Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада""

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада""

Скачать материал

Тема: Поэма Гомера «Илиада»

Цель: знакомство учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме  Гомера «Илиада».

Задачи:  1) создать мотивационную ситуацию для погружения детей в изучаемую тему и побуждения   к самостоятельному поиску информации;  использовать  исторические документы и поэму древнегреческого поэта  «Илиада»  как источник знаний по истории Древней Греции; 2) продолжить формирование умений пересказывать, отвечать на вопросы, работать с иллюстративным материалом, заполнять таблицу,  де­лать выводы; 3) на положительных образах гомеровских героев воспиты­вать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник А. Вигасина «История Древнего мира», презентация,  карточки

Педагогические технологии: ИКТ,  работа в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Ход урока

I. Орг. момент. Слайд 1

II.  Мотивация.

Наш урок  будет не совсем обычным.  Вы готовы сегодня со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Древние греки были мореходами. Предлагаю и вам  путешествовать по истории Древней Греции на греческом корабле. Я буду вашим капитаном. А вот и наш корабль. (слайд 2).

Всем знакомо выражение «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Выберем название нашему кораблю. Названия написаны на слайде 3. Названия кораблей:  «Молния Зевса», «Сила Посейдона», «Непобедимость Ареса».  Выбираем голосованием.

Учитель считает и подводит итоги.

- Итак, наш корабль называется ___________________ .

Путешествия невозможны без географических знаний. Слайды 4- 10.

- Давайте вспомним географическое положение Древней Греции. (Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы.)

- На каком полуострове расположена Древняя Греция? Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

-Уточним, что находится на востоке от  Древней Греции? ( Малая Азия).

- Каким морем омывается на западе? На западе Греция омывается Ионическим морем,

-На востоке? ( на востоке - Эгейским морем).

- Сделайте полное описание географического положения Древней Греции.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в Средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с востока - Эгейским морями.

А теперь, ребята, займем место на палубе  нашего корабля и приготовимся к плаванию. Слайд 11. А для этого в контурных картах, которые лежат на партах,  каждая пара гребцов (воинов) обозначит территорию Греции, Малой Азии, Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой на экране.( 1-2 мин) .

Молодцы! Все справились! Маршрут готов. Теперь уверенно можно идти вперед!

Нас ждёт много заданий – испытаний во время плавания.  (Приложение 1).

III. Актуализация знаний.

Вспомним, как началась Троянская война. Это будет  первое испытание. Испытание домашним заданием.

1)Пересказ мифа о начале Троянской войны. Оценка ответа по памятке. Слайд 12, 13.

2) Задание – сравните действительную причину Троянской войны с той, о которой рассказано в мифе. Есть ли в мифе реальные факты? Слайд 14. (Причина Троянской войны по мифу –  яблоко «раздора», спор трех богинь, похищение Елены Прекрасной.  Действительная причина – захват земли Трои, богатств. Реальный факт в мифе – нападение греками на Трою и  осада.)

- Итак, мы с вами остановились на том, что греки долгое время осаждали Трою. Как вы думаете, что же было дальше, кто победил?

- Ваши предположения во многом верны. Но чтобы нам не выдумать очередной миф, мы должны обратиться к историческим источникам, которые нам помогут узнать более точную информацию. А какие исторические источники вы знаете? Слайд 15.

Отвечают на вопрос:

- Исторические источники бывают вещественные, письменные, устные.

Сегодня вам предстоит  узнать о событиях Троянской войны и её героях из поэмы Гомера «Илиада».

- Подумайте, к какому виду источников относятся поэмы и вообще, что такое поэма?        Высказывают предположения  о том, что такое поэмы и к какому источнику они относятся. (Поэма – литературное произведение, стихотворение. Возможно,  относятся к письменному (устному) источникам).

- Давайте откроем наши тетради и запишем новое для нас слово – поэма. Слайд 16.

Поэма – большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору. Может быть героической , романтической, критической, сатирической и т.д.

- Так к какому историческому источнику относятся поэмы?  (Поэмы относятся к письменным историческим источникам).

-Запишите в тетрадях тему урока «Поэма Гомера «Илиада». Слайд 17.

IV. Изучение нового материала.

1)Постановка проблемы.

  Изучая поэму, попытаемся выяснить, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события. В ходе урока предлагаю вам выбирать  из учебника и  моего рассказа подтверждения тому, что выдумка, а что реальность, и  заполнять таблицу на карточках на ваших столах. Работайте в парах в течение урока. (Приложение 2). Слайд 18.

 

поэма – описание реальных событий

поэма – выдумки Гомера

 

 

 

 

2) Знакомство  с автором поэмы – Гомером.

Ребята, обратите снова внимание на тему урока. Мы выяснили, что такое поэма.

- А кто автор поэмы, которую мы будем изучать? (Гомер)

- А как называется поэма?

- Что вы  знаете о Гомере? Проверим, верны ли ваши предположения.

- Предлагаю узнать и рассказать  по плану о  Гомере, пользуясь планом ответа   и учебником.

Работа с планом ответа   (карточка) и учебником с. 120 п. 1 пар. 26.

План ответа:

1.      Кем был Гомер?

2.      Когда родился и умер Гомер?

3.      Какие произведения создал Гомер?

4.      Когда были созданы поэмы?

5.      Почему поэма называется «Илиада»?

Заслушивается ответ одного из учеников. Слайд 19.

Запись в тетрадь: VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея». Слайд 20.

Учитель добавляет:

  Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. 

     Слайд 21.   Легендарный город Троя был открыт Г. Шлиманом. В ре­зультате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиа­ду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произ­ведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что Шлиман обратился к поискам Трои.

