не отпускает Иисуса гулять с Иоанном.

Недолго Рафаэль живет во Флоренции, всего 4 года.     И вот он в Риме.

Там он создает “Сикстинскую Мадонну” 265 х 196 (1513-1514 гг.), написанную в 1516 году для бенедиктинского монастыря в Пьяченце (сейчас картина находится в Дрездене). Для многих она является мерилом самого прекрасного, что способно создать искусство. Тема мадонны у Рафаэля слилась с темой поэтического восхваления прекрасной женщины    

Слайд №25-26                                                      

 

Выступление учеников «Искусствоведы»

 Ученик – искусствовед:

Картина была написана для монахов монастыря Св.Сикста. В XVI веке картина не была столь известна, так как считалась предметом религиозного культа. В России, особенно в первой половине XIX века, “Сикстинская Мадонна” очень почиталась, ей посвятили восторженные строки В. Жуковский, В. Белинский, А. Пушкин. Ф. Достоевский и Л. Толстой имели репродукции картины в своих рабочих кабинетах. “Сикстинскую Мадонну” Рафаэль создал как собирательный образ, включающий черты многих женщин.

Учитель:

Рассмотрим композицию. Все фигуры соединены между собой и образуют треугольник. (В центе Мадонна с младенцем, по бокам Св. Сикст и Св. Варвара, а внизу два ангелочка.)

- Куда опускается Мария? Как держит она своего ребенка?  (Она спускается на землю, в лице её печаль, тревога за сына, а младенца она держит так, как будто через мгновение кому-то его отдаст.) А что происходит с цветом в картине?  (Цвета одежды Мадонны, папы и Варвары удивительно согласованы между собой так, что ни одна краска нигде не выбивается резкостью своего тона из общего колорита.)

- Какие чувства, мысли пробуждает эта работа?  (Жизнь, смерть, бессмертие, красота.)

Возвратимся к началу урока и попытаемся ответить на вопрос: как же изменялся образ матери в произведениях Рафаэля?

(Ответы учащихся.)

Рафаэль болел 7 дней. 6 апреля 1520 года он скончался. Это было в день его рождения. Весь Рим принял эту весть с рыданиями. Художник был похоронен в Пантеоне, в нише, куда ставили статуи святых. Над его могилой, по бокам – две колонны, а между ними – статуя мадонны

Учитель

Вывод: Рафаэль - золотая середина Возрождения. Он ищет и находит равновесие между “микеланджеловским” и “леонардовским” началами, между титанизмом, неистовой мощью Микеланджело и невозмутимой приветливостью, загадочностью Леонардо. Микеланджело больше всего интересовал сам человек, для него весь мир сосредоточен в нем, и поэтому все, что вне человека, Микеланджело не интересует. Леонардо, напротив, был сосредоточен на том, что пребывает вне человека. Рафаэль же сумел осуществить равновеликость этих, столь противоположно направленных, интересов, - гармония и красота его живописи столь велики, что дальше, после Рафаэля, искусство Ренессанса не могло уже развиваться. Дальше уже могла быть только гибель ренессанского идеала. Слайд №27

Обратимся к ключевым слова нашего урока. Слайд № 28

Итак, ключевые слова нашего урока: Мощь-Микеланджело; Интеллект  – Леонардо да Винчи; Гармония – Рафаэль.

 

Сопоставительный тест Слайд № 29

 

Практическая часть урока:

1. Мозаика. Составление шедевров мирового искусства, представленных на уроке художников. Картину можно разбить на мелкие фрагменты или на большие, что позволяет использовать ее в начальных или старших классах. Программа мозаики может быть использована при других темах.

Учитель:  Произведения каких эпох близки друг другу и почему?

Необходимый ответ:  античности и Ренессанса, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку

Слайд №30

ВЫВОД: Опираясь на мир реальный, человек сам творит виртуальный мир посредством своего ума, фантазии и с помощью информационных технологий. Мир воспринимается умом и сердцем, когда можно сказать вслед за поэтом                          Н.  Заболоцким:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Дерзайте, творите, но при этом не теряйтесь в общей массе людей, оставайтесь неповторимыми, исключительными. Именно к этому призывает всех нас Лина Костенко ( Слайд № 30)

Вже почалось, мабуть, майбутнє.

Оце, либонь, вже почалось…

Не забувайте незабутнє,

Воно вже інеєм взялось!

І не знецінюйте коштовне,

Не загубіться у юрбі.

Не проміняйте неповторне

На сто ерзаців у собі!

Минають фронди і жиронди,

Минає славне і гучне.

Шукайте посмішку Джоконди,

Вона ніколи не мине…

Згадайте в поспіху вагона,

В невідворотності зникань,

Як рафаелівська Мадонна

У вічі дивиться вікам!

В епоху спорту і синтетики

Людей велика ряснота.

Нехай тендітні пальці етики

     Торкнуть вам серце і вуста.

Учитель:  (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках). Прочитайте и запишите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.( Слайд №31)

1.Искусства смягчают нравы. (Овидий).

2.Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций).

3.Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель).

4.Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н.Ге.)

Ребята, а что Вы скажете после просмотра этого отрывка?

(Фильм «Служебный роман». Режиссер Эльдар Рязанов. Диск.-Харьков.-9класс.- 1минута)

(Даже в наш компьютерный век непревзойденная «Джоконда»

Леонардо да Винчи волнует сердца людей.

Домашнее задание: 1.Познакомиться с сонетами Микеланджело, Шекспира

2.В письменной форме выразить своё отношение к творчеству Леонардо да Винчи и его картине “Джоконда”.

3. Сопоставьте Мадонны Рафаэля с Мадоннами Леонардо. В чем

различие, а в чем сходство. Почему образ Мадонны называют бессмертный образ?

4.Подготовить сообщение по теме: Эпоха Возрождения. История одного шедевра»

5.Если ни одно из заданий тебе не по душе, придумай свое, но так, чтобы нас удивить.

 

Карта программированного контроля ученика

 

Заполняется учащимся в ходе урока

Ф. И. ученика

Интерактивное задание «Дальше»

Работа с таблицей

Технологическая карта №1

Практическая часть

Сообщения. Устные ответы

Рефлексия

Оцен-ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Разработка урока  
по  художественной культуре

 

11 класс                                                                    

 

Титаны эпохи ВозрожденияТема:

 

 

Шеховцова О. Р.

учитель художественной культуры

Петровской ОШ I-III cтупеней №1

Красногвардейского района

Автономной Республики Крым

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по МХК "Титаны эпохи Возрождения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель  урока:.                                                                                 Представить  великих гениев эпохи Возрождения, ознакомить с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти; закрепить полученные знания при выполнении практических работ, развивать умения анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени, линейной и воздушной перспективы, колорита; формировать познавательный интерес ; побуждать к развитию связной, красивой речи; воспитывать интерес к искусству, эстетический вкус, стремление к самообразованию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 2857
    • DOCX 1.3 мбайт
    • 145 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шеховцова Ольга Романовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шеховцова Ольга Романовна
    Шеховцова Ольга Романовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 10
    • Всего просмотров: 227628
    • Всего материалов: 53

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 37 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов