Урок « Строение эукариотической клетки».
ЦЕЛЬ: создать условия для эффективного
усвоения знаний о строении эукариотической клетки.
Обучающие задачи: расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
сформировать и закрепить знания учащихся об основных частях и органоидах клетки
и выполняемых ими функциях, выработать умения находить органоиды на таблицах и
рассказывать об их строении и функциях; показать различия в строении
растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие задачи: продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений ( выделять
главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи),
формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
Воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к предмету, развивать
коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы: словесно-
наглядный, частично- поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование:
таблицы « Строение животной клетки», « Строение растительной клетки»,
раздаточный материал к уроку, карточки для проверки усвоения знаний, компьютер,
мультимедийный проектор, микроскоп, микропрепараты кожицы лука, эвглены
зеленой, оборудование для изучения строения клетки под микроскопом.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Урок начинается с актуализации знаний о
клетке. С этой целью учащимся предлагается вспомнить и нарисовать схематическое
строение животной и растительной клеток, а затем подписать названия основных
структурных элементов. Целесообразно выполнять это задание по вариантам в
течение 3-4 минут. После этого проводится фронтальная беседа по следующим
вопросам:
-- Клетки каких организмов вы вспомнили?
-- Какие структурные элементы в них вы
указали?
Рассмотрите слайд « Многообразие клеток».
Ответьте на вопросы:
-- В чем заключается их сходство и в чем – различие?
-- С чем связано возникновение названных вами
различий?
Учащиеся высказывают предположения, которые
учитель обобщает:
--------сходство заключается в общем
плане их внутреннего строения;
-------- различаются клетки по форме, размерам и выполняемым функциям.
После этого совместно формулируются цели
урока. (слайд « Цели урока»)
2. Изучение нового материала
Основные части клетки и их функции. При изучении нового материала учащиеся выполняют приведенные ниже
задания
Задание
1
- Приготовьте микропрепараты кожицы лука и
эвглены зеленой.
- Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните
и опишите их форму; размеры; перечислите видимые клеточные структуры и
укажите их названия.
- Зарисуйте и подпишите в тетради главные
части клеток.
По итогам
выполнения задания проведите беседу:
-- Какие
структурные элементы вы выписали для растительной клетки?
-- Какие элементы
вы можете назвать для животной клетки?
-- Какие основные
части растительной и животной клеток вы можете назвать?
Демонстрируется слайд
« Основные части клетки». Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
-- Объясните,
почему в световой микроскоп вы видите только основные части клетки?
-- Как вы думаете,
какие функции выполняют основные части клетки?
Учитель сообщает,
что сегодня на уроке школьники познакомятся со строением и функциями
плазматической мембраны, а также с цитоплазмой и ее органоидами.
Наружная плазматическая
мембрана.
Слайд «
Особенности строения плазматической мембраны»
Вопросы для обсуждения
-- Вспомните
функции белков и свойства липидов.
-- Как вы думаете,
чем объясняется их участие в образовании плазматической мембраны?
Слайд В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из
клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны
называется « гликокаликс».
Слайд « Функции
мембраны»: ограничение внутренней среды клетки,
сохранение формы клетки, защита, обеспечение поступления веществ в клетку и
удаление их из нее.
Задание 2
Представьте, что
веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть
плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы
можете вспомнить?
Отвечая на этот
вопрос, учащиеся должны вспомнить явления фагоцитоза и пиноцитоза ( на примере
простейших), простую диффузию ( на примере обмена газов в клетке).
Следующий слайд
« Механизмы поступления веществ в клетку»
------------записать
в тетрадь способы поступления веществ в клетку.
Задание 3
- Просмотрите анимационные фрагменты «
Фагоцитоз» и « Пиноцитоз»
- Объясните происходящие явления.
- Дайте определение этих явлений. Сравните
свой ответ с определениями, приведенными в учебнике.
( Фагоцитоз – процесс
поглощения клеткой твердых частиц.
Пиноцитоз – процесс
поглощения клеткой жидкости.)
Слайд
Цитоплазма,
ее состав и значение. Слайд
в состав цитоплазмы
входят гиалоплазма, органоиды и клеточные включения. Гиалоплазма занимает
пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из
золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы.
Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические
вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и
обеспечивает их химическое взаимодействие. Включения- это твердые гранулы и
жидкие капли в цитоплазме.
----Лабораторная
работа « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках корешков лука»
Урок 2
- Проверка Д/з.
- Работа в печатной тетради стр.10-11, упр 3
и 4.
- Изучение нового материала.
-------Дайте
определение- что называют органоидом клетки?
------- Выпишите
определение в тетрадь.
------- Как вы
считаете, с какими элементами многоклеточного организма можно сопоставить
клеточные органоиды?
Слайд « Органоиды цитоплазмы и их классификация»
Органоиды цитоплазмы
Мембранного строения немембранного строения
Одномембранные
-- аппарат
Гольджи -- рибосомы
--
лизосомы -- микротрубочки
--
ЭПС -- жгутики
Двумембранные
-- реснички
-- митохондрии -- клеточный
центр
-- пластиды
--ядро
Изучение
строения функций органоидов клетки.
Учащиеся знакомятся
с органоидами клеток по слайдам «Строение животной клетки» и « Строение
растительной клетки». Учитель называет и показывает местоположение органоидов
клетки.
Далее проводится
самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций
органоидов.
Задание 5
Представьте, что
вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме « Строение и
функции органоидов клетки». Вы будете очень удивлены, но я разрешаю вам
написать шпаргалку. Одно условие: описание строения и функций органоидов должно
быть предельно лаконично. Время на выполнение этой работы 12 минут.
Учащимся
предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и вклеивают в тетрадь.
Таблица …………….
После выполнения
этого задания проводится первичное закрепление знаний по результатам заполнения
таблицы.
На следующем
этапе урока выполняется работа с таблицами на доске «Строение животной клетки»
и « Строение растительной клетки» и с учебником: последовательно открываются
все представленные органоиды.
Учащиеся
рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя
записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа
« Дополнительные
сведения» таблицы.
Урок 3
Изучение
строения митохондрий и пластид.
Рассказ учителя об
особенностях строения и функциях митохондрий и пластид с продолжением
заполнения таблицы.
Демонстрируется
слайд « Митохондрии».
Митохондрии -
важнейшие органоиды клетки. Число митохондрий в клетке не постоянно в
зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной
активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными
структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии
имеют внутреннюю и наружную мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает
высокой проницаемостью. Внутренняя имеет складчатую поверхность и образует
складки – кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс,
содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК
обуславливает генетическую автономность митохондрий.
Слайд «Функции митохондрий»
Далее
демонстрируется слайд «Пластиды»
Пластиды –
органоиды, присущие только растительным клеткам.
Учащимся
предлагается ответить на следующие вопросы:
--- Перечислите
известные вам виды пластид.
--- Назовите их
местонахождение в частях растений.
Хлоропласты – это
зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом
хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а
отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения
воспринимается нашим глазом как зеленые.
Демонстрируется слайд «Строение хлоропласта»
Хлоропласт состоит
из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя
мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы.
Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать
локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков – тилакоидов.
Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти
стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри
мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопласта строма
развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержится ДНК, рибосомы,
ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он
воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а
лейкопласты – в хлоропласты.
Функции
хлоропласта – осуществление фотосинтеза.
\\\ Учитель
сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и
хлоропластов.
После того,
как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти
органоиды и определить черты сходства и различия.
Слайды
«Сходство и различие митохондрий и пластид»
Отличительные
особенности растительной и животной клеток.
На этом этапе
работают со слайдом « Черты сходства и различия растительной и животной
клеток».
Учащиеся
сравнивают клетки и делают вывод--- слайд.
Закрепление.
Каждый ученик
получает карточку- задание « Путешествие по клетке», которую должен заполнить и
сдать.
Д/З – слайд
Органоиды клетки и их функции.
Органоиды клетки
|
Строение органоидов
|
Функции
|
Дополнительные сведения.
|
Одномембранные органоиды
|
|
|
|
ЭПС
а) гранулярная
б) гладкая
|
|
|
|
Комплекс Гольджи
|
|
|
|
Лизосомы
|
|
|
|
Вакуоли
|
|
|
|
Немембранные органоиды
|
|
|
|
Рибосомы
|
|
|
|
Клеточный центр
|
|
|
|
Микротрубочки
|
|
|
|
Цитоскелет
|
|
|
|
Жгутики и реснички
|
|
|
|
Двумембранные органоиды
|
|
|
|
Митохондрии
|
|
|
|
Пластиды
а) хромопласты
б) лейкопласты
в) хлоропласты
|
|
|
|
Ядро
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.