Учебно-воспитательный комплекс «Школа-сад» № 36
Симферопольского городского совета Р Крым
УРОК-ИГРА «Тайны пещер Крыма»
в 6 классе
Учитель: Пономарева А.Г.
г. Симферополь
УРОК – ИГРА «Тайны
пещер Крыма»
Исследование Мраморной
пещеры.
Цели урока:
1.
Обобщить и систематизировать умение умножать и делить
обыкновенные дроби, смешанные числа при решении примеров и задач;
2.
Развить умения ориентироваться в нестандартных
ситуациях, сообразительность, навыки творческой работы, коммуникативные
компетенции;
3.
Формировать поликультурную и социальную
компетентности.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учащиеся разделяются на 3 команда (по рядам).
2. Мотивация урока.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный, потому что сегодня мы с
вами не просто ученики, мы - туристы.
Мы едем в край,
где море в берег бьёт,
Где шум волны
воображенье будит,
Любовь уж нашу
вовсе не остудит
Тот край, что этой
осенью нас ждет!
Пусть взгляд
ласкают вновь вершины гор,
Пусть солнце
радует, а тропы принимают...
А мы, впитав и миг
воспринимая,
Воспеть сумеем
все, что видит взор!
3. Актуализация опорных знаний.
Начнем мы со сбора снаряжения, которое нам
понадобится в походе.
Проверка домашнего задания.
В походе не обойтись
без теоретической базы.
Вопросы для команд:
КОМАНДА № 1
-
Какие числа называются взаимно обратными?
- Как
умножить одну обыкновенную дробь на другую?
КОМАНДА № 2
- Если
в – натуральное число, то обратным ему является число…
- Как
разделить одну обыкновенную дробь на другую?
КОМАНДА № 3
- Как
разделить смешанные числа?
- Как
найти число по его дроби?
Учитель: Что ж багаж и снаряжение собраны, и мы можем
смело отправляться в поход.
4.
Обобщение и
систематизация знаний, умений и навыков учащихся.
ЗАДАНИЕ № 1
Учитель: Вам
сейчас предстоит узнать чему же будет посвящен наш удивительный и загадочный
поход. Для этого укажите пары взаимно обратных чисел. Тогда Вы и узнаете
название нашего похода. (Для решения каждого задания
выходит по одному представителю от команды)
Код (выдается последнему представителю от команды, который и записывает
его в вывешенный плакат)
1
|
А
|
|
|
А
|
|
Ы
|
|
Р
|
10
|
Е
|
|
Т
|
|
П
|
|
Е
|
|
Й
|
11
|
М
|
|
Щ
|
|
Р
|
|
К
|
|
Н
|
|
Ы
|
|
Ответ: ТАЙНЫ ПЕЩЕР
КРЫМА
ЗАДАНИЕ № 2
Учитель: А теперь разгадаем название пещеры,
исследовать которую нам и предстоит.
Для этого каждой
команде предстоит умножить дроби, разгадать шифрограмму и название пещеры,
которую отнесли к одному из природных чудес Украины.
|
6/7
|
3/8
|
11/12
|
½
|
М
|
О
|
А
|
2/3
|
А
|
Р
|
Я
|
4/9
|
М
|
Н
|
Р
|
3/7
|
¼
|
11/24
|
8/21
|
3/16
|
11/27
|
1/6
|
4/7
|
11/18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: Мраморная.
Учитель: (вывешивается стенд со слайдами Мраморной
пещеры)
Пещеры - одни из
самых ярких достопримечательностей Крыма.
Пещера Мраморная -
одна из самых посещаемых и красивых пещер Европы.
Пещера Мраморная -
это уникальная по размерам, богатству и разнообразию минеральных отложений, а
также отлично оборудованная для посещения карстовая пещера
ЗАДАНИЕ № 3
Учитель: Решив
следующие примеры, мы узнаем интересные сведения об этом
природном чуде Украины.
КОМАНДА № 1
18 :
КОМАНДА № 2
13 :
КОМАНДА № 3
16 :
Ответ:
1)
920 – вход в пещеру
находится на высоте 920м над уровнем моря;
2)
2000 – протяженность всех разведанных
залов пещеры более 2000м;
3)
60 – глубина пещеры около
60м
5.
Физкультминутка
Мы пройдёмся по
дорожке
Чтобы отдохнули
ножки,
Мы пройдёмся по
дорожке.
Но дорожка не
простая—
Нас от парт не
отпускает.
Голову тяну к
плечу,
Шею я размять
хочу.
В стороны
разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к
плечам,
Руки будем мы
вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть
размяться.
Снова сядем
заниматься.
6.
Галерея сказок
Учитель: Пещера
Мраморная встречает гостей Галереей сказок, ширина которой — 20 м. Галерея
пышно украшена сталактитами, сталагмитами, натечными драпировками. Замечательно
освещенный маршрут ведет в глубину пещеры. Экскурсионная дорожка огибает
причудливые творения сталагмитов, которые своими контурами странно напоминают
сказочных героев. Свет вырывает из тьмы Слоненка и Мамонта, головы Хозяина
пещеры, Деда Мороза, царевны-лягушки и ……
Решив уравнения, вы узнаете название одного из сказочных героев,
которого можно встретить в этой пещере (каждое число ответа (числитель и
знаменатель дроби соответствует букве русского алфавита). Получив буквы ответа
вы должны будете составить слово-ответ.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии
Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт
Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
Ээ Юю Яя
КОМАНДА № 1
Х
- 1 =
КОМАНДА № 2
4 Х
+ 2 =
6
КОМАНДА № 3
:
Х - 4 =
Ответ: команда № 1:
12/5
№ 2: 15/16
№ 3: 1/18
Д – 5; Р – 18; А – 1;
К – 12; О – 16; Н – 15
5. Зал Перестройки
Учитель: Маршрут
"К жемчужным озерам" проходит по одному из самых огромных залов в
подземных пространствах Крыма. Среди оборудованных залов в пещерах Европы - он
самый большой по объему. Зал обладает великолепной естественной акустикой,
благодаря этому он стал знаменитой подземной концертной площадкой. В настоящее
время Зал Перестройки это гигантский каменный хаос. Толщина навала из глыб
около 20 м. Вес некоторых глыб достигает 1000 тонн, отдельные глыбы достигают
размера большого автобуса. Разнообразие сталактитов и сталагмитов
поражает воображение.
Решив задачи, вы
найдете площадь этого пещерного гиганта.
КОМАНДА № 1
Найти число, ¾
которого равны 3000
КОМАНДА № 2
Найти число, 5/8
которого равны 2500
КОМАНДА № 3
Найти число, 3/5
которого равны 2400
Ответ: 4000м2
7.
Логический тупик.
Учитель: Уникальность
Мраморной принесла ей мировую известность. По оценкам спелеологов она входит в
пятерку красивейших пещер планеты. Это одна из самых посещаемых пещер Европы.
И будьте внимательны
– не попадите в тупик
Продли ряд дробей,
разгадав его закономерность:
½; ¾; 5/6; 7/8; 9/10…
(11/12)
Увеличь число 666 в
3/2 раза, не выполняя умножения. (999)
Реши уравнение: Х* ½
=Х- ½ . (1).
8. Рефлексия.
Учитель: Пещера
– это не просто живой организм, который хоть и медленно, но всё-таки
развивается и видоизменяется, но и отдельный мир, вмешательство в который может
нарушить его хрупкий баланс. Поэтому любое прикосновение человека может
повлиять на его микроклимат. И пусть это будет заметно не сразу, а через годы,
но мы же хотим сохранить этот подземный мир не только для себя, но и на много
поколений вперед… Бережное и где-то даже трепетное отношение к, казалось бы,
«непробиваемому» камню сохранит его для потомков.
9. Итоги
урока.
Сегодня на уроке, обобщив наши знания и умения по теме «Деление
обыкновенных дробей», мы посетили Мраморную пещеру, который отнесена к
природным чудесам Украины. Подошло к концу наше путешествие. Но не будем
огорчаться. Ведь впереди нас ждут новые открытия, новые чудеса. Вперед к
открытиям! Ведь сколько еще много удивительных уголков нашей страны нам
предстоит еще открыть для себя.
Крым - полуостров мира,
Прекрасный полуостров
Крым!
Он с легкокрылой
стремительной чайкой,
Летящей над пенной
волною, сравним!
Крым - наша родина!
Помните это, души не
жалейте ради него!
Пусть над зелёным
островом нашим
Мирное, доброе солнце
встаёт!
Тысячеголовая пещера на Чатыр-Даге
Из всех горных
великанов Крыма самый величественный — Чатыр-Даг. В недрах горы скрыты
подземные дворцы. Тому, кто проникает сюда по извилистым ходам, кажется, что
каменные стены и потолки чудесно убраны лепными украшениями и хрусталём.
Много тайн хранят эти
глубокие пещеры, много погибло тут людей, и современных, и древних. Но больше
всего костей в Тысячеголовой пещере.
Пещера Тысячеголовая
находится на нижнем плато Чатыр-Дага и является одной из достопримечательностей
Крыма. Ежегодно пещеру посещают тысячи туристов. До сих пор в отдельных уголках
пещеры встречаются человеческие кости, которых несколько десятков лет назад
было огромное количество. Это же подверждают в своих очерках крымоведы
Е.Марков, С.Елпатьевский, которые видели в пещере человеческие кости и черепа.
Было дикое время,
когда в Крым грянули дикие кочевники-завоеватели. Они разоряли города и
селения, убивали жителей, порабощали их. Жители уходили в леса и горы и
скрывались там в укромных местах.
Кочевники напали и
на Алуштинскую долину. Тогда множество поселян поднялись на Чатыр-Даг и
поспешили спрятаться в одной из пещер. Она была очень удобна. Утёсы и каменные
глыбы, густой кустарник и деревья прикрывали вход — незаметную узкую щель.
Дальше шла извилистая нора, по ней человек мог проникнуть в пещеру только
ползком. Затем ход расширялся и приводил в обширное помещение, способное
вместить множество людей. Тут можно было считать себя в безопасности. В кустах
у входа беглецы выставили стражу, чтобы враг не мог подойти к пещере
незамеченным.
Люди не выходили из
пещеры, пока у них не закончилась пища. Но ещё больше они страдали от жажды.
Воды, что по каплям собирали со стен, едва хватало младенцам.
Тогда, одна смелая
девушка, решила найти источник где-либо вне пещеры. Однажды лунной ночью она
вышла наружу и неподалёку от убежища нашла родник с чистой водой, который
скрывался среди цветов на полянке среди бесплодных скал.
За водой к роднику
нельзя было послать много людей — страшась вражеских лазутчиков. К источнику по
ночам ходила только девушка, набирала полные сосуды воды и относила их в
пещеру.
— Если я попаду в
руки врагов, — говорила девушка, — я буду молчать, как эти скалы, пусть даже
меня разорвут на куски…
Любовались смелой
девушкой седые утёсы, зелёные деревья, шелковистая травка просилась ей под
ноги, а там где ступали её ноги, где падали на землю из её сосудов капли воды —
вырастали цветы. Между тем отряд кочевников пришёл на нижнее плато Чатыр-Дага.
Стали искать беглецов, но не могли найти их укрытие.
Но вот кто-то из
воинов увидел цепочку ярких цветов, пролегшую от родника куда-то в заросли, к
каменным глыбам. По этой цепочке и нашли они вход в пещеру, увидели следы людей
на влажной земле у входа. Жестоки были завоеватели, никого не пощадили. Предводитель
отряда велел набрать побольше хвороста и сухой травы. Воины завалили выход из
пещеры и развели огонь. Внутрь пещеры потёк густой удушливый дым, и от него
погибли в страшных мучениях все беглецы: мужчины, женщины и дети…
Появление
человеческих скелетов в пещере Тысячеголовой многие археологи объясняют тем,
что в период средневековья она могла быть использована как могильник. Кости
встречаются и в других пещерах Крыма.
Многими
десятилетиями позже зашли какие-то смельчаки в эту пещеру-могилу и увидели, что
весь её пол покрыт людскими костями, черепа погибших смотрели на смельчаков
тёмными пустыми глазницами. Оттого и названа пещера Тысячеголовой.
Массовая гибель
людей от дыма маловероятна, так как Тысячеголовая не имеет второго отверстия, а
вследствии этого и тяги, поэтому дым от костров не смог бы проникнуть в глубину
пещеры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.