Урок математики
Провела –
Мухутдинова Н.В.
Тема. Единицы
времени.
Тема урока: Время. Единица времени - час.
Тип
урока: урок введения нового знания.
Цель: создать
условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей
времяисчисления, с основными видами часов.
Задачи
урока
образовательная
:
-познакомить
с историей возникновения часов; -
формировать представление о единицах времени: час, минута;
-
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
развивающая :
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развивать умение определять по часам (в часах и минутах);
-
развитие навыка самоконтроля, наблюдательности;
воспитательная:
- создавать условия для развития коммуникативности;
- воспитывать интерес к математике.
Результаты:
Личностные:
-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться
восприятие ценностного окружающего мира
Регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место
-определять цель выполнения заданий
-составлять план выполнения заданий
-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем
-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам
Познавательные:
-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые
будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего
незнания,
-сравнивать и группировать величины
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге на уроке
-отвечать на вопросы учителя
-сотрудничать в группе в совместном решении проблемы
Оборудование:
- Выставка
часов: настенные, наручные, настольные, электронные, механические,
песочные.
- Циферблат
с подвижными стрелками.
- Таблица
отношений единиц измерения времени.
- Лента
времени.
- Мультимедийный
комплекс.
- Презентация
к уроку.
- Ученические
проекты на темы «Часы»
Ход
урока
I.
Психологический «настрой»
Ребята! Хочу,
чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.
II.
Актуализация субъективного опыта
1.
Загадка:
Без ног и
без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
2. На
доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите
пропущенное слово.
…(Время) – драгоценный
подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Вопросы
учителя.
– Чем является
время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)
Вывод. Время –
это величина.
– Что она
характеризует?
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?
Ученица:
ВРЕМЯ.
Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ.
Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно
слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в
природе обязательно повторяются, словно «вертятся».
Еще
в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью
ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади,
определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его
измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами
или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
Разминка
для ума. Цепочка вычислений.
1) Количество
звуков в слове время увеличить во столько раз, сколько
дней в неделе. (35)
2) Полученное число увеличить на количество месяцев в году. (47)
3) Из полученного числа вычесть количество часов в сутках. (23)
4) К результату прибавить число 37. (60)
5 • 7 + 12 – 24 +
37 = 60
– Какое число
получили? Как это число связано с единицами времени?
– Каким прибором измеряют время?
III.
Изучение нового материала
1. Презентация
проекта «Часы»: Приложение 1.
– Об истории
создания часов расскажет 1 группа.
- О знаменитых
часах расскажет 2 группа.
2. Применение
знаний и способов деятельности
– Как называется
период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
– Сколько это часов? Сколько минут в 1 часе?
– Как называется единица времени, которая меньше минуты? Сколько секунд в 1
минуте?
Чтобы
вы получили конкретное представление о длительности 1 минуты, вы по моему
сигналу должны начать решать примеры. (Учитель замеряет время). По истечении 1
минуты скажите результат.
Карточка
№1
1
вариант
|
2
вариант
|
1
|
60х10=
|
11
|
236х10=
|
1
|
70х10=
|
11
|
328х10=
|
2
|
78х100=
|
12
|
238000:100=
|
2
|
86х100=
|
12
|
325000:100=
|
3
|
504х100=
|
13
|
30400:10=
|
3
|
307х100=
|
13
|
20800:10=
|
4
|
96х1000=
|
14
|
901400:100=
|
4
|
82х1000=
|
14
|
702300:100=
|
5
|
54000:100=
|
15
|
507х100=
|
5
|
47000:1000=
|
15
|
807х100=
|
6
|
8500:10=
|
16
|
6200х10=
|
6
|
7800:10=
|
16
|
4200х10=
|
7
|
785000:1000=
|
17
|
9030х100=
|
7
|
567000:1000=
|
17
|
6030х100=
|
8
|
540х100=
|
18
|
80700:100=
|
8
|
480х100=
|
18
|
70400:100=
|
9
|
99х1000=
|
19
|
56000:1000=
|
9
|
77х1000=
|
19
|
96000:1000=
|
10
|
702х100=
|
20
|
45х1000=
|
10
|
804х100=
|
20
|
35х1000=
|
Подсчитать
количество решённых примеров. Взаимопроверка результатов.
