Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект "Строение эукариотической клетки"

Конспект "Строение эукариотической клетки"

Скачать материал

Урок « Строение эукариотической клетки».

ЦЕЛЬ: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотической клетки.

Обучающие задачи: расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток; сформировать и закрепить знания учащихся об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях, выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях; показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений ( выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи), формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

Воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы: словесно- наглядный, частично- поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: таблицы « Строение животной клетки», « Строение растительной клетки», раздаточный материал к уроку, карточки для проверки усвоения знаний, компьютер, мультимедийный проектор, микроскоп, микропрепараты кожицы лука, эвглены зеленой, оборудование для изучения строения клетки под микроскопом.

                                  Ход урока

1. Актуализация знаний

Урок начинается с актуализации знаний о клетке. С этой целью учащимся предлагается вспомнить и нарисовать схематическое строение животной и растительной клеток, а затем подписать названия основных структурных элементов. Целесообразно выполнять это задание по вариантам в течение  3-4 минут. После этого проводится фронтальная беседа по  следующим вопросам:

-- Клетки каких организмов вы вспомнили?

-- Какие структурные элементы в них вы указали?

Рассмотрите слайд « Многообразие клеток».  Ответьте на вопросы:

-- В чем заключается их сходство и в чем – различие?

-- С чем связано возникновение названных вами различий?

Учащиеся высказывают предположения, которые учитель обобщает:

--------сходство заключается в общем плане их внутреннего строения;

-------- различаются клетки по форме, размерам и выполняемым функциям.

После этого совместно формулируются цели урока. (слайд « Цели урока»)

 

2. Изучение нового материала

Основные части клетки и их функции. При изучении нового материала учащиеся выполняют приведенные ниже задания

 

                                     

                                   Задание 1

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и эвглены зеленой.
  2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму; размеры; перечислите видимые клеточные структуры и укажите их названия.
  3. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток.

По итогам выполнения задания проведите беседу:

-- Какие структурные элементы вы выписали для растительной клетки?

-- Какие элементы вы можете назвать для животной клетки?

-- Какие основные части растительной и животной клеток вы можете назвать?

Демонстрируется слайд « Основные части клетки». Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-- Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клетки?

-- Как вы думаете, какие функции выполняют основные части клетки?

Учитель сообщает, что сегодня на уроке школьники познакомятся со строением и функциями плазматической мембраны, а также с цитоплазмой и ее органоидами.

 

Наружная плазматическая мембрана.

        Слайд  « Особенности строения плазматической  мембраны»

 Вопросы для обсуждения

-- Вспомните функции белков и свойства липидов.

-- Как вы думаете, чем объясняется их участие в образовании плазматической мембраны?

Слайд  В  растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется « гликокаликс».

Слайд « Функции мембраны»:   ограничение внутренней среды клетки, сохранение формы клетки, защита, обеспечение поступления веществ в клетку и удаление их из нее.

 

                Задание 2

Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся должны вспомнить явления фагоцитоза и пиноцитоза ( на примере простейших), простую диффузию ( на примере обмена газов в клетке).

Следующий слайд « Механизмы поступления веществ в клетку»

------------записать в тетрадь способы поступления веществ в клетку.

 

                    Задание 3

  1. Просмотрите анимационные фрагменты « Фагоцитоз» и « Пиноцитоз»
  2. Объясните происходящие явления.
  3. Дайте определение этих явлений. Сравните свой ответ с определениями, приведенными в учебнике.

( Фагоцитоз – процесс поглощения клеткой твердых  частиц.

Пиноцитоз –  процесс поглощения клеткой жидкости.)

Слайд

 

Цитоплазма, ее состав и значение.   Слайд

в состав цитоплазмы входят гиалоплазма, органоиды и клеточные включения. Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие. Включения- это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.

----Лабораторная работа « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках корешков лука»

                               Урок 2

  1. Проверка Д/з.
  2. Работа в печатной тетради  стр.10-11, упр 3 и 4.
  3. Изучение нового материала.

-------Дайте определение- что называют органоидом клетки?

------- Выпишите определение в тетрадь.

------- Как вы считаете, с какими элементами многоклеточного организма можно сопоставить клеточные органоиды?

              Слайд « Органоиды цитоплазмы и их классификация»

                                   Органоиды цитоплазмы

             Мембранного строения                  немембранного строения

Одномембранные

-- аппарат Гольджи                                         -- рибосомы

-- лизосомы                                                     -- микротрубочки

-- ЭПС                                                             -- жгутики

Двумембранные                                             -- реснички

 -- митохондрии                                             -- клеточный центр

-- пластиды

--ядро

 

Изучение строения функций органоидов клетки.

Учащиеся знакомятся с органоидами клеток по слайдам «Строение животной клетки» и « Строение растительной клетки».  Учитель называет и показывает местоположение органоидов клетки.

Далее проводится самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов.

                      Задание 5

Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме « Строение и функции органоидов клетки». Вы будете очень удивлены, но я разрешаю вам написать шпаргалку. Одно условие: описание строения и функций органоидов должно быть предельно лаконично. Время на выполнение этой работы 12 минут.

Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и вклеивают в тетрадь.

                     Таблица …………….

После выполнения этого задания проводится первичное закрепление знаний по результатам заполнения таблицы.

      На следующем этапе урока выполняется работа с таблицами на доске «Строение животной клетки» и « Строение растительной клетки» и с учебником: последовательно открываются все представленные органоиды.

      Учащиеся рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа

« Дополнительные сведения» таблицы.

 

                                          Урок 3

Изучение строения митохондрий и пластид.

Рассказ учителя об особенностях строения и функциях митохондрий и пластид с продолжением заполнения таблицы.

Демонстрируется слайд « Митохондрии».

Митохондрии - важнейшие органоиды клетки. Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии имеют внутреннюю и наружную мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя имеет складчатую поверхность и образует складки – кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс, содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.

            Слайд «Функции митохондрий»

 

Далее демонстрируется слайд «Пластиды»

Пластиды – органоиды, присущие только растительным клеткам.

      Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

--- Перечислите известные вам виды пластид.

--- Назовите их местонахождение в частях растений.

Хлоропласты – это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой.  Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимается нашим глазом как зеленые.

     Демонстрируется слайд «Строение хлоропласта»

      Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков – тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами.   Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопласта строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержится ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный.  Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты – в хлоропласты.         

      Функции хлоропласта – осуществление фотосинтеза.

\\\ Учитель  сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и хлоропластов.

      После того, как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия.

         Слайды «Сходство и различие митохондрий и пластид»

 

Отличительные особенности растительной и животной клеток.

На этом этапе работают со слайдом « Черты сходства и различия растительной и животной клеток».

      Учащиеся сравнивают клетки и делают вывод--- слайд.

 

Закрепление.

Каждый ученик получает карточку- задание « Путешествие по клетке», которую должен заполнить и сдать.

 

Д/З – слайд

 

Органоиды клетки и их функции.

 

Органоиды клетки

Строение органоидов

Функции

Дополнительные сведения.

Одномембранные органоиды

 

 

 

ЭПС

а) гранулярная

 

б) гладкая

 

 

 

 

Комплекс Гольджи

 

 

 

 

Лизосомы

 

 

 

 

Вакуоли

 

 

 

 

Немембранные органоиды

 

 

 

Рибосомы

 

 

 

 

Клеточный центр

 

 

 

 

Микротрубочки

 

 

 

 

Цитоскелет

 

 

 

 

Жгутики и реснички

 

 

 

Двумембранные органоиды

 

 

 

Митохондрии

 

 

 

 

 

Пластиды

а) хромопласты

 

б) лейкопласты

 

в) хлоропласты

 

 

 

 

Ядро

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект "Строение эукариотической клетки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ЦЕЛЬ: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотической клетки.

Обучающие задачи: расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток; сформировать и закрепить знания учащихся об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях, выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях; показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений ( выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи), формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

Воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 445 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 421
    • DOCX 63 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хаванская Нина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хаванская Нина Александровна
    Хаванская Нина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16731
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 41 региона

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов