Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме

Конспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме

Скачать материал


Тема «Обобщение изученного об имени существительном»

Цель: обобщить изученное об имени существительном, актуализировать знания учащихся по русскому языку, обогащать словарный запас учащихся; развивать память, мышления, воображение,  монологическую  связную речь;

дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

воспитывать коллективизм, интерес к предмету русский язык.

Оборудование: учебники, презентация в Power Point, компьютер, раздаточный материал.

                                                                                                 «Имя существительное – хлеб языка».

                                                                                                                                                Лев Успенский


Ход урока. 

1. Организационный момент.

Слово учителя:

- Добрый день! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка.
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать …

– На правах председателя объявляю заседание Клуба любознательных открытым.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Тема, цель урока.

 

- Ребята, сядьте все поудобнее. Мы начинаем наш урок. Сегодня вам предстоит выступить в роли знатоков. Мы закончили изучение большой темы «Имя существительное», познакомились с новыми орфограммами и сегодня весь урок будем повторять и обобщать изученное об имени существительном. Вам понятна цель урока? Тогда за работу. Старайтесь говорить грамотно, не спеша, используя научную лексику. Ведь сегодня на уроке очень строгое жюри. 

2. Работа с эпиграфом

- Эпиграфом к уроку я взяла слова :

«Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский

- Как вы понимаете данные слова? (ответы учащихся) В каком значении употреблено слово «хлеб»?

 

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
ІІІ. Работа над темой урока
-А чтобы вам не было скучно на уроке, я хочу предложить вам небольшое соревнование. Сегодня мы определим, какая группа ребят будет у нас самой любознательной и лучшими знатоками имени существительного. Запишите в тетрадях число, классная работа. 


1. Роль существительных в тексте.

Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. (Читаю стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

 

 Итак, первое испытание. Сейчас вы прочитаете  самостоятельно стихотворение, из этого стихотворения запишите имена существительные в тетрадь. 

 

- Прежде чем вы начнете писать дайте мне определение, что такое имя существительное?

 

Проверка. Молодцы.

 

2.  Сочинение – миниатюра.

- Мы рассмотрели пример, в котором с помощью существительных можно нарисовать картину природы.

- Я предлагаю вам сейчас написать мини – сочинение на тему «Зимний вечер». Что значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину зимнего вечера необходимо «нарисовать» при помощи существительных.

Слайд… (слова и картина)

 В случае затруднения можно использовать существительные – помощники:

 улица, сумерки сугробы, мороз, иней, хрусталь, снежинки, одеяло, деревья, танец, крыши, зима, месяц.
3. Немой диктант. Работа в группе.

 

Фламинго- м.р., кольраби –ж.р., кенгуру –м.р., шимпанзе – м.р.,

цеце –ж.р., конферансье – м.р., рефери – м.р., бра –с.р.,

авеню –ж.р., жалюзи – мн. ч, кофе –м.р., тюль – м.р.. пепси  - с.р.

- В чем особенность существительных, которые вы записали? А что значит несклоняемые?

4. Определите род несклоняемых существительных (устно)

Запись на доске.

1) Густонаселен... Сан-Франциско, 
2) огромн... Гоби, 
3) полноводн… Конго, 

 

-  А что такое склонение? Расскажите о склонении существительных.

 

5. Словарный диктант ( у доски Каланчук, Желтобрюх, Вракина)

Рожь, грач, много туч, ночь, решение задач, помощь,

молодежь, вещь, радость встреч, этаж, малыш, речь,

 луч, дочь, мяч, карандаш, мелочь, капает с крыш.


6. Найдите и назовите разносклоняемое имя существительное 

Галерея, санаторий, пламя, аллея, история.

Запишите это существительное

1 гр. в родительном,

2 гр.дательном,

3 гр. творительном

 - В  чем особенность склонения разносклоняемых существительных?

7. Из предложенных слов выпишите существительные. 
А) разносклоняемые имя, путь, время, темя, 
Б) несклоняемые кофе, такси, пальто,
В) существительные общего рода непоседа, зазнайка,
Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, 

 - Какие существительные относятся к общему роду?
8. Подпишите рисунки, поставив каждое существительное в форме Им.п. мн. числа.

9. Распределите имена существительные по графам таблицы.

  Употребляются в форме ед. и мн.           числа

 Употребляются только в форме ед.   числа

   Употребляются  только в форме мн.   числа

 

        Мельница, сани, сутки, имена, ель, сметана, небо, недотроги, весы, каникулы, тряпка, сливки, крестьяне, медвежата, листочек, пальто, белизна, ворота, воздух, молодежь, часы, молоко.

10. Как отличить существительные с приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не-? 

Найдите существительное с приставкой не- 
1) (Не) место красит человека, а человек место. 
2) Вася – (не)ряха. 
3) (Не)решительность шахматиста 
4) (Не)настье задержало нас в пути 

11. Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите правильность своего ответа.

1 группа

2 группа

3 группа

Учитель

Снеговик (одуш.)

Скелет (неодуш)

Пингвин

Народ (неодуш.)

Каменщик


12. Морфологичский разбор существительного.

Пушистые снежинки осторожно касаются земли.



 

 

 

 

13. Самостоятельная работа.

Карточка №1

1. Укажи слово среднего рода:

А.кофе;

Б. шимпанзе;

В. авеню.

2.Укажи слово с окончанием –И в дат. падеже:

-дочер…;

- Дарь…;

- земл….

3. Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, РАССКАЗ…, ШЛИФОВАЛЬ…:

А.-чик, -чик, -щик;

Б. везде – чик.

4. Укажи слово, в котором не является частицей:

А. (Не)правда на его стороне, а сила;

Б. (Не)правда всегда откроется.

5.Определи, какой суффикс пишется в словах:

Ключ…к, горош…к, огурч…к, девч…нка, одеж…нка, кусоч…к, крош…чка, замоч..к..

 

 

Карточка № 2

1. Укажи слово мужского рода рода:

А.шимпанзе;

Б. мечта;

В. пополнение.

2.Укажи слово с окончанием –е в дат. падеже:

-дочер…;

- мыш…;

- земл….

3. Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, поливаль…:

А) -чик,  -щик;

Б) везде – чик.

4. Укажи слово, в котором не пишется раздельно с существительным:

А.(Не)правда на его стороне, а сила;

Б. (Не)правда всегда откроется.

5.Определи, какой суффикс пишется в словах: замоч…к, горош…к, огурч…к, мальч…нка,  огонеч…к, крош…чка.

 

 

 

 

 

 

 

ІV. Итог урока.

1. Беседа.

- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какая  тема вызвала затруднения? Какие задания выполняли с удовольствием?

2. Микрофон.

 Сегодня на уроке …
Я хотел(а) бы усовершенствовать свои навыки …
Мне  очень понравилось (не понравилось)…

3. Выставление оценок.

- Как вы считаете, какая группа сегодня заслуживает звание «Знатоки имени существительного» ?

Все учащиеся получают оценки за работу на уроке. За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

 

V. Домашнее задание.

Дома вам предлагается красиво оформить ваши мини-сочинения, которое мы поместим в копилке творческих работ.

Шарада.

Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффиксы из слова восклицательный, окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов и будет темой нашего следующего урока.      ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Распределите имена существительные по графам таблицы.

  Употребляются в форме ед. и мн.           числа

 Употребляются только в форме ед.   числа

   Употребляются  только в форме мн.   числа

 

        Мельница, сани, сутки, имена, ель, сметана, небо, недотроги, весы, каникулы, тряпка, сливки, крестьяне, медвежата, листочек, пальто, белизна, ворота, воздух, молодежь, часы, молоко.


2. Найдите существительное с приставкой не- 
1) (Не) место красит человека, а человек место. 
2) Вася – (не)ряха. 
3) (Не)решительность шахматиста 
4) (Не)настье задержало нас в пути 

3. Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите правильность своего ответа.

1 группа

2 группа

3 группа

Учитель

Снеговик (одуш.)

Скелет (неодуш)

Пингвин

Народ (неодуш.)

Каменщик

 

 

 

 

 

 


А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,                                    
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

 

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

 

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

 

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.


 

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,                                     
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

 

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

 

 

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в 6 классе для школ с украинским языком обучения (начало изучения  русского языка с 1 класса)

Тема «Обобщение изученного об имени существительном»

Цель урока: обобщить изученное об имени существительном, актуализировать знания учащихся по русскому языку, обогащать словарный запас учащихся; развивать память, мышление, воображение,  монологическую  связную речь;

дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. 

воспитывать коллективизм, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, презентация в Power Point.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 487
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 665
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 483
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полуляхова Валентина Емельяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10325
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 27 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 43 регионов