Карточка
№2
457
х 20
|
326
х 30
|
247
х 40
|
645
х 20
|
348
х 50
|
829
х 20
|
432
х 200
|
238
х 300
|
324
х 400
|
438
х
20
|
296
х 30
|
475
х 40
|
489
х 20
|
327
х 50
|
928
х 20
|
537
х 200
|
263
х 300
|
385
х 300
|
Карточка
№3
5
мин.=… с
|
2 сут =…
ч
|
5 лет =
… мес.
|
3 века
=… лет
|
1 мин.
30 с = … с
|
3 ч= …
мин.
|
6 ч 40
мин. = … мин.
|
540
мин.=… ч
|
4 нед.=
… сут.
|
6 лет и
3 мес. = … мес.
|
7 мин.=
… с
|
3 сут.
=…ч
|
6 лет =
… мес.
|
2 века
=… лет
|
1 мин.
50 с = … с
|
4 ч =…
мин.
|
5 ч 40
мин. = …мин.
|
480 мин.
=…ч
|
3 нед. =
… сут.
|
8 лет и
4 мес. =… мес.
|
ОБОБЩЕНИЕ:
за 1 минуту
можно…,
прочитать от 50 до 150 слов, записать 40-45 двузначных чисел.
80 штук
будильников (часов)
14
холодильников
18
телевизоров
4
автомобиля
2700
экземпляров книг
258 детей
рождается во всем мире
72 удара
сердца в минуту происходит
300 миллионов клеток
нашего тела умирает
116 людей
женятся
144 человека
переезжают в новый дом
360 раз
ударяет молния
5 землетрясений
происходит во всем мире
2 468 177 килограммов
мусора создается
6 206 232 килограмм
углекислого газа выпускается в атмосферу, как побочный продукт горения
ископаемого топлива
58 самолетов
взлетают по всему миру
ФИЗМИНУТКА.
Физкультурная
минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и
назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными
к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
3. Работа
с учебником
1.
Задание, связанное с работой с моделями часов.
№ 224
-Сколько
времени прошло от начала суток, если сейчас 2 ч ночи? 9 ч утра? 3 ч дня?
№225
Как сказать по – другому,
сколько сейчас времени 16 ч, 20 ч, 21 ч 40 мин?
2.
Задание, связанное с переводом мер времени.
1) Выразите в
часах, в сутках, в месяцах, в годах (проверка в парах)
– Как выполнять
перевод мер времени? (Ответы учащихся.)
4.
Практическая работа с календарём:
1. По календарю
определяются не только дни недели, но и времена года.
– Сколько времен
года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев в году?
– Сколько дней в апреле месяце?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?
- На какой день
недели выпадает день вашего рождения?
- Какой день недели
будет 8 марта? Сколько дней будет продолжаться праздник в 2015 году? Как
узнали?
Каждые 4 года у
нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1
раз в 4 года.
2012 год –
високосный, назовите следующий високосный год. (2016)
2. Работа с лентой
времени.
№ 248- Москва
основана в 1147 году. Какой это век?
№ 249- А.С.
Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. Какие это века?
№ 241
32 сн. за 2
с.
? сн. за 10
с
1) 10 : 2 = 5
(раз) – больше времени.
2) 32 х 5 =
160 (сн.) – за 10 секунд.
Ответ: 160 снимков сделает камера за 10
секунд.
Рефлексия
- Тест: выбрав
правильные ответы, составив буквы, прочитаете слово.
1.
Самая мелкая единица времени:
а)
час с) секунда м)
век е) год
2.
Какое утверждение верное?
б) в
одном часе - 60 секунд у) год - это 365 суток т) в
веке - 365 месяцев
3.
Найди ошибку:
с) 2ч
10 мин. = 130 мин. п) 3 сут. = 74 час. о)
1 в. = 100 лет.
4. В
каком ряду единицы времени расположены в порядке убывания:
е) век,
год, месяц, неделя; д) секунда, минута, час, сутки; и) век, сутки, год,
минута.
5.
Какое из утверждений верное?
в)
1/2суток-14 часов д) 1/2 часа - 12 мин.
р) 1/12 года - 1 месяц
-
Какое слово получилось? (СУПЕР)
- Вы
супер как хорошо справились с заданиями.
VI.
Домашнее задание (техника трёхуровнего домашнего задания)
1 уровень № 240 –
выполнить перевод величин;
2 уровень – № 242 - решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или
дней недели.
VII. Итог
урока
– Что нового
узнали, чему научились?
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.