- Учебник: «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
- Тема: 1.9. Общество и природа
- 02.10.2020
- 3722
- 189
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок обществознания (9 класс).
Тема урока: Законодательная власть в РФ. Российский парламент.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с работой российского парламента, с процедурой принятия российских законов.
2.Развивать умение учащихся искать информацию в Интернете, обобщать её и использовать при подготовке к урокам.
3.Формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Оборудование:
Компьютер, подключённый к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, текст Конституции РФ, презентация РОWERPOINT по заданной теме.
Для подготовки к уроку дети получают опережающее задание: найти информацию в Интернете об известных им депутатах Государственной Думы РФ.
План изучения темы:
1.Принципы правового государства.
2. Российский парламент.
3. Совет Федерации.
4. Структура Государственной думы РФ.
5.Процедура принятия законов в РФ. Виртуальная экскурсия «Как рождается закон» (www.duma.gov.ru)
Ход урока.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2 декабря 2007 г. произойдёт важное для нашей страны событие — выборы в Государственную Думу. Когда вам исполнится 18 лет, вы получите право участвовать в выборах. Как вы воспользуетесь этим правом? Придёте ли на избирательные участки? Будет ли ваш выбор осознанным? Задумываетесь ли вы о том, что от вашего выбора будет зависеть судьба страны, а следовательно, и ваша судьба, и судьба ваших близких.
2.Изучение новой темы.
Тема нашего урока. (Слайд 2)
Сегодня на уроке мы познакомимся с работой российского парламента и с процедурой принятия законов в РФ.
Краткая история правового государства (слайд 3), (приготовил ученик).
Вспомним признаки правового государства, ( дети ответили, включаю слайд и ещё раз обобщаем), (Слайд 4) и выполняют задание (слайд 5).
Что означает принцип разделения властей? В чём его суть? (Суть в том, что все три ветви государственной власти должны быть независимыми, иметь свои полномочия и обязанности. Законодательная власть защищает закон от любых посягательств.)
Какова цель разделения властей? (Цель разделения властей — предупредить возможную непомерную концентрацию власти в одних руках. Реальное разделение властей — весьма действенное средство контроля и сдерживания властей, которое в конечном итоге защищает граждан от произвола государства)
Учитель. Работаем с Интернетом, Конституция РФ. В статье 10 глава 1 Конституции РФ сказано
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное собрание.
Согласно статье 94 и 95 Конституции РФ, «Федеральное собрание Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы».
В Совет Федерации входят по два представителя (один от законодательной власти, другой от исполнительной) от каждого субъекта или региона. В отличие от Государственной думы Совет Федерации не избирается, а формируется согласно федеральным законам. (Слайд6).
Кто представляет Челябинскую область в Совете Федерации? (Елисеев Евгений Алекс. от правительства Чел. Обл., Комаров Андрей от законодательного органа).
Учитель. Структура ГД. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатов избирают граждане России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.
Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Работа Государственной думыпроходит в форме общих заседаний под руководством Председателя Думы, а также заседаний комиссий и комитетов (открываем стр. на которой находятсякомитеты и комиссии, смотрим какие существуют в ГД) Комитетов в Думе 29: комитет по конституционному законодательству, по труду и социальной политике, по бюджету и налогам, по экономической политике, по собственности, по обороне, по образованию и науке и т.д. Комитеты ответственны за предварительное рассмотрение законопроектов в их подготовку к парламентским слушаниям. Комиссий в ГД 9: по рассмотрению расходов федерального бюджета, комиссия по проблемам Северного Кавказа и т.д.
Большинство депутатов объединены во фракции в соответствии с принадлежностью к тем или иным политическим партиям или движениям (вернёмся к структуре ГД, открываем депутатские объединения).
Определите, какая партийная фракция в ГД самая многочисленная. (Фракция «Единая Россия»)
2/3 голосов избирателей на выборах 2003 г. — это не только грандиозный успех партии «Единая Россия», но и большая ответственность перед избирателями. В декабре избиратели будут подводить итоги парламентской деятельности фракции. От этой оценки и будет зависеть выбор избирателей.
Кто из депутатов представляет в Думе интересы избирателей нашей области? (работаем с составом думы по алфавиту, Аристов, Гартунг Валерий Карлович, Гришанков Михаил Игнатьевич, Крашенников Павел Владимирович,Панов Валерий Викторович).
Учитель. У депутатов Государственной думы особый статус (если хотите более подробно узнать о нём, то можете открыть стр. «статус депутата», во внеурочное время): они обладают неприкосновенностью, их нельзя подвергнуть аресту, привлечь к уголовной ответственности без специального на то согласия всех парламентариев. Избиратели не вправе отозвать депутата. Потому очень важно не ошибиться при выборе депутата, не допустить в Думу людей без чести и совести, с криминальным прошлым и корыстными интересами. Смысл депутатской деятельности — защита интересов избирателей. Смысл — великая страна и достойная жизнь граждан России. Стране нужны не потрясения, а социально-политическая стабильность.
Как вы считаете, можно ли критиковать представительную власть? (В принципе можно. Никто и ничто не запрещает нам этого делать. Но не надо забывать, что депутаты — это наши избранники. Критикуя их, мы критикуем себя, свой выбор. Отозвать депутата избиратели не могут, поэтому у них нет права на ошибку. Выбор депутата — дело ответственное) 2 декабря от ваших родителей, знакомых достигших 18 лет будет зависеть, как будем жить следующие 4 года.
Учитель. Парламенты всего мира объединяет то, что они занимаются выработкой и принятием законов, т.е. законодательной деятельностью. Государственная дума за 10 лет приняла почти 2 тысячи законов. По ним и живёт страна сегодня.
Процедура принятия закона начинается с законодательной инициативы. Что такое законодательная инициатива? Открываем Конституцию РФ. Правом законодательной инициативы по Конституции РФ (ст. 104) обладают: Президент, Правительство РФ (чаще всего), Совет Федерации и его члены, законодательные органы субъектов РФ, суды РФ — Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный. (Слайд7).
Сейчас откройте стр. «Экскурсия по ГД», «Как рождается закон».
Самостоятельная работа. Цель: каковы основные этапы принятия закона?
Возьмите карточки у вас на столах и заполните схему «Процедура принятия закона». А теперь поменяйтесь карточками с соседями. Проверьте их друг у друга. Правильное заполнение карточки у вас на экране. (Слайды8)
Если допущена 1 ошибка, ставится оценка 4, если всё правильно — 5, если ошибок 2 и более, то рекомендую к следующему уроку заполнить схему ещё раз.
А теперь мы посмотрим в Интернете, какие вопросы обсуждаются сегодня.( Карта сайта. Законопроекты).
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель. Власть законодательного органа РФ заключается не только в принятии законов. Полномочия Государственной думы и Совета Федерации довольно широки.
Например, очень важна функция контроля за исполнением законов со стороны высших органов и должностных лиц государства. Дума вправе потребовать отчёта Председателя Правительства об исполнении бюджета, отчёта Генерального Прокурора о деятельности по борьбе с преступностью.
От согласия Думы зависит назначение или отстранение от должности Президентом РФ высших государственных чиновников: Председателя Правительства, Генерального Прокурора, Председателя Центробанка и т.д.
Эти полномочия очень важны, т.к. они на деле позволяют противодействовать возможным проявлениям авторитарной политики Президента. Власть законодательного органа заключается в возможности поставить вопрос об отрешении Президента РФ от должности.
Эффективность работы законодательной власти зависит не от количества принятых законов, а от их значения для страны на данный момент.
В XVIII в. Дж. Локк писал: «Создайте лишь немного законов, но следите затем, чтобы они соблюдались». Как актуальны эти мысли для сегодняшней России!
3.Домашнее задание. (Слайд9)
1.Составьте список качеств, которыми, на ваш взгляд, должен обладать российский парламентарий.
2.Проследите результаты выборов в Государственную Думу.
Раздаточный материал.
Процедура принятия закона.
Выносится как законодательная инициатива (чаще всего) _________________________________.
Обсуждение, внесение поправок, принятие как закона ____________________________________.
Одобряется закон ___________________________________.
Подписание закона ______________________________________.
Закон считается вступившим в силу после его ________________________________________.
Раздаточный материал.
Процедура принятия закона.
Выносится как законодательная инициатива (чаще всего) _________________________________.
Обсуждение, внесение поправок, принятие как закона ____________________________________.
Одобряется закон ___________________________________.
Подписание закона ______________________________________.
Закон считается вступившим в силу после его ________________________________________.
Раздаточный материал.
Процедура принятия закона.
Выносится как законодательная инициатива (чаще всего) _________________________________.
Обсуждение, внесение поправок, принятие как закона ____________________________________.
Одобрение закона ___________________________________.
Подписание закона ______________________________________.
Закон считается вступившим в силу после его ________________________________________.
6 626 985 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.