Орг.
момент.
- Добрый
день! У нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас
замечательное настроение и достаточный багаж знаний.
Актуализация
знаний.
- Наш
урок мы начнем с повторения материала, который вы изучали ранее.
- Вам
будет дано несколько заданий, которые вы должны будете выполнить.
- У вас
на столах лежат листы с тестами. Ваша задача – решить тест и не допустить ни
одной ошибки.
- В
каждом вопросе нужно найти одно лишнее слово.
1.
В каком слове букв больше, чем
звуков?
1)
самолет; 2) устье; 3) пишешь; 4) яхта.
2.
В каком ряду перечислены части слова:
1.
существительное, прилагательное, корень, окончание
2.
существительное, прилагательное, глагол, предлог
3.
приставка, корень, суффикс, окончание
4.
подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
3. В каком ряду в обоих случаях на
месте
пропуска пишется одна и та же буква?
1) прав..льный, на дальн..м берегу
2) ф..олетовый, гард..роб
3) ветер разве..т, трава стел..тся
4) флаг Росси.., отп..реть дверь
4.
Какое прилагательное имеет форму превосходной степени?
1) выше
2) строжайший
3) огромный
4) более снежная
5. Схеме А: "П?"
соответствует предложение (знаки препинания не расставлены):
1.
Что же это спросил я.
2.
Меня спросили, сколько мне лет.
3.
Смотрю вслед ему и думаю Зачем живут такие люди?
- Теперь давайте
проверим, правильно ли вы справились с заданием. Посмотрите на слайд и
сделайте самопроверку.
- Кто не допустил ни
одной ошибки? Одну? Две? Три? Четыре?
- Молодцы. Кто
допустил ошибки, еще раз повторит пройденные темы и больше не будет
ошибаться.
- А у меня для вас
еще два задания.
- Первое. Посмотрите
на слайд. Из данных слов вам нужно составить предложение и сделать его
синтаксический разбор.
Налетать, ветер,
сильный, прохожий, воротник, поднимать, и. (налетел сильный ветер и
поднял воротник прохожего).
1.
Повествовательное.
2.
Невосклицательное.
3.
Ветер налетел и поднял.
Простое
предложение.
4.
Распространенное.
5.
Подлежащее ветер, сказуемые налетел и поднял.
6.
Определение сильный, прохожего, дополнение воротник.
7.
Однородные сказуемые налетел и поднял.
- Молодцы.
- А вот второе
задание.
- Распространите
предложение по данной схеме:
По (определение) (обстоятельство)
прыгал (определение) воробей.
- У нас получились
два предложения:
1. Налетел сильный
ветер и поднял воротник прохожего.
2. По песчаной дороге
прыгал шустрый воробей.
- Теперь посмотрите
на схемы и скажите, какой из них соответствуют данные предложения. Почему?
- А что означает
вторая схема? Попробуйте составить текст, соответствующий данной схеме.
- Как вы думаете, о
чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Правильно. Тема
нашего урока «Текст».
- К концу урока вы
должны знать: определение текста (основные признаки), средства связи
предложений в тексте, виды текста. Уметь: озаглавливать текст, отличать
тексты разных видов, знать их признаки.
- Вы уже знакомы с
этой темой.
- Кто может дать
определение текста?
- Какие признаки
указывают на то, что несколько предложений – это текст?
- А теперь откроем
учебники на стр. 17 и посмотрим, правильно ли мы дали определение тексту.
- Итак, текст – это
два и более предложений, связанных по смыслу, а так же с помощью языковых
средств (повторения одних и тех же слов, местоимений,
частиц и др) и расположенных в определенной последовательности. Текст имеет
или может иметь заглавие.
- Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность,
которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в
возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в
расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику
развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной
организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических
средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в
том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный,
официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе
взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
- Чем отличается
текст от предложения? (в тексте все предложения взаимосвязаны и все вместе несут
какой то смысл, а набор предложений
никакого смысла не несет).
- Перечислите виды
текстов. Назовите их особенности.
- Описание – в таком тексте описываются признаки
предметов, явлений, человека, животных. Может быть в форме любого стиля.
Рассуждение – в тексте отрицается либо утверждается
какое-то явление, факт, понятие. Строится по определенному плану (тезис,
аргументы, вывод) и в форме научного стиля.
Повествование – описание событий в
определенной последовательности. Бывает в форме разговорного и
художественного стиля. Строится по плану: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка.
- Молодцы.
- Я буду читать вам
небольшой текст, а вы должны решить, к какому виду текста он относится.
Моя
бабушка небольшого роста, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты
лица выразительные, четко очерченные, правильные. Они указывают на то, что
раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде
некогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения. Ее голубые глаза
освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже
тогда, когда бабушка сердится. Когда бы я не приехала, на бабушке был
беленький платочек, который резко оттенял черные брови и загорелое лицо.
Иногда платочек сдвигал набок, и из-под нее выбивалась прядь седых волос.
Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий сказ. Вот такая
она, моя дорогая бабушка.
Читая, мы учимся не только формулировать своё мнение, но
и доказывать его. - тезис.
Во-первых, мы постоянно оцениваем
поступки героя, правильно или нет он делает выбор, соглсны ли с ним, верим
или нет. И - если не верим - вспоминаем то, что было со нами или с близкими,
или в другой книге, то есть опровергаем мысленно то, с чем не согласны,
подбирая доказательства своей правоты. - аргумент.
Таким образом, читая, мы постоянно находимся
в диалоге с автором или его героем, а только так и можно научиться отстаивать
свою позицию. - вывод.
Я
стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему
ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не
успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
- Молодцы! Правильно
определили виды текста.
- А теперь приступим к
выполнению упражнения. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Упражнение 44 на странице 17.
- Итак, списываем
упражнение, расставляя знаки препинания в конце предложения. Приступаем к
работе.
- Закончили. А теперь
докажите, что у вас получился текст. Присутствуют ли признаки текста?
- Давайте подумаем, как
лучше озаглавить этот текст?
- А где в тексте
повторяются слова? Где местоимения? Где синонимы?
-
Начнем выполнять упр. 46. Если не успеем, то закончите
дома.
- Подведем итог. Что мы
должны знать и уметь? А что знаем и умеем?
- Спасибо за урок, с
вами было очень приятно и интересно работать. До свидания.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.