Главная / Начальные классы / конспект учебного занятия по литературному чтению на тему "В. Бианки. Хвосты" (3 класс)

конспект учебного занятия по литературному чтению на тему "В. Бианки. Хвосты" (3 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

hello_html_m76fb6070.gifhello_html_m53117a06.gifhello_html_m77478c53.gifhello_html_m77f91517.gifhello_html_m4b9d9016.gifhello_html_m5983f779.gifПредмет: Литературное чтение

УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф. 3 класс

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Тема: В. В. Бианки «Хвосты»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Хвосты» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

расширять и накапливать читательский опыт;

создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

развивать речь детей;

расширять представления об окружающем мире живой природы;

способствовать развитию фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи;

воспитательные:

создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке вместе с учителем;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;

- участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знать, что такое тема и идея произведения;

- уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и в парах.

Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык.

Оборудование:

Для учителя: Книга В.В. Бианки «Хвосты», другие книги писателя для выставки; портрет В.В. Бианки; презентация.

Для учащихся: карточки, на которых записано начало произведения; карточки с заданиями для групповой работы; карточки с ответами (для выбора правильного); разноуровневые тестовые задания.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

  1. Актуализация знаний.

- Урок чтения. Какой раздел мы изучаем? (Люби всё живое)

- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?(О животных)

- Для чего авторы написали эти произведения?



3. Сообщение темы, цели урока.

I этап. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте, кто автор произведения?

- Какие произведения В. Бианки мы прочитали?

(Приключения муравьишки , Лесные домишки, Чьи это ноги)

- О ком в них написано? (О животных)

- В каких жанрах написаны эти произведения? (сказки – несказки)

- Почему сказки – несказки?

(сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.

несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей).


- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из произведений Виталия Бианки. Зная особенности автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка - несказка)

Записываю на доске предположения: Сказка - несказка.

 - О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

 (О животном)

Записываю предположения на доске: о животном.


- Давайте прочитаем, как В. Бианки назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. 

Высказывания детей записываются на доске.

- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Можете предположить, о каких животных пойдёт речь? ( муха, рак, рыба, оленуха, слизень)

 Записываю предположения на доске: муха, рак, рыба, оленуха, слизень.

- А кто будет главным героем мы узнаем, когда отгадаем загадку?

Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)

Записываю предположения на доске: муха.

- Что вы знаете про муху?

(насекомые – вредители, тесно соседствующих с человеком, теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. Мухи способны чувствовать запахи, а также отлично ориентируются в пространстве. Обычные комнатные мухи могут жить до 40 дней. Как летающие насекомые, мухи преодолевают огромные расстояния в поисках пищи. Их период активности начинается в апреле-мае, когда среднесуточная температура превышает 12градусов С. Следует помнить, что любые мухи – это потенциальная угроза здоровью.)

- Почему Муха главный герой текста «Хвосты» ведь у неё нет хвоста?

- Прочитайте ключевые слова.

«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.


Прилетела Муха к Человеку;

Рассердилась Муха;

Обрадовалась и полетела;

Отдавай хвост!

Муха видит – ошиблась;

Так тебе и надо.


Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.


- Предположите, как могут разворачиваться события? 

Записываю предположения на доске: муха летала к животным за хвостом.

Постановка целей урока.

- Вам хочется прочитать текст? С какой целью хочется прочитать?

(узнать, для чего нужны хвосты животным и проверить свои предположения)

- Для того, чтоб узнать, на сколько вы были правы, давайте продолжим путешествие в загадочный и сказочный мир природы вместе с героями В.В. Бианки, прочитаем это произведение и проверим наши предположения.

 

4. Знакомство с текстом.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

Диалог с автором. Комментированное чтение.  «Чтение вслух с остановками». Словарная работа (по ходу чтения).

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.


1- Почему именно к человеку прилетела Муха? (Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать. Мухи живут возле человека)

- Зачем ей хвост? (для красоты)

- Каких животных называют гадами? (картинка)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Куда она полетела?)

2- Кто такой Слизняк? (похож на улитку)

- Почему Слизняк не отдал свой хвост?

3- Почему Рыба не отдала свой хвост?

4 – Почему Рак не отдал свой хвост?

5 – Зачем Дятлу хвост?

6- Какое чувство было у Оленухи, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Почему олениха испугалась?)


- Подтвердилось ли наше предположение?

- Представьте Оленуху без хвостика. Что может произойти? (Оленуха пёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно)

7- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы?


8– Что поняла Муха? (у всех зверей хвост для дела)

- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что у всех зверей хвост для дела.

9 – Как вы понимаете слово «надоедливая»? (Такой, который надоедает) СЛОВАРЬ

- Подберите из этой части однокоренные слова к слову «надоедливая». (надоедная, надоеда)

- Мы сейчас в наше время употребляем это слово – надоедливая, надоедная?

- Кто его придумал? (Бианки)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Что будет дальше?)

- Подтвердилось ли наше предположение?

- Как вы понимаете выражение - Дух вон? (испустил дух, умер) СЛОВАРЬ

 

2)Выявление первичного восприятия

- Что вас удивило? Что было самым интересным? (хвосты бывают разные, все выполняют важную роль для животных)

- Проверим наши предположения. В чём мы не правы?

3) Перечитывание текста. Выборочное чтение. Работа в парах.

Работа в парах. Составление рассказа (пересказ) по плану.

Ребята, проследим путь Мухи, как она искала хвост. С кем встретилась?

Наша работа будет проходить по плану:
«В поисках хвоста»

1. В гостях у …
2. Место обитания.
3. Осталась Муха с хвостом? Почему?

- Достигла ли своей цели муха? Докажите из текста.

- Обращаясь к тексту, соедините стрелками «Чей хвост?»

Лиса

«У меня и хвоста- то нет: это ведь брюхо моё, я его сжимаю да разжимаю,- только так и ползу»

Слизняк

Брюхоног

«Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку – только щепки полетели»

Оленуха

«Хвост у меня - руль. Видишь: надо мне повернуться хвост вправо, поворачиваю; надо налево - я влево хвост кладу».

Дятел

«Погонятся за мной собаки, живо меня бесхвостую поймают, а хвостом я их обману»

Рыба

«Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит»

Корова 

«Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь – прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят – беленькое впереди мелькает,- бегут за мной. Так все и убежим от Волка»

Рак

Ей хвост нужен, чтобы отпугивать надоедливых мух

Самопроверка: с экрана. Поднимите руки, у кого правильно.

Составление Кластера

- Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение)

- Кому ещё из этих героев хвост – средство передвижения? (рыба, рак, лиса)

- В зимнее время для лисы чем ещё является хвост? (покрывало, одеяло)

- Для кого хвост как маяк? Почему? (оленуха)

- Для чего нужен хвост дятлу? (опора) Корове? (защита)

маяк (оленуха)

Животные применяют хвост как



одеяло опору (дятел)

(лиса)







передвижение защиту (Корова)

(Слизняк, рыба, рак, лиса)

- Какой образ создал В. Бианки? Какая Муха по характеру?

Муха

Назойливая

Вредная

Нудная

глупая

4)Обобщающая беседа.

- Что вы знали о хвостах, а что нового узнали, прочитав данное произведение?

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

3. Творческие задания.

- Ребята, давайте пофантазируем, что могло бы случиться, если бы мухе удалось выпросить другой хвост,  у другого животного? (подумать и придумать свое развитие сюжета, обговорить чья сказка понравилась больше? И почему?).



Итог урока

- А сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: «Ворон за море летал, умнее не стал». Как вы думаете, какому герою из сказки можно отнести эту пословицу? Почему?

- Что можно сказать про автора В. Бианки, который написал такое произведение?

(У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю).

Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

Рефлексия.

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я знаю, что…

Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из героев произведения «Хвосты», пользуясь справочной литературой.

Приготовить пересказ понравившегося отрывка (встреча с одним из героев) от лица мухи.

Найти в энциклопедиях сведения о других животных на тему «Значение хвоста». 

Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).

Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы. Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе. Поэтому книги, которые он создал – особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.

У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю. Я думаю, что вас заинтересовало творчество Бианки, вам захочется прочитать и другие его произведения и наша встреча с героями его рассказов состоится еще ни раз.









 













































 













конспект учебного занятия по литературному чтению на тему "В. Бианки. Хвосты" (3 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф.  3 класс

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

 

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

-  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;

 

- участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык.

Технология продуктивного чтения.

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

 

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Автор Комлева Любовь Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3395
Номер материала 26990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