Инфоурок Музыка Другие методич. материалыКонспект "Фортепианное искусство Казахстана"

Конспект "Фортепианное искусство Казахстана"

Скачать материал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «Фортепианное искусство Казахстана»

 

«Я серьезно и страстно хочу, чтобы все казахстанцы понимали настоящую ценность музыкального искусства» Ж. Аубакирова.

Дата:

 

Класс: 6

III четверть

Урок № 3 (19)

Тема урока: «Фортепианное искусство Казахстана»

Подтема: «Казахстанские пианисты»

Тип урока: Комбинированный

Цель урока

I. Образовательная: Определение уровня усвоения материала предыдущих уроков, повторение пройденного. Формирование представлений школьников о фортепианной музыке в целом и музыкантах – исполнителях, представителях казахстанской школы фортепианного искусства. Обеспечение культуроведческой направленности обучения. Приобщение учащихся к сокровищам фортепианной классики. Краткое знакомство с выдающимися пианистами Казахстана.

II.Развивающая: Выявление знаний учащихся по музыкальной терминологии: фортепиано, пианист, фортепианная пьеса классическая музыка, Международный конкурс.  Развитие познавательного интереса, желания посетить концерт фортепианной музыки, заинтересовать классической фортепианной музыкой.

III.Воспитывающая:

Воспитание любви к классической музыке, чувства прекрасного, слушательской и речевой культуры.

Формирование культуры поведения на уроке, уважения к профессиям музыкантов, уважения к музыке композиторов – классиков.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный материал:

1. Ф. Шопен «Прелюдия» № 4 в исполнении Жании Аубакировой - слушанье, понятийный словарь музыкальных терминов, краткий рассказ о пианистке, повторение понятий: фортепиано инструментальна я музыка, программная музыка.

2. Серик Еркимбеков «Концертный дуэт» - фортепианное произведение в исполнении автора и Ж. Аубакировой.

3. Т. Андрейченко «Музыкант» или песня на усмотрение учителя, по желанию учащихся – разучивание по текстовым заготовкам, вокально - хоровая работа, беседа о содержании.

4. Рассказ о молодых талантливых пианистах – исполнителях: Амире Тебенихине, Оксане Шевченко,

Олеге Переверзеве, - видео, краткий рассказ о каждом исполнителе, беседа о развитии фортепианного искусства в Казахстане, рассказ о проходящих у нас конкурсах пианистов.

Дополнение зрительный ряд:

5. Святослав Рихтер - один из ярчайших пианистов XX века.

Ход урока:

 I. Организационный этап: приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников.

II. Проверка домашнего задания – слушанье нескольких учащихся (мини-доклады)

III. Актуализация: Учитель сообщает что, цель урока познакомиться с музыкантами – пианистами. Сегодня на уроке они послушают фортепианную музыку в исполнение казахстанских пианистов, узнают о развитии фортепианного искусства в нашей стране.

IV. Формирование новых понятий и способов действия.

Рассказ учителя проходит в свободной форме. Беседу можно чередовать с видео фрагментами, портретами пианистов. Свой рассказ учитель может начать о выдающихся пианистах мира, один из которых С.Рихтер (видео). Затем можно рассказать о наиболее известных пианистах, Жание Аубакировой и Серике Еркимбекове, который, ещё является композитором и концертмейстером. Например, аккомпанирует Айман Мусаходжаевой, часто выезжает с ней зарубеж, сочиняет музыку для фортепианных дуэтов. Затем можно рассказать о молодых пианистах, которые в настоящее время много концертируют, играют как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Можно зачитать слова Ж. Аубакировой: «Я знаю, что пианисты влюблены в свой инструмент. Они считают его уникальным божественным творением и готовы проводить с ним в диалоге все свое время. Рояль - это близкий друг, способный создать пространство, в котором укрываешься от земной боли и грусти, в котором испытываешь эмоции и чувства, возможно, и не встречающиеся в жизни. Он способен отражать свет человеческой любви, пульс живого сердца, ожидание недостижимого счастья... Музыка дарована нам во спасение!». Особое внимание обратите на творчество пианиста Олега Переверзева, который не только великолепно играет классику, озвучивает фильмы, но и мастерски может играть одновременно на нескольких фортепиано одновременно. Его называют самым виртуозным пианистом Казахстана, в репертуаре музыканта классика, эстрада, джаз. Песня «Музыкант» - эстрадная, разучивать её можно по обстоятельствам. Можно также рассказать о международных фестивалях фортепианной музыки, конкурсах юных пианистов, проводящихся в Казахстане. Последний, VI Международный конкурс пианистов, прошёл в Алматы в декабре 2013 г. Если учащиеся с удовольствием слушают рассказ о пианистах, то песню можно отложить до следующего урока.

V. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов: Повторение пройденного на уроке,

Закрепление терминов и понятий, обобщение

VI. Этап информации о домашнем задании: пользуясь, интернет - ресурсами послушать фортепианную музыку, в тетрадь записать названия произведений, которые послушали.

VII. Этап подведения итогов урока.

Оценки за работу на уроке.

VIII. Этап рефлексии.

Оборудование:

тетрадь,

фонохрестоматия, фортепиано, магнитофон,

видеомагнитофон,

иллюстрации к уроку.

Методы музыкального обучения:

метод погружения в мир музыкального искусства; увеличения объёма используемого на уроке материала; коллективного общения; концентрический (знания усваиваются на новом витке осмысления), сравнения, музыкального обобщения, музыкальной драматургии, наблюдения за музыкой; наглядно-зрительный, образно-психологического настроя на духовное единение учащихся с музыкой.

Принципы:

1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.

2.Принцип наглядности, доступности.

3.Принцип активности и увлечённости.

Формы работы на уроке:

1.Словесная

2.Наглядная

3.Коллективная и индивидуальная

Способы исполнения

музыки:

1. хоровой

Виды деятельности на уроке:

слушанье музыки, рассуждения, работа в тетради, просмотр видео, вокально-хоровая работа.

Предполагаемый результат:

а) получение учащимися знаний о развитии фортепианного искусства в Казахстане;

б) развитие интереса и увлечённости к классической музыке;

в) эмоциональный отклик.

Домашнее задание: слушать дома фортепианную музыку, записать названия прослушанных произведений.

Рефлексия: В качестве рефлексии можно предложить учащимся составить логические цепочки из терминов, которые использовались на уроке.

Дополнение для учителя:

Жания́ Яхия́евна Аубаки́рова (род. 1957 г., Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) - казахская пианистка, педагог, профессор и ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Народная артистка Республики Казахстан. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан.

Отец - Яхия Аубакиров (1925-2008), академик HAH PK, учёный — экономист. Сестра - Жанар Аубакирова, зав. кафедрой теоретической и прикладной экономики КазНПУ имени Абая, доктор экономических наук, профессор. Жания пошла не в экономисты, а в музыканты. Окончила Алма - Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы (1977), Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (1979) и в 1981 г. аспирантуру (у профессора Л. Н. Власенко). С 1979 года - концертмейстер Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, и ассистент-стажер Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 1981 год - старший преподаватель, доцент, заведующая кафедрой специального фортепиано Алма - Атинской государственной консерватории им. Курмангазы. С 1983 года - солистка Казахской государственной филармонии им. Джамбула. С 1993 года - профессор Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы. 1994 год - основана «Авторская школа Жании Аубакировой», работающая по современным образовательным методикам и технологиям Авторская школа Жании Аубакировой. С 1997 года - ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Под её руководством консерватория стала ведущим музыкальным вузом страны и культурно-просветительским центром республики, в 2001 году был присвоен Национальный статус. 1998 год - По инициативе Жании Аубакировой организовано музыкальное агентство «Классика», которое с огромным успехом провело «Казахские сезоны во Франции», организовало концерты более чем в 18 странах, записало более 30 компакт дисков, более 20 музыкальных фильмов о казахстанских исполнителях.

2009 год - в ноябре Студенческий Симфонический оркестр Казахской национальной консерватории им. Курмангазы совершил гастрольное турне по пяти крупнейшим городам США: Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Бостон и Нью-Йорк.2001 год - международная программа «Восходящие звезды».

2002 год - колледж Жании Аубакировой (негосударственное учреждение образования, работающее по современным авторским методикам и технологиям. 1983 год - 2-й Гран-при и специальный приз «За лучшее исполнение произведений современных французских композиторов» на Международном конкурсе Маргарет Лонг и Жака Тибо во Франции. 1985 год - Гран-при Международного конкурса камерных ансамблей во Франции (Париж, совместно с Гаухар Мурзабековой). 1991 год - Народная артистка Республики Казахстан, 1998 - Кавалер Ордена искусств и литературы Франции, 2001 - Лауреат Независимой премии «Платиновый Тарлан», 2002 - Лауреат Государственной премии Республики Казахстан, 2003 - Обладатель премии Европейских искусств им. Г. Малера, 2008 - Кавалер ордена общественного признания «Екатерина Великая» II степени «За укрепление дружбы между Казахстаном и Россией», 2008 - Орден Парасат (Орден благородства), 2009 - Орден за заслуги перед культурой Республики Польши. 2011 - Золотой крест заслуги (Орден Президента Польши) Польши, 2012 - Государственная премия мира и прогресса Первого Президента – Лидера нации. Ж. Аубакирова выдающаяся казахская пианистка, представляющая культуру и искусство Казахстана на мировой арене. Сольные концерты и выступления со знаменитыми оркестрами призваны пропагандировать мировую музыкальную классику и произведения казахстанских композиторов. Ж. А. регулярно выступает в Казахстане, крупнейших концертных залах Франции, Англии, Германии, Японии, России, Польши, Италии, США, Израиля, Греции, Венгрии. Из интервью с пианисткой: «Что для Вас лично означает профессия музыканта? И сразу ли Вы хотели стать пианисткой?  Для меня музыкант – это, прежде всего, профессия, которая должна нести радость людям, делиться своей музыкой со всеми. Мне так много дала моя страна и мои преподаватели, у которых я училась в Москве, что мне сегодня хочется поделиться всем своим накопленным багажом со всеми. Мне нравится заражать этим чудом музыки окружающих. Дети на это потрясающе реагируют!

И сегодня я горжусь тем, что у нас в консерватории есть свой симфонический оркестр, в котором представлены деревянные духовые инструменты, а также уникальный оркестр народных инструментов. Никто не ожидает, как сегодня играет наша молодежь! Их нужно обязательно слушать, показывать всему миру.  Что касается моего увлечения музыкой, мне нравилось заниматься с детства. Я уехала учиться в Москву. Там я поняла, что таких как я полным-полно, и впереди у меня много работы. В Париж на конкурсы я ездила несколько раз, и не проходила отборы. Потом уже мама перестала меня туда отпускать, говорила: «Хватит! Ты что, хочешь быть лучшей в мире? Напророчила мама, Вы стали лучшей в мире».

Еркимбеков Серик Жексембекович родился в 1958 году. Председатель правления Союза композиторов Казахстана, заслуженным деятелем РК. Проректор Академии искусств в Астане. Автор симфонии «Шакарим», заведующий кафедрой «Композиции и оперно-симфонического дирижирования», профессор,

заслуженный деятель РК, композитор. Образование Алматинская государственная консерватория им. Курмангазы, стажировался в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Проректор Казахского национального университета искусств. Организатор Международных форумов композиторов в Казахстане. Серик Еркимбеков - композитор. По его словам, был «обречен» на эту профессию. Рос в художнической среде, слышал много интересной музыки, видел великолепных людей. Круг общения отца, в то время министра культуры, формировал будущего музыканта. Ярчайшее впечатление юности - съезд композиторов СССР в Москве. Не без влияния этого события, встреч с выдающимися людьми, с Арамом Хачатуряном сделал свои первые шаги в композиции. Одна из его запланированных встреч состоялась в школе Куляш Байсеитовой, где я учился. В концерте, устроенном для Арама Ильича, мы исполняли свои произведения. Моя песня называлась «Караван в пустыне». Детская вещь, минуты на три, в которой я пытался передать образ пустыни, каравана. Потом нас пригласили в кабинет директора на встречу с великим композитором. Он пожал мне руку, и сегодня я помню это ощущение - большой теплой, мягкой руки. Он, увидев мое волнение, потрепал меня по щеке: «Молодой человек, ну что вы так? Улыбнитесь!»  Сегодня Серик Еркимбеков - яркий композитор, исполнитель, музыкант, возглавляет Союз композиторов Казахстана.

Амир Тебенихин (род. 1 июля 1977, Москва, РСФСР, СССР) - известный казахстанский пианист, лауреат многих Международных конкурсов пианистов. Заслуженный деятель Казахстана. Родился в музыкальной семье. Его отец Владимир Тебенихин (1942 – 1988) - выпускник Московской консерватории, ученик известных исполнителей и педагогов проф. Льва Оборина (по классу фортепиано) и проф. Леонида Ройзмана (по классу органа), приехал работать в Алма-Ату по приглашению Ахмета Жубанова. Он стал работать преподавателем специализированной музыкальной школы имени Куляш Байсеитовой по классу фортепиано и одновременно в Органном зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, положив начало казахстанской школе органистов. В республике появились отечественные исполнители-органисты, в их числе была и первая женщина-казашка, будущая жена Владимира Ивановича - Алия Карасаева (1950 - 2002), позже аспирант Московской консерватории. Мать и открыла для сына музыку: научила нотной грамоте, дала первые уроки игры на фортепиано. Потом он учился в музыкальной школе у отца, а после его смерти - у Михаила Балабичева, Аиды Исаковой. После одного года обучения в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы у проф. Жании Аубакировой перешёл в Московскую консерваторию в класс проф. Михаила Воскресенского, который и окончил в 1999 году. В том же 1999 году ещё студентом он одержал верх в состязании 30 исполнителей в португальском, очень строгом Международном конкурсе пианистов имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, сыграв в финале с Шанхайским симфоническим оркестром, стал обладателем Гран-при. В 2002 году Амир переехал на постоянное местожительство в Ганновер (Германия), где продолжала учёбу его жена, Софья Гайсина. Её отец - профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, заслуженный артист РК А. М. Гайсин. Амир учился одновременно с ней в Московской консерватории: он по классу фортепиано, она - по классу флейты. В семье - две дочери. Тебенихины сохраняют казахстанское гражданство. Амир говорит: «Я гражданин Казахстана и рад, что могу представлять Казахстан на мировых концертных площадках на различных фестивалях, форумах классической музыки и конкурсах…». Сегодня Амир Тебенихин является одним из ярких концертирующих музыкантов-пианистов мирового класса.

В Норвегии состоялся концерт нашего соотечественника, заслуженного деятеля Казахстана, известного пианиста Амира Тебенихина. Музыка Гайдна, Дебюсси, Шопена и Мендыгалиева в исполнении молодого, но уже известного пианиста, буквально заворожила публику. Концерт прошел при полном аншлаге.

Особое место в репертуаре пианиста занимает казахская музыка. Публика неоднократно просила музыканта на бис, особенно после «Легенды о домбре» композитора Нагима Мендыгалиева.

Оксана Шевченко родилась и выросла в Алма-Ате, где сделала первые шаги на своём творческом пути, регулярно выступая сольно и в сопровождении Национального Симфоническго Оркестра республики Казахстан. Обучалась в РССМШ им. К. Байсеитовой, выпускница Академического музыкального училища при МГК и Московской государственной консерватории. Участница программы «Восходящие звёзды Казахстана» (2000-2002). Стипендиат фондов «Русское исполнительское искусство» и фонда Константина Орбеляна. За годы учёбы Оксана стала победителем и лауреатом более десятка международных конкурсов в Литве, Италии, Японии, Германии, Китае, Португалии, Венгрии. Помимо музыки Оксана занимается изучением европейских языков, а также имеет театральное образование. Выступала во многих странах сольно и в сопровождении симфонического оркестра. В 2009 г. в рамках конкурса имени Бузони удостоилась специального приза международной музыкальной критики.

Олег Переверзев -  в финале телешоу Олег решил поставить мини-спектакль, в котором он, якобы, приходит в магазин музыкальных инструментов, и по очереди, начинает играть на каждом из них. Всего в номере он задействовал восемь инструментов. Исполнял музыкант произведение Чайковского, Бетховена, Грига. Пианист добавил несколько новых элементов в свое выступление, например, на синтезаторе он играл, как сбоку, так и сверху. «Это был сложный и забавный номер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект "Фортепианное искусство Казахстана""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок будет интересен учителям 6-х классов, работающих по казахстанской программе. Образовательная цель урока: определение уровня усвоения материала предыдущих уроков, повторение пройденного; формирование представлений школьников о фортепианной музыке в целом и музыкантах – исполнителях, представителях казахстанской школы фортепианного искусства; обеспечение культуроведческой направленности обучения; приобщение учащихся к сокровищам фортепианной классики; краткое знакомство с выдающимися пианистами Казахстана. 

Выявление знаний учащихся по музыкальной терминологии: фортепиано, пианист, фортепианная пьеса классическая музыка, Международный конкурс.  Развитие познавательного интереса, желания посетить концерт фортепианной музыки, заинтересовать классической фортепианной музыкой. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1519
    • DOCX 28.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Айриян Инна Спартаковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