14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось откры­тие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет.

Вопрос:

-Вспомните, кто собрал армию и осадил Трою?

- Оскорбленный Менелай собирает с братом Агамемноном всех греков, чтобы отомстить троянцам. Началась Троянская война.

3) Работа с картой. Путешествие продолжается. Слайд 22.

- Посмотрите внимательно на карту, найдите, где расположена Троя и где развернули свои лагеря греки.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - де­сятом годе Троянской войны.

В  поэмах Гомера боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт воен­ного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одис­сее» же он рисует главным образом картины мирной жизни.

Итак, давайте узнаем из поэмы «Илиада», что происходит дальше, после нападения греков на Троянское царство.

4) Слайд 23. Задание: у нас новое испытание, найдите и прочитайте в  нашем бортовом журнале, в учебнике с. 120, пункт 2 «Гнев Ахиллеса» параграфа 26, о том, как начинается поэма «Илиада». Придумайте вопросы к прочитанному тексту, будете задавать их своему соседу.

Беседа: подведём итоги. Ответьте на мои вопросы. Слайд 24.

- Назовите действующие лица поэмы. (Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест). Не забывайте заполнять таблицу «Реальность и вымысел в поэме».

- Почему Ахиллес не принимал участие в битве?

- Как случилось, что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и греками,  но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса , Патрокл попросил у Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса, испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)

- Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)

- В битве Ахиллеса с Гектором победителем вышел Ахиллес. После того, как Ахиллес нанес Гектору смертельный удар, он привязал за ноги мертвое тело  Гектора к колеснице и погнал коней. Слайд 25.

5) Работа с иллюстрацией. Слайд 26.

Задание:

- Рассмотрите картину русского художника XIX в. А. Иванова «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса».

-  Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Чувства жалости к отцу Гектора.)

-  Почему Ахиллес отдает тело Гектора отцу? (Ахиллес отдал тело Гектора отцу,  поскольку сжалился над ним).

-  Чем заканчивается поэма? Найдите в последнем абзаце параграфа.  (Сценой похорон Гектора).

-   Какие сказания не вошли в поэму? (Сказания об окончании войны).

6) Работа со сказанием о троянском коне. Путешествие продолжается. Новое испытание. Слайд 27.

- Что изображено на слайде?

- Какую роль этот конь сыграл в судьбе Трои?

Задание: прочитайте сказание с. 122 и поймите, верны ли ваши догадки?

Беседа:

- Что оставили греки, отплыв от Трои?

- Какой была «начинка» коня?

- Кто возглавлял отряд греков?

- Скитаниям Одиссея, героя Троянской войны, посвящена поэма Гомера «Одиссея». О его приключениях вы прочитаете дома в параграфе 27.

7) Проверка задания (заполнение таблицы). Слайд 28.

Наше путешествие подходит к концу. Но испытания продолжаются.

- Какое задание было поставлено перед вами в начале урока? (заполнить таблицу о том, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события).

- Выполните самопроверку по слайду и оцените свою работу.

- Кто выполнил безошибочно, кто допустил ошибки, какие?

- Что можно считать реальными событиями?

Ответ: в поэме  описаны реальные события, они дают достоверные  знания. Существовало государство (цари, рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны,  существование религиозных верований, находки Генриха Шлимана. 

- Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу

Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались  вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку  и т.д.

-  Кто может сделать вывод?

Вывод: Поэмы Гомера – плод художественной фантазии  гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.

V. Закрепление изученного материала.

1) Соотнесите крылатые выражения и их значение. Слайд 29.

Греческая мифология,  история,  литература подарила миру несколько крылатых выражений. Вспомним их и выполним задание.

«Яблоко раздора» - причина ссоры, вражды.

«Ахиллесова пята» - уязвимое место.

«Троянский конь» - подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана; тайный, коварный замысел.

2) Ребята, работая с учебником, заполните таблицу (Приложение 3).

 

Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

1. Гектор – военный вождь троянцев;

2. Андромаха – жена Гектора;

3. Парис – сын царя Трои, виновник войны;

4. Приам – троянский царь;

1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;

2. Одиссей – царь о. Итаки;

3. Патрокл – друг Ахилла;

4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;

5. Менелай – царь Спарты, муж Елены;

Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест.

VI. Итог урока. Оценивание.

Наше путешествие закончилось. Мы изучили события Троянской войны, познакомились с греческими и троянскими героями и крылатыми выражениями.

- Ребята, давайте подумаем над вопросами: «Чему учит нас поэма «Илиада»? Какие уроки мы можем извлечь из поэмы?»

Выводы по поэме:

Поэма Гомера нас учит любви к Родине, к своим родителям, верности в дружбе, в любви. Поэма учит неприятию войны, трусости, вероломства.

Все молодцы. Всем спасибо.

VII. Дом. задание: п. 26,  прочитать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Изображение 006

 

 

 

Приложение 2

 

 

поэма – описание реальных событий

поэма – выдумки Гомера

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада"""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Представлена разработка урока истории для 5 класса по теме "Поэма Гомера Илида". Цель урока: знакомство учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме Гомера "Илиада". Ученики в ходе урока повторяют домашнее задание (миф о начале Троянской войны), в парах работают с контурной картой, учебниками, иллюстрациями, заполняют таблицы, отвечают на вопросы учителя,знакомятся с крылатыми выражениями, делают выводы.Изучение нового материала происходит во время "путешествия" на греческом корабле, которому дети выбрали название.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 614 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 3237
    • DOCX 162 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сулекова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сулекова Ирина Александровна
    Сулекова Ирина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 118977
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 722 человека

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе