Тема «Обобщение изученного об имени существительном»
Цель: обобщить изученное об имени существительном,
актуализировать знания учащихся по русскому языку, обогащать словарный запас
учащихся; развивать память, мышления, воображение, монологическую связную
речь;
дать детям
возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
воспитывать
коллективизм, интерес к предмету русский язык.
Оборудование: учебники, презентация в Power Point,
компьютер, раздаточный материал.
«Имя существительное – хлеб
языка».
Лев Успенский
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
- Добрый день! Я рада приветствовать Вас на
уроке русского языка.
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать …
– На правах
председателя объявляю заседание Клуба любознательных открытым.
ІІ. Мотивация
учебной деятельности.
1. Тема, цель урока.
- Ребята, сядьте
все поудобнее. Мы начинаем наш урок. Сегодня вам предстоит выступить в роли
знатоков. Мы закончили изучение большой темы «Имя существительное»,
познакомились с новыми орфограммами и сегодня весь урок будем повторять и
обобщать изученное об имени существительном. Вам понятна цель урока? Тогда за
работу. Старайтесь говорить грамотно, не спеша, используя научную лексику. Ведь
сегодня на уроке очень строгое жюри.
2. Работа с эпиграфом
-
Эпиграфом к уроку я взяла слова :
«Имя
существительное – хлеб языка». Лев Успенский
- Как
вы понимаете данные слова? (ответы учащихся) В каком значении употреблено слово
«хлеб»?
В
русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
ІІІ. Работа над темой урока
-А чтобы вам не было скучно на уроке, я хочу предложить вам небольшое
соревнование. Сегодня мы определим, какая группа ребят будет у нас самой
любознательной и лучшими знатоками имени существительного. Запишите в тетрадях
число, классная работа.
1.
Роль существительных в тексте.
Я предлагаю
вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение
имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. (Читаю
стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)
А.
А. Фет
Шепот,
робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
-
Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много
существительных).
- Это
стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен
существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет
ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов
стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а
получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Итак, первое
испытание. Сейчас вы прочитаете самостоятельно стихотворение, из этого
стихотворения запишите имена существительные в тетрадь.
- Прежде чем вы начнете писать дайте мне определение,
что такое имя существительное?
Проверка. Молодцы.
2.
Сочинение – миниатюра.
- Мы
рассмотрели пример, в котором с помощью существительных можно нарисовать
картину природы.
- Я
предлагаю вам сейчас написать мини – сочинение на тему «Зимний вечер». Что
значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину зимнего вечера необходимо
«нарисовать» при помощи существительных.
Слайд…
(слова и картина)
В
случае затруднения можно использовать существительные – помощники:
улица,
сумерки сугробы, мороз, иней, хрусталь, снежинки, одеяло, деревья, танец,
крыши, зима, месяц.
3. Немой диктант. Работа в группе.
Фламинго-
м.р., кольраби –ж.р., кенгуру –м.р., шимпанзе – м.р.,
цеце
–ж.р., конферансье – м.р., рефери – м.р., бра –с.р.,
авеню
–ж.р., жалюзи – мн. ч, кофе –м.р., тюль – м.р.. пепси - с.р.
- В чем особенность
существительных, которые вы записали? А что значит несклоняемые?
4.
Определите род несклоняемых существительных (устно)
Запись
на доске.
1)
Густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
- А что такое
склонение? Расскажите о склонении существительных.
5. Словарный
диктант ( у доски Каланчук, Желтобрюх, Вракина)
Рожь, грач, много туч, ночь, решение
задач, помощь,
молодежь, вещь, радость встреч, этаж,
малыш, речь,
луч, дочь, мяч, карандаш, мелочь,
капает с крыш.
6. Найдите и назовите разносклоняемое имя существительное
Галерея,
санаторий, пламя, аллея, история.
Запишите это
существительное
1 гр. в родительном,
2 гр.дательном,
3 гр. творительном
- В чем особенность склонения разносклоняемых
существительных?
7. Из предложенных слов выпишите существительные.
А) разносклоняемые имя, путь,
время, темя,
Б) несклоняемые кофе, такси,
пальто,
В) существительные общего рода непоседа,
зазнайка,
Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время,
пальто, темя,
- Какие существительные относятся к
общему роду?
8. Подпишите рисунки, поставив каждое существительное в форме Им.п.
мн. числа.
9. Распределите имена существительные по графам таблицы.
Употребляются в форме ед. и мн. числа
|
Употребляются
только в форме ед. числа
|
Употребляются только в форме мн. числа
|
Мельница, сани, сутки, имена, ель, сметана, небо, недотроги, весы, каникулы,
тряпка, сливки, крестьяне, медвежата, листочек, пальто, белизна, ворота,
воздух, молодежь, часы, молоко.
10. Как отличить существительные с
приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не-?
Найдите существительное с приставкой не-
1) (Не) место красит человека, а человек место.
2) Вася – (не)ряха.
3) (Не)решительность шахматиста
4) (Не)настье задержало нас в пути
11. Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите
правильность своего ответа.
1
группа
|
2
группа
|
3
группа
|
Учитель
Снеговик
(одуш.)
|
Скелет
(неодуш)
Пингвин
|
Народ
(неодуш.)
Каменщик
|
12. Морфологичский разбор существительного.
Пушистые
снежинки осторожно касаются земли.
13. Самостоятельная
работа.
Карточка №1
1.
Укажи слово среднего рода:
А.кофе;
Б. шимпанзе;
В. авеню.
2.Укажи
слово с окончанием –И в дат. падеже:
-дочер…;
-
Дарь…;
-
земл….
3.
Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, РАССКАЗ…, ШЛИФОВАЛЬ…:
А.-чик,
-чик, -щик;
Б. везде
– чик.
4.
Укажи слово, в котором не является частицей:
А.
(Не)правда на его стороне, а сила;
Б. (Не)правда
всегда откроется.
5.Определи,
какой суффикс пишется в словах:
Ключ…к,
горош…к, огурч…к, девч…нка, одеж…нка, кусоч…к, крош…чка, замоч..к..
Карточка № 2
1.
Укажи слово мужского рода рода:
А.шимпанзе;
Б. мечта;
В.
пополнение.
2.Укажи
слово с окончанием –е в дат. падеже:
-дочер…;
-
мыш…;
-
земл….
3.
Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, поливаль…:
А)
-чик, -щик;
Б)
везде – чик.
4.
Укажи слово, в котором не пишется раздельно с существительным:
А.(Не)правда
на его стороне, а сила;
Б.
(Не)правда всегда откроется.
5.Определи,
какой суффикс пишется в словах: замоч…к, горош…к, огурч…к, мальч…нка,
огонеч…к, крош…чка.
ІV. Итог урока.
1. Беседа.
- О чем мы говорили на
сегодняшнем уроке? Какая тема вызвала затруднения? Какие задания
выполняли с удовольствием?
2. Микрофон.
Сегодня на уроке …
Я хотел(а) бы усовершенствовать свои навыки …
Мне очень понравилось (не понравилось)…
3.
Выставление оценок.
- Как вы считаете, какая группа сегодня заслуживает звание
«Знатоки имени существительного» ?
Все
учащиеся получают оценки за работу на уроке. За тестовую работу оценки будут
объявлены позднее.
V. Домашнее задание.
Дома вам
предлагается красиво оформить ваши мини-сочинения, которое мы поместим в
копилке творческих работ.
Шарада.
Если взять корень из слова полагать,
приставку из слова приложение, суффиксы из слова восклицательный,
окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак
предметов и будет темой нашего следующего урока. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1.Распределите имена существительные по графам таблицы.
Употребляются в форме ед. и мн. числа
|
Употребляются
только в форме ед. числа
|
Употребляются только в форме мн. числа
|
Мельница, сани, сутки, имена, ель, сметана, небо, недотроги, весы, каникулы,
тряпка, сливки, крестьяне, медвежата, листочек, пальто, белизна, ворота,
воздух, молодежь, часы, молоко.
2. Найдите существительное с приставкой не-
1) (Не) место красит человека, а человек место.
2) Вася – (не)ряха.
3) (Не)решительность шахматиста
4) (Не)настье задержало нас в пути
3. Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите
правильность своего ответа.
1
группа
|
2
группа
|
3
группа
|
Учитель
Снеговик
(одуш.)
|
Скелет
(неодуш)
Пингвин
|
Народ
(неодуш.)
Каменщик
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.