Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока-игры по математике "Тайны пещер Крыма" (6 класс)

Конспект урока-игры по математике "Тайны пещер Крыма" (6 класс)

Скачать материал

Учебно-воспитательный комплекс «Школа-сад» № 36

Симферопольского городского совета Р Крым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК-ИГРА «Тайны пещер Крыма»

в 6 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Пономарева А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Симферополь

УРОК – ИГРА «Тайны пещер Крыма»

Исследование Мраморной пещеры.

 

Цели урока:

1.      Обобщить и систематизировать умение умножать и делить обыкновенные дроби, смешанные числа при решении примеров и задач;

2.      Развить умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность, навыки творческой работы, коммуникативные компетенции;

3.      Формировать поликультурную и социальную компетентности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учащиеся разделяются на 3 команда (по рядам).

 

2. Мотивация урока.

 

Учитель: Урок у нас сегодня необычный, потому что сегодня мы с вами не просто ученики, мы - туристы.

 

Мы едем в край, где море в берег бьёт,

Где шум волны воображенье будит,

Любовь уж нашу  вовсе не остудит

Тот край, что этой осенью нас ждет!

Пусть взгляд ласкают вновь вершины гор,

Пусть солнце радует, а тропы принимают...

А мы, впитав и миг воспринимая,

Воспеть сумеем все, что видит взор!

 

3. Актуализация опорных знаний.

Начнем мы со сбора снаряжения, которое нам понадобится в походе.

Проверка домашнего задания.

В походе не обойтись без теоретической базы.

Вопросы для команд:

КОМАНДА № 1

            - Какие числа называются взаимно обратными?

            - Как умножить одну обыкновенную дробь на другую?

            КОМАНДА № 2           

            - Если в – натуральное число, то обратным ему является число…

            - Как разделить одну обыкновенную дробь на другую?

            КОМАНДА № 3          

            - Как разделить смешанные числа?

            - Как найти число по его дроби?

 

Учитель:  Что ж багаж и снаряжение собраны, и мы можем смело отправляться в поход.

 

4.     Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся.

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

Учитель:  Вам сейчас предстоит узнать чему же будет посвящен наш удивительный и загадочный поход. Для этого укажите пары взаимно обратных чисел. Тогда Вы и узнаете название нашего похода. (Для решения каждого задания выходит по одному представителю от команды)

 

1

9

1

 

8

1

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Код (выдается последнему представителю от команды, который и записывает его в вывешенный плакат)

 

 

1

 

А

 

 

А

 

 

Ы

 

Р

 

10

 

Е

 

Т

 

П

 

Е

 

Й

 

11

 

М

 

Щ

 

 

Р

 

К

 

Н

 

Ы

 

 

Ответ: ТАЙНЫ ПЕЩЕР КРЫМА

ЗАДАНИЕ № 2

 

Учитель:  А теперь разгадаем название пещеры, исследовать которую нам  и предстоит.

Для этого каждой команде предстоит  умножить дроби, разгадать шифрограмму и название пещеры, которую отнесли к одному из природных чудес Украины.

 

 

6/7

3/8

11/12

½

М

О

А

2/3

А

Р

Я

4/9

М

Н

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3/7

 

¼

 

11/24

 

8/21

 

3/16

 

11/27

 

1/6

 

4/7

 

11/18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответ: Мраморная.

 

Учитель:  (вывешивается стенд со слайдами Мраморной пещеры)

Пещеры - одни из самых ярких достопримечательностей Крыма.

Пещера Мраморная - одна из самых посещаемых и красивых пещер Европы.

Пещера Мраморная - это уникальная по размерам, богатству и разнообразию минеральных отложений, а также отлично оборудованная для посещения карстовая пещера

 

ЗАДАНИЕ № 3

          

Учитель:  Решив следующие примеры, мы узнаем интересные сведения об этом

           природном чуде Украины.

 

 

КОМАНДА № 1

18  :

КОМАНДА № 2

       13  :  

 

КОМАНДА № 3

       16  :  

 

Ответ:

1)    920 – вход в пещеру находится на высоте 920м над уровнем моря;

2)    2000 – протяженность всех разведанных залов пещеры более 2000м;

3)    60 – глубина пещеры около 60м

 

5.      Физкультминутка

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая—

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

 

6.     Галерея сказок

 

Учитель:  Пещера Мраморная встречает гостей Галереей сказок, ширина которой — 20 м. Галерея пышно украшена сталактитами, сталагмитами, натечными драпировками. Замечательно освещенный маршрут ведет в глубину пещеры. Экскурсионная дорожка огибает причудливые творения сталагмитов, которые своими контурами странно напоминают сказочных героев. Свет вырывает из тьмы Слоненка и Мамонта, головы Хозяина пещеры, Деда Мороза, царевны-лягушки и ……

Решив уравнения, вы узнаете название одного из сказочных героев, которого можно встретить в этой пещере (каждое число ответа (числитель и знаменатель дроби соответствует букве русского алфавита). Получив буквы ответа вы должны будете составить слово-ответ.

Аа        Бб     Вв     Гг      Дд     Ее     Ёё     Жж    Зз      Ии

 

Йй        Кк     Лл     Мм    Нн     Оо     Пп     Рр     Сс     Тт

 

Уу        Фф    Хх     Цц     Чч     Шш   Щщ   Ъъ     Ыы   Ьь

 

Ээ        Юю   Яя

КОМАНДА № 1

 

        Х - 1  =

КОМАНДА № 2

 

      4  Х + 2  = 6

 

КОМАНДА № 3

 

        : Х - 4  =

 

Ответ: команда № 1: 12/5

                            № 2: 15/16

                            № 3: 1/18

Д – 5; Р – 18; А – 1; К – 12; О – 16; Н – 15

 

 

5. Зал Перестройки

 

Учитель:  Маршрут "К жемчужным озерам" проходит по одному из самых огромных залов в подземных пространствах Крыма. Среди оборудованных залов в пещерах Европы - он самый большой по объему. Зал обладает великолепной естественной акустикой, благодаря этому он стал знаменитой подземной концертной площадкой. В настоящее время Зал Перестройки это гигантский каменный хаос. Толщина навала из глыб около 20 м. Вес некоторых глыб достигает 1000 тонн, отдельные глыбы достигают размера большого автобуса. Разнообразие сталактитов и сталагмитов поражает воображение.

 

Решив задачи, вы найдете площадь этого пещерного гиганта.

КОМАНДА № 1

Найти число, ¾ которого равны 3000

 

КОМАНДА № 2

Найти число, 5/8 которого равны 2500

КОМАНДА  №  3

Найти число, 3/5 которого равны 2400

 

Ответ: 4000м2

 

7.       Логический тупик.

Учитель:  Уникальность Мраморной принесла ей мировую известность. По оценкам спелеологов она входит в пятерку красивейших пещер планеты. Это одна из самых посещаемых пещер Европы.

И будьте внимательны – не попадите в тупик

Продли ряд дробей, разгадав его закономерность:

½; ¾; 5/6; 7/8; 9/10…    (11/12)

Увеличь число 666 в 3/2 раза, не выполняя умножения. (999)

Реши уравнение: Х* ½ =Х- ½ . (1).

 

8. Рефлексия.

Учитель:  Пещера – это не просто живой организм, который хоть и медленно, но всё-таки развивается и видоизменяется, но и отдельный мир, вмешательство в который может нарушить его хрупкий баланс. Поэтому любое прикосновение человека может повлиять на его микроклимат. И пусть это будет заметно не сразу, а через годы, но мы же хотим сохранить этот подземный мир не только для себя, но и на много поколений вперед… Бережное и где-то даже трепетное отношение к, казалось бы, «непробиваемому» камню сохранит его для потомков.

 

9.  Итоги урока. 

Сегодня на уроке, обобщив наши знания и умения по теме «Деление обыкновенных дробей», мы посетили Мраморную пещеру, который отнесена к  природным чудесам Украины. Подошло к концу наше путешествие. Но не будем огорчаться. Ведь впереди нас ждут новые открытия, новые чудеса. Вперед  к открытиям! Ведь сколько еще много удивительных уголков нашей страны нам предстоит еще открыть для себя.

 

 

Крым - полуостров мира,

Прекрасный полуостров Крым!

Он с легкокрылой стремительной чайкой,

Летящей над пенной волною, сравним!

Крым - наша родина!

Помните это, души не жалейте ради него!

Пусть над зелёным островом нашим

Мирное, доброе солнце встаёт!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тысячеголовая пещера на Чатыр-Даге

 

Из всех горных великанов Крыма самый величественный — Чатыр-Даг. В недрах горы скрыты подземные дворцы. Тому, кто проникает сюда по извилистым ходам, кажется, что каменные стены и потолки чудесно убраны лепными украшениями и хрусталём.

   

 

 

Много тайн хранят эти глубокие пещеры, много погибло тут людей, и современных, и древних. Но больше всего костей в Тысячеголовой пещере.

 

 Пещера Тысячеголовая находится на нижнем плато Чатыр-Дага и является одной из достопримечательностей Крыма. Ежегодно пещеру посещают тысячи туристов. До сих пор в отдельных уголках пещеры встречаются человеческие кости, которых несколько десятков лет назад было огромное количество. Это же подверждают в своих очерках крымоведы Е.Марков, С.Елпатьевский, которые видели в пещере человеческие кости и черепа.

 

 Было дикое время, когда в Крым грянули дикие кочевники-завоеватели. Они разоряли города и селения, убивали жителей, порабощали их. Жители уходили в леса и горы и скрывались там в укромных местах.

 

 Кочевники напали и на Алуштинскую долину. Тогда множество поселян поднялись на Чатыр-Даг и поспешили спрятаться в одной из пещер. Она была очень удобна. Утёсы и каменные глыбы, густой кустарник и деревья прикрывали вход — незаметную узкую щель. Дальше шла извилистая нора, по ней человек мог проникнуть в пещеру только ползком. Затем ход расширялся и приводил в обширное помещение, способное вместить множество людей. Тут можно было считать себя в безопасности. В кустах у входа беглецы выставили стражу, чтобы враг не мог подойти к пещере незамеченным.

 

Люди не выходили из пещеры, пока у них не закончилась пища. Но ещё больше они страдали от жажды. Воды, что по каплям собирали со стен, едва хватало младенцам.

 

Тогда, одна смелая девушка, решила найти источник где-либо вне пещеры. Однажды лунной ночью она вышла наружу и неподалёку от убежища нашла родник с чистой водой, который скрывался среди цветов на полянке среди бесплодных скал.

 

За водой к роднику нельзя было послать много людей — страшась вражеских лазутчиков. К источнику по ночам ходила только девушка, набирала полные сосуды воды и относила их в пещеру.

 

— Если я попаду в руки врагов, — говорила девушка, — я буду молчать, как эти скалы, пусть даже меня разорвут на куски…

 

 Любовались смелой девушкой седые утёсы, зелёные деревья, шелковистая травка просилась ей под ноги, а там где ступали её ноги, где падали на землю из её сосудов капли воды — вырастали цветы. Между тем отряд кочевников пришёл на нижнее плато Чатыр-Дага. Стали искать беглецов, но не могли найти их укрытие.

 

 Но вот кто-то из воинов увидел цепочку ярких цветов, пролегшую от родника куда-то в заросли, к каменным глыбам. По этой цепочке и нашли они вход в пещеру, увидели следы людей на влажной земле у входа. Жестоки были завоеватели, никого не пощадили. Предводитель отряда велел набрать побольше хвороста и сухой травы. Воины завалили выход из пещеры и развели огонь. Внутрь пещеры потёк густой удушливый дым, и от него погибли в страшных мучениях все беглецы: мужчины, женщины и дети…

 

 Появление человеческих скелетов в пещере Тысячеголовой многие археологи объясняют тем, что в период средневековья она могла быть использована как могильник. Кости встречаются и в других пещерах Крыма.

 

 Многими десятилетиями позже зашли какие-то смельчаки в эту пещеру-могилу и увидели, что весь её пол покрыт людскими костями, черепа погибших смотрели на смельчаков тёмными пустыми глазницами. Оттого и названа пещера Тысячеголовой.

 

 Массовая гибель людей от дыма маловероятна, так как Тысячеголовая не имеет второго отверстия, а вследствии этого и тяги, поэтому дым от костров не смог бы проникнуть в глубину пещеры.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока-игры по математике "Тайны пещер Крыма" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УРОК – ИГРА «Тайны пещер Крыма»

Исследование Мраморной пещеры.

 

Цели урока:

1.      Обобщить и систематизировать умение умножать и делить обыкновенные дроби, смешанные числа при решении примеров и задач;

2.      Развить умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность, навыки творческой работы, коммуникативные компетенции;

 

3.      Формировать поликультурную и социальную компетентности.                                                                                                                                                    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 419
    • DOCX 344 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пономарёва Анна Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пономарёва Анна Георгиевна
    Пономарёва Анна Георгиевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6476
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 295 человек

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе