УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ»
«Окружающий мир», 1 класс; авторы учебника: О. Н.
Федотова и др.
Автор урока:
Черепанова Ольга Петровна,
учитель начальных классов
Оборудование: УМК
1-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова,
С.А. Трафимов; проросшие ветки берёзы, ивы, тополя; лупы; персональные
компьютеры «1 ученик – 1 компьютер».
Дидактические
задачи урока: повторение материала: «Растения – часть живой
природы», «Что общего у трав, кустарников и деревьев», «Жизнь растений
осенью»; изучение новой темы «Как живут растения зимой».
Цель
урока:
познакомить с условиями жизни растений зимой.
Сверхзадача
урока: -
продолжение формирования навыка работы с учебником, хрестоматией по
Окружающему миру, с персональным «нетбуком».
Задачи
урока:
- расширить знания обучающихся о жизни деревьев, кустарников в зимний период;
-
познакомить с особенностями жизни травянистых растений зимой;
-
продолжить формирование умения делать выводы из собственных наблюдений –
рассматривание внутреннего строения почек;
-
формировать навыки работы с персональными компьютерами «1 ученик – 1
компьютер».
Условные
обозначения: У – учитель, Д – дети.
Ход
урока
1. Сообщение
темы урока
У. Сегодня мы
узнаем, что происходит зимой в жизни растений. Тема урока: «Как живут
растения зимой».
2.
Актуализация знаний
У. Откройте
хрестоматию с. 40. Прочитайте текст – наблюдения В. Бианки «Лес зимой».
Обсуждение
прочитанной статьи.
У. Какое
явление наблюдается в жизни растений осенью?
Д.
Листопад. Деревья зимой отказываются от воды.
У. Что ещё
происходит с деревьями поздней осенью?
Д. Деревья
погружаются в зимний сон.
3.
Работа по теме рисунка
У.С неба
звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними
скроется чёрная земля.
Много-много
звёздочек тонких, как стекло;
Звёздочки
холодные, а земле – тепло!
У. Итак,
растениям перезимовать помогают:
Д. –
Листопад – осенью;
- Глубокий
сон;
- Пористая,
пробковая ткань деревьев и кустарников;
- Пушистый
снег.
У. Из
записей в дневнике – наступило 20 января. Маша пошла на прогулку в парк
и сорвала несколько веточек, принесла их домой и поставила в воду. А Миша
взял увеличительное стекло и стал разглядывать почки на веточках.
Давайте, и мы
изучим, что находится внутри почек.
Д. Сверху
почки покрыты клейкими чешуйками, они плотно склеены.
Д. Когда
почку разрезали, то увидели внутри зелёные очень мелкие листочки, похожие
на бусинки.
У. Что
произошло с почками через две недели дома в воде?
Д. Прошло
две недели, вот и на наших веточках появились клейкие зелёные листочки.
У. Что
понадобилось растению, чтобы появились первые листочки?
Д. Тепло.
Свет. Вода.
У. А на
улице могут сейчас распуститься на ветках деревьев листики?
4.
Работа по теме урока
У. Вспомните,
когда мы ходили на экскурсию в школьный парк, что вы увидели на
ветвях деревьев?
Д. Иней
защищает деревья от мороза.
У. Когда
мы разрыли ямку в снегу до земли, что увидели?
Д. Под
снегом была зелёная трава. Она не замёрзла. Снег укрыл все растения
зимой как одеяло.
Вывод: Значит,
растения зимой не умирают, они засыпают на зиму.
У.
Вспомните, какие опыты мы проводили с вами, когда проращивали семена
бобов и гороха?
Дети
рассказывают, как проращивали семена – замочили в тёплую воду; поставили
в тёплое место; когда прорезались ростки – пророщенные семена посадили в
землю и наблюдали, как развивалось растение.
Вывод: Семена
растений проснулись. Мы их разбудили.
У. Умирают
ли растения зимой?
6.
Динамическая пауза – физминутка
7.
Практическая часть
У. Предлагаю
вам нарисовать в «нетбуках» веточку с распустившимися листиками.
У. Кто
продиктует алгоритм наших действий при работе с «нетбуком»?
Д. –
Открыли крышку;
- Нажимаем
клавишу «Пуск»;
- Курсор
наводим на номер компьютера;
-
Подключаемся к компьютеру учителя;
- Входим в
графический редактор «ПЕЙНТ»;
-
Начинаем рисовать;
- После
окончания, рисунок сохранить;
- Выйти
из графического редактора «ПЕЙНТ», свой рисунок отправить на компьютер
учителя.
Итог урока
Просмотр слайдов
рисунков, выполненных учащимися.
У. Что мы с
вами выяснили в результате наших исследований?
Д. Вывод:
Деревьям помогают перезимовать листопад, глубокий сон, пушистый снег.
Детям
предлагается загадать классу загадки оп теме: «Деревья», приготовленные
дома.
Литература:
1. Программа
«Перспективная начальная школа»,
2. Тарабарина
Т. И., Соколов Е. И., «И учёба, и игра»: природоведение. Ярославль, Академия
развития, 1997.
3. Федотова
О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Хрестоматия. 1 класс.
М.: Академкнига/Учебник, 2010.
4. Цукерман
Г.А. «Как младшие школьники учатся учиться».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.