Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект с презентацией по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)

Конспект с презентацией по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)

Скачать материал
Скачать материал "Конспект с презентацией по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Родственные слова
Давыдова Вера Фотеевна
Учитель начальных классов
МБОУ Возне...

    1 слайд

    Родственные слова

    Давыдова Вера Фотеевна
    Учитель начальных классов
    МБОУ Вознесенская СОШ

  • Слово доброе как роза, 
слово злое как заноза.

    2 слайд

    Слово доброе как роза,
    слово злое как заноза.

  • Слово - не воробей, 
вылетит - не поймаешь.

    3 слайд

    Слово - не воробей,
    вылетит - не поймаешь.

  • Родственные словасосна
сосновый
дерево
сосняк
боль
болячка
больница
рана
море...

    4 слайд

    Родственные слова
    сосна
    сосновый
    дерево
    сосняк

    боль
    болячка
    больница
    рана

    море
    вода
    моряк
    морячка

    сосна
    сосновый

    сосняк

    боль
    болячка
    больница


    море

    моряк
    морячка

  • Родственные словагусь
гусиный
густой
гусыняпятно
пятнистый
пять
пятнышкогора...

    5 слайд

    Родственные слова
    гусь
    гусиный
    густой
    гусыня
    пятно
    пятнистый
    пять
    пятнышко
    гора
    горевать
    горочка
    горные
    гусь
    гусиный

    гусыня
    пятно
    пятнистый

    пятнышко
    гора

    горочка
    горные

  • Минутка отдыха

    6 слайд

    Минутка отдыха

  • Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У...

    7 слайд

    Проплясали по снегам
    Снежные метели.
    Снегири снеговикам
    Песню просвистели.
    У заснеженной реки,
    В снежном переулке,
    Звонко носятся снежки,
    Режут лед снегурки.
    по снегам
    Снежные
    Снегири снеговикам
    У заснеженной
    В снежном
    снежки
    снегурки

  • 8 слайд

  • Зимушка,             светит, 
водичка, садовый,      зимний,      водяной, 
п...

    9 слайд

    Зимушка, светит,
    водичка, садовый, зимний, водяной,
    посадка, водитель, зимовье,
    светло, садовник.

  • Зима
зимушка
зимний
зимовьеСад
садовый
садовник
посадкаСвет
светит
светлоВода...

    10 слайд

    Зима
    зимушка
    зимний
    зимовье
    Сад
    садовый
    садовник
    посадка
    Свет
    светит
    светло
    Вода
    водичка
    водяной

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

МБОУ Вознесенская СОШ

Русский язык

2 А класс.

УМК «Перспективная начальная школа».

Учитель: Давыдова Вера Фотеевна.

    Тема: «Родственные слова»

    Тип урока: Урок введения нового знания.

    Цель: Научить школьников определять и подбирать родственные слова,

               осуществить пропедевтику словообразования: научить учащихся          

                определять, какое из двух слов дало жизнь другому.

     Задачи:

1.     Формировать умение учащихся определять и подбирать родственные слова.

2.     Создавать  благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.

3.      Способствовать формированию  познавательного интереса  к изучению русского языка.Воспитывать добрые отношения к своей семье, к окружающим людям.

4.     Формировать       УУД:

                     Личностные:

                   - умение оценивать свои поступки

                  - повышать учебную мотивацию

                 - повышать уровень притязаний учащихся

                     Регулятивные:

                 - умение управлять своей деятельностью

                 - планировать свои шаги в работе

                 - проявлять инициативу

                 - умение исправлять свои ошибки

                 - доводить до конца работу

                 -  самооценивание, целеполагание

                      

                     Коммуникативные:

                 - умение слушать другого, выстраивать диалог

                 - умение выражать свое мнение и доказывать

                 - развивать навыки сотрудничества

                        Познавательные:

                    - умение работать с информацией (пословицы, стихи)

                    - умение использовать учебную модель

                   - умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы

                   - постановка и решение проблемы

           Оборудование и материалы:

-Учебник:  Н.А. Чуракова  «Русский язык.  2  класс»

-Демонстрационный материал: Опорные слова, схема для определения родственных слов.

-Раздаточный материал.  Листья разных цветов.

- Проектор, компьютер

-Презентация MicrosoftPowerPoint

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент.  Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

          Добрые слова не лень

Повторять нам трижды в день.

И сейчас мы скажем дружно:

«С добрым утром!»

2.     Актуализация знаний

- Начнём урок с двух пословиц.Как вы их понимаете?

 (на экране демонстрируются  1, 2 слайды)

«Слово доброе как роза, слово злое как заноза»

«Слово- не воробей, вылетит - не поймаешь»

Учитель читает стихотворение о словах.

МЯЧ -
это слово весёлое.
КИРПИЧ -
безусловно, тяжёлое.
КОРОВА -
слово
рогатое.
А слово АРБУЗ -
полосатое.
Сладкое слово
МОРОЖЕНОЕ!
ДРУГ -
это слово надёжное.

- Дети, назовите «волшебные слова», «добрые слова», «сладкие слова».

3.     Постановка учебной задачи.

- А ещё, ребята, в русском языке есть родственные слова.

Сможете ли вы сейчас их назвать?

Это будет тема нашего урока.

·        Давайте поставим цели, чему мы должны научиться на этом уроке. Нам в этом помогут два слова (на доске):

понять …

     уметь …

   Дети предлагают варианты.

·        Кто такие родственники в жизни?

·        Родственники похожи между собой?

        4 «Открытие нового знания».     

 - Давайте понаблюдаем за родственными словами 

(на экране 3 слайд)

            Сосна, сосновый, дерево, сосняк.

            Боль, болячка, больница, рана.

            Море, вода, моряк, морячка.

           - Все ли слова в строке одинаковые? Какое лишнее? Почему? Чем они                  

           похожи?

           - Давайте сделаем вывод, что должно быть у родственных слов?

- А сейчас я подобрала слова, у которых есть одинаковая часть.

- Давайте подумаем, все ли эти  слова родственные. Слайд 4.

           Гусь, гусиный, густой, гусыня.

                     Пятно, пятнистый, пятнышко, пять.

          Гора, горевать, горочка, горные.

           - Одинаковая часть была, но почему-то мы с вами убирали по одному     

           слову.

          - Давайте сделаем  второй важный вывод, что должно быть обязательно

          у родственных слов.                                  

5.     Физкультминутка. Слайд 5.

6.     Первичное закрепление

Что мы узнали про родственные слова?

Дети (по схеме на доске) рассказывают о родственных словах .

- Первую задачу «понять» мы выполнили.

     - Какую задачу мы сейчас будем выполнять?

Чтение стихотворения на экране. Слайд 6:

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки. (С. Погореловский)

- Что интересного заметили в этом стихотворении?

- Давайте их назовём.

- Какая у них одинаковая часть? Все ли они близки по смыслу?

-А я думаю, что снегири – это не родственное слово, это же птица. А как вы думаете?  

- Послушайте мою загадку

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю- хворостиной.
(Лес)

- Мы с вами отправляемся в сказочный лес.

- Открыли тетради, запишем дату.

- Изобразим лес.

 - Ищем и пишем родственные слова к слову лес, выделим общую часть.

·        Лес – лесник – лесные – лесовичок .ф

7.                Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ой, кто–то к нам спешит на урок из волшебного леса

 (на экране появляется картинка Лесовичка. Слайд 7.)

Лесовичок: - Ой, случилась беда, перепутались все родственные слова. Помогите мне мои друзья.

(На экране появляются слова. Слайд 8)

·        Зимушка, водичка, светит, садовый, зимний, светло, водяной, посадка, зимовье, водитель, подводный.

- Ребята, давайте запишем слова в нужные столбики, чтобы в каждом столбике были только родственные слова. Будьте внимательны! Помните о двух свойствах родственных слов.

           Самопроверка выполненной работы. . Слайд 9

8.     Включение нового знания в систему знаний и повторение

 -А теперь, помогите друг другу найти по одному родственному слову в каждый столбик.

9.     Итог урока. Рефлексия.

 Нарядим волшебное дерево осенними листочками:  

o   Красный лист – я все понял, мне было интересно.

o   Оранжевый лист – я не все понял, но мне было тоже интересно.

o   Желтый лист – Мне было трудно, я мало  что понял        

 - Что на уроке у вас хорошо получилось?

 - Над чем еще надо поработать?

Спасибо за урок.

Урок окончен.

 

Список литературы:

1.     И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина Деятельностный метод обучения 1-4 классы. Издательство «Учитель» 2007 год.

2.     Р.Г.Чуракова Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. Москва. Академкнига. 2009 год.

3.     А.А.Коржукова Поурочные разработки по русскому языку во 2 классе. Москва «ВАКО» 2011г.

4.     А. Ундзенкова, О. Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург, 2003г.

5.     Стандарты II поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010 г.

6.     Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Москва «Просвещение» 2010 г. часть I

7.     Ресурсы сети Интернет.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 882
    • PPTX 1 мбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Вера Фотеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Вера Фотеевна
    Давыдова Вера Фотеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20503
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек