Конспект
урока «Искусство» в 9 классе
Тема
урока: «Какие знания даёт искусство?»
Составил
учитель музыки и искусства: Шевченко Л.В.
(
урок открытия новых знаний, с методами исследования и поиском решения
поставленных задач, созданием проблемных ситуаций )
1
Организационный момент. Мотивация.
Звучит
«песня волшебный мир искусства».
Учитель
Здравствуйте, уважаемые учащиеся ,
уважаемые учителя, гости сегодняшнего урока.
Я приглашаю вас в волшебный мир
искусства. Приглашаю вас в путешествие к познанию мира через искусство .
Я надеюсь , что этот урок будет
продуктивным и у нас всё получится. Дело тогда имеет результат, если каждый в
это дело вложит частичку своего труда. Значит, от каждого из вас зависит итог
нашего общения. Когда то Конфуций сказал: «Если я каждый день буду приносить
горсть земли, то я в конце создам гору.»
2. Актуализация знаний.
На начальном этапе нашего урока я
попрошу вас вспомнить
-Какие виды искусства вы знаете!
(ответы детей)-музыка, живопись, литература,
скультура, театр, кино, декоративно- прикладное искусство и т. д.
Наш урок я хотела бы начать словами из
нашего параграфа.
Искусство помогает людям
обратить внимание на то, что в обыденной жизни они
сами не всегда видят. Оно как бы открывает
привычные вещи и явления с иной стороны.
Особенно важно, что
искусство дает людям знания порой незаметно,
ненавязчиво.
3.
Создание проблемной ситуации.
Учитель:
Итак два слова.
Искусство. Знания.( прикрепляем слова на доске)
Учитель : предлагаю соединить два этих
слова в одно предложение. Оно очень короткое!!!( подсказка лежит на
поверхности)
Ваши варианты.
Итак
предлагаю записать тему урока: «Какие знания даёт искусство?»
Предлагаю
выявить проблему , которую мы должны решить за
урок
Вам
даны слова для
справок
знания,
прошлое, искусство, наука ,воплощение, будущее, реальность , ( 1 мин)
Обсуждение
предположений ( 1 мин)
Знания, полученные в прошлом в
разных видах искусства, нашли своё научное подтверждение в будущем.
4. Целеполагание
Итак нам предстоит соединить уже три слова
– наука знания искусство
И сформулировать цель урока ( работа
детей предположение)
«Выявить и исследовать научные знания в
искусстве!»
5. Этап первичных усвоений знаний.
область
изучения живопись ( табличка на доске)
Перед вами картина Ж.. Э. Лиотара
«Шоколадница». Внимательно рассмотрите весь фон этой картины, что вы можете
сказать?
Ответы детей ( Разложение света на 7
цветов спектра)
Учитель: Да, ребята! Художник Лиотар
разложил свет по законам, в то время еще не известным физике.
Учитель: Внимание на экран!
Демонстрация
ролика о разложении света.( первичное закрепление знаний)
Художник В.
Кандинский разработал теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к
решению задач современной психологии.
Учитель Давайте проверим свои ощущения.
Влияет ли цвет на нас. (первичная проверка знаний)
Работа у доски(
первичное закрепление знаний)- соответствие
Вопросы: Почему
потолок именно белый?
Какие цвета у вас преобладают в зале и в спальной комнате?
Техника письма
художника ВАН ГОГА
Задача:
исследовать технику и выдвинуть предположения!
Один
ученик приглашается к доске и ставит точку на полотне продлевая её, выводом
служит , что линия получается полукруглая,( первичная проверка знаний) а это значит…..
Учитель: Читаем в учебнике…..
Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера
письма художника, как выяснилось, не что
иное, как распределение яркости, соответствующее
математическому описанию турбулентного потока. Теория которого
была заложена великим математиком А. Колмогоровым
лишь к середине XX в. Ученые,
объяснив явление турбулентности, решают серьезную
проблему в авиации: ведь сегодня причиной
многих воздушных катастроф
становится именно турбулентность.
Ученые, оцифровавшие и математически
рассчитавшие произведения французского художника В.
Ван Гога, утверждают, что он обладал
уникальным даром видеть то, что простым
смертным не дано, — воздушные потоки.
Внимание на экран!
Демонстрация ролика – первичное
закрепление знаний.
Область
изучения –ЛИТЕРАТУРА
Учитель:
Нам
предстоит познакомиться с 2 литературными произведениями.
Отрывок
из них- произведения А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» у вас
находится на столе. Я попрошу вас ознакомиться с текстом и предположить, что
же изобрёл Гарин ?( 2 мин)
Учитель: Кто же
такой Жюль Верн? И что он изобрёл, кто знает?
Ответы детей (
подсказка в слайде.)
Учитель:
•
В
своих произведениях Ж. Верн предсказал научные открытия и изобретения в самых
разных областях, в том числе акваланги, телевидение и
космические полёты. А также:
•
Электрический
стул
•
Самолёт.
•
Вертолёт.
•
Полёты
в космос, в том числе на Луну .
•
Видеосвязь
и телевидение.
•
и
многое другое
Область изучения Вселенная
А. Эйнштейн, создатель теории
относительности, сказал, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое
время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Докажите,
что это высказывание верно!
Ответы детей –первичная проверка знаний
Область изучения – музыка
Учитель
: Выдающийся музыкант, основоположник классицизма в музыке. Он является
основателем строгих законов музыки.- это И. С. Бах.
Одной из уникальных
догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее
музыкальное творческое открытие XVII в. —
фуга — жанр полифонической музыки, который
получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха .
Именно фуга с ее разновременно вступающими
голосами представляет собой некую образную
модель строения Вселенной.( первичное усвоение знаний)
Проблемная
ситуация.
Охарактеризуйте друзей в классе по яркости их личности.
Послушайте
фугу.
Какие ассоциации вызывает у вас музыка?(закрепление знаний) Слшание муз
фрагмента.
Доказательством
предположения Энштейна и Баха будет служить наш опыт. Работает 3 группы в рядах
и одна с учителем
Песочная
композиция( закрепление знаний)
Кто это? (проблемная ситуация)
научные открытия Леонардо и живопись
неразделимы, поэтому мы приблизим науку к живописи.
Учитель: На столах у вас
лежат тексты с открытиями Леонардо да Винчи.
Попрошу повернуться друг к другу по 4
человека и обсудить открытия в трёх группах.
1 читает , все слушают (1 мин) делаем
выводы.
Беседа о прочитанном
Проблемная ситуация.
Многие открытия Леонардо да Винчи не нашли
своё отражение в жизни. Как вы думаете в чём кроется причина?
4. Обобщение результатов. Рефлексия.
Учитель:
Наши научные исследования в искусстве
завершены, но в рамках только одного урока.
Подведём некоторые итоги
ВОПРОС: Что же помогает этим людям
предугадывать события?
Ответы детей
Учитель: Это качество может быть
только у людей с хорошо развитым образным мышлением. Поскольку
художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у
художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является
творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают
удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
Вернёмся к проблеме
Знания, полученные в разных видах
искусства, нашли своё научное подтверждение в будущем.
Доказали ли мы это? Справились ли мы с
поставленной целью?
А теперь проверка знаний- я предлагаю их
проверить тестированием
- Поменяйтесь тестами и
проверьте
работы друг- друга.
- Инсталляция из
бабочек.
- Притча о полном
стакане.
5
Домашнее задание
Художественно-
творческое задание
Стр. 125 Приведите другие
примеры научных знаний в произведениях искусства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.