Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урок математики в 5 классе «Объем» из главы «Геометрические тела», УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Конспект урок математики в 5 классе «Объем» из главы «Геометрические тела», УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Скачать материал

Волкова Ольга Алексеевна

Учитель математики

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

г. Новороссийск

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:   «ОБЪЕМ»

ИЗ ГЛАВЫ

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ТЕЛА»

УМК  ЗУБАРЕВА И.И., МОРДКОВИЧ А.Г.

 

Интерактивный урок №3 в изучении темы «Геометрические тела». На уроке рассматриваются единицы измерения длины, площади и объема, формула вычисления объема  куба и прямоугольного параллелепипеда

 

 


Урок 3.

Тема урока: «Объем»

  Цели урока:

     а) обучающая        -  ввести понятия объёма тела;

                                      -  ввести понятие о единице измерения объема;

                                          - вывести формулу   объёма куба и прямоугольного   

                                          параллелепипеда;

   б) развивающая        -  познакомиться с новыми понятиями;

                                      -  развитие познавательной активности с помощью

                                          исторического  материала;

                                       -  развитие элементов творческой деятельности

                                          учащихся;

  в) воспитывающая    -  воспитание точности корректности, логичности в

                                           мышлении;

                                       -  воспитание  прилежания, интереса к предмету.

Задачи урока:    -   научиться применять формулу  объёма куба и прямоугольного параллелепипеда.

 

Оснащение  урока:  компьютер и  проектор для демонстрации презентаций;  на каждом   ученическом столе  набор маленьких цветных пластмассовых кубиков;  набор различных моделей куба  и прямоугольного параллелепипеда у учителя.


Ход  урока

1.     Организация начала урока.

Здравствуйте!  Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Геометрия и  рассмотрим еще одно важное свойство куба и прямоугольного параллелепипеда. Помогать нам в  изучении  нового свойства будет верный друг компьютер.  

2.     Сообщение темы, цели и задач урока.

  Итак, тема сегодняшнего урока  (слайд № 1),

запишите ее в тетрадь. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое объем и как измеряется объем знакомых нам тел – куба и прямоугольного параллелепипеда.

3.     Актуализация знаний учащихся.

Что такое объем? Кто знает? Я думаю, вы уже слышали это слово. Как рассказать,  что такое объем вот этой банки? ( Банка стоит на столе)

Объем – это количество воды, песка, воздуха, крупы, которое войдет в эту банку.

4.     Усвоение новых знаний.

Как же измеряется объем?

Для начала вспомним, как измеряются длины отрезков.

Правильно, единицей измерения длины – сантиметром. Вспомните, что мы с вами говорили на уроках об эталонах. Молодцы, вспомнили.

Компьютер просит сделать запись тетрадь  (слайд №2)

Нарисуем в тетради  отрезок длиной в 1 см (параллельно учитель ведет запись на доске)

А как измеряется площадь?

Правильно, единицей измерения площади – квадратным сантиметром.

 Сделаем запись в тетрадь  (слайд №3)

 и изобразим квадратный сантиметр.

Значит, прежде чем что-то  измерить, необходимо выбрать единицу измерения

А объем измеряется единицей измерения объема, делаем запись в тетрадь ( слайд № 4),

 

 и посмотрите на единицу измерения объема - это кубик с ребром в один сантиметр.  Вот он,  посмотрите на него (модель): он такой маленький, а может измерить объем любого тела. Сколько кубиков войдет в тело, такой и объем тела. Кто еще знает, какие  существуют единицы измерения  объема? Правильно, баррель. А что это такое? Это бочка емкостью  159  литров. А Древнем Риме единицей измерения объема была амфора 25,5 литра

Нарисуем единицу измерения объёма в тетрадь, куб мы уже научились рисовать.

Давайте попробуем определить объем тел, сложенных из таких кубиков (слайд № 5),

 чтобы вам было проще, сложите такие  тела из кубиков у вас на столе.

А теперь попробуем определить объем куба. Возьмем куб со стороной 5 см (слайд № 6) и разрежем его на такие  маленькие кубики  со стороной в 1 см.

Посмотрите, что получилось.  Сколь же этих маленьких кубиков, попробуем  посчитать. На сколько слоев разрезали куб?  Сколько кубиков в каждом слое? Сколько кубиков в 5 слоях?

Мы получили, что объем куба  со стороной 5 см равен ( слайд № 7) и получили формулу для вычисления объема куба.

 Проделаем то же с прямоугольным параллелепипедом с измерениями a =3 см,   b=4см,   

  c=5см   и разрежем его на кубики со стороной в 1 см (слайд №8).

  На сколько слоев разрезали параллелепипед? Сколько кубиков в каждом слое? Сколько кубиков   в 5  слоях?  Мы получили, что объем равен (слайд № 9)

 и формулу для вычисления  объема параллелепипеда.

5.     Первичное закрепление знаний.

1.     Найти объем куба со стороной 6 см. (Приготовленная запись условия на откидном крыле)

 


a = 6 см                                        V = a3 = 6 3  = 216 ( см3)

Найти V

 

2.     Найти объем параллелепипеда с измерениями  a =5 см,   b=6 см,     c=7 см  

 

 a =5 см                                                 V = abc = 5∙6∙7 = 210  ( см3 )

 b=6 см

 c=7 см   

              Найти  V

6.     Обобщение и  систематизация.

1.     № 940.Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Приведите контрпример для утверждения: любые два прямоугольных параллелепипеда, имеющие равные площади поверхности, имеют равные объемы.

Трудный вопрос, но у нас есть верный друг компьютер, что он подскажет?               (слайд  №10), запись в тетрадь.

2.      № 941. Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г.  Приведите контр пример для утверждения: из любых двух прямоугольных  параллелепипедов меньшую площадь поверхности имеет тот, у которого меньший объем.  Попробуйте, подберите числа для измерений параллелепипеда. Опять нас выручает компьютер  ( слайд № 11) и запись в тетрадь..

3.      Давайте рассмотрим формулу объема параллелепипеда  V = abc,  какую величину мы  

находим произведением   ab ?       Правильно, площадь донышка, математики еще говорят «площадь основания», поэтому формулу объема параллелепипеда можно записать по – другому ( слайд № 12)

7.     Контроль и проверка знаний.

Решение задач из контрольных вопросов  Главы V, Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г.   зависимости от оставшегося времени и работоспособности класса.

8.     Подведение итогов урока.

С каким важным свойством куба и прямоугольного параллелепипеда мы познакомились?

                                                                                [ У этих тел есть объем]

Какими единицами измеряется объем тел?

Что такое кубический сантиметр?

Что нужно сделать, чтобы найти объем куба?

                                                                 [ Возвести длину стороны в куб]

Что нужно сделать, чтобы найти объем параллелепипеда?

                                                                                                         Перемножить его измерения]

9.     Домашнее задание:  №№ 939, 942, 943

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урок математики в 5 классе «Объем» из главы «Геометрические тела», УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока математики в 5 классе «Объем» из главы  «Геометрические тела»,   УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

 

Урок №3 в изучении темы «Геометрические тела» в 5 классе. Тема урока «Объем». Это презентация, длящаяся весь урок.  Урок требует значительной подготовки:  каждому ученику выдается модель куба, прямоугольного параллелепипеда и комплект разверток.  На уроке рассматриваются  единицы измерения длины, площади и объема, учащиеся учатся изображать единицу измерения длины, площади, объема. рассматриваются формула вычисления объема  куба и прямоугольного параллелепипеда

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 971 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 445
    • DOCX 122.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Ольга Алексеевна
    Волкова Ольга Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21666
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 424 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 542 человека

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1363 человека из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 209 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 295 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе