Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия
№ 2 г. Южно-Сахалинска
Математика
3
КЛАСС
АВТОР Сабадина Евгения Максимовна
Математика Л.Г. Петерсон.
Тема урока: Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
·
сформировать умение складывать и вычитать
многозначные числа.
·
сформировать умение строить алгоритмы на
примере построения алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел.
·
Закрепить знание нумерации многозначных
чисел: чтение, запись, сравнение, выражение в разных счётных единицах,
представление в виде суммы разрядных слагаемых.
·
Закрепить умение решать текстовые задачи.
·
Тренировать способность к умению учиться.
Демонстрационный материал: эталон
разрядного состава числа (таблица разрядов), эталон сложения и вычитания
многозначных чисел.
Раздаточный материал:
ХОД
УРОКА
1. Мотивация
к учебной деятельности.
-
Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. («Без муки нет и науки»).
Какой смысл в ней кроется? (варианты детей). Какой вывод мы можем отсюда
сделать?
Сегодня при
открытии нового мы столкнемся с трудностью и это не должно нас пугать.
2. Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Но перед тем как
открыть новое знание, что мы должны сделать? (Вспомнить, что уже знаем).
На доске записаны
числа: 642735, 321624.
-Прочитайте первое
число, второе. Сколько классов в этих числах? Назовите их. Каких классов в этих
числах нет?
- Какое число
больше? Как узнали?
-Что обозначает
цифра 4 в этих числах? А цифра 6? О чем это нам говорит? (поместное значение
цифр).
- Какие знания нам
помогли при ответе на данные вопросы? (или какой эталон помог?)
-Проговорим эталон
(таблица разрядов).
Таким образом, что
мы умеем делать с многозначными числами? (Варианты детей).
Запишите в тетрадь
два числа для сложения в столбик. (рядом для вычитания в столбик). Сможем ли мы
выполнить данное действие? (Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном
(алгоритмом) воспользовались?)
-Поднимите руки
те, кто не смог найти сумму? Что показало нам пробное действие? (Ответы детей).
3.
Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание
выполняли?
-Как вы
рассуждали? Каким эталоном воспользовались при выполнении действия?
-Подошел ли он к
вашему заданию?
-Где возникло
затруднение? На какой ступени возникла трудность?
-Почему вы не
смогли справиться с этим заданием?
4.Построение
проекта выхода из затруднения.
-Исходя из
возникшего затруднения, какую цель на уроке вы себе поставите? (Формулируют).
-Тогда как будет
звучать тема сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел).
-Какой алгоритм вы
будете уточнять? (Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел).
-Какой первый шаг
алгоритма? (запись разряда под разрядом)
-Что делаете
дальше? (Складываем единицы).
-Что после?
(Складываем десятки и сотни).
-Следующий шаг
сформулируйте самостоятельно.
-По какому плану
будете работать дальше?
(На доске
фиксируем план работы на уроке). 1.Записать числа и вычислить. 2.
Сформулировать недостающий шаг (затруднение). 3. Составим эталон.
5.
Реализация построенного проекта.
-Работать вы
будете в группах. На работу отводится 3 минуты.
- Озвучивание результатов
одним представителем из группы. (Доказательство действий учащихся).
-Уточните, принцип
записи многозначных чисел изменился по сравнению с трёхзначными числами? (нет).
-Таким образом,
какой вывод можно сделать? (Сложение и вычитание многозначных чисел в столбик
выполняется так же, как сложение и вычитание трёхзначных чисел). А как?
(Проговаривают). Фиксирую эталон (на доске).
С. Д. Е .С. Д. Е.
+
-Решите пример на
сложение (после – на вычитание). -№4 (2,3). Ученик один у доски, остальные – в
тетрадях. Давайте сформулируем алгоритм сложения и вычитания многозначных
чисел. Подробное проговаривание и фиксация алгоритма на доске.
Сравните алгоритм
со своим эталоном.
Справились ли вы с
возникшим затруднением? Докажите.
-В чём вам поможет
этот алгоритм? (ответы детей).
Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5 –
Надо нам присесть
и встать.
Руки развести
пошире.
Наклониться – 3,
4.
И на месте
поскакать.
На носок, потом
на пятку.
Так мы делаем
зарядку.
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Все ли
поставленные цели были выполнены?
-Что ещё не
достигнуто? (Мы не потренировались использовать алгоритм).
№5 стр. 68.
Найдите ошибки в примерах Незнайки, Буратино и Винни-Пуха.
№ 6 стр. 69 (1,2
столбик по вариантам). Проверка по образцу. Те, кто допустил ошибку,
проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и
исправляют.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Что делаете
дальше? (Работаем самостоятельно). Для чего вы это делаете? (ответы детей).
Выполните №6 (3
столбик).
-Как будете
записывать примеры?
Записали номер в
тетради, работаем.
Проверьте работу.
(На доске открыт
по завершению с/р эталон для самопроверки)
235287 _788095
+ 8609
52008
243896 736087
8. Включение в
систему знаний и повторение.
-Ребята, где вы
сможете использовать полученные на уроке знания? (Варианты детей).
Решите задачу:
Лужин Федор Федорович в 1719 году вместе с Евреиновым И.М. описал
Камчатку и Курильские острова. Тилезиус Вильгельм Готлиб в 1805 году вместе с
Крузенштерном И.Ф. описали восточный и часть западного берега Сахалина. Через
сколько лет после описания Камчатки и Курильских островов был описан восточный
и часть западного берега Сахалина?
-Прочитайте
задачу.
-О ком
говорится в задаче?
-Что
они сделали для Сахалинской области?
-Что
известно?
-Что
нужно найти?
-Сможем
ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Как
узнаем (каким действием) через сколько лет после описания Камчатки и Курильских
островов был описан восточный и часть западного берега Сахалина?
-Выполните
решение в тетради (1 у доски).
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Что нового о
многозначных числах вы узнали на уроке?
-Какие цели вы
перед собой ставили? Все ли удалось достичь? Докажите.
-У кого остались
затруднения по сегодняшней теме? Над чем еще вам нужно поработать?
-Можем себя
похвалить за хорошую работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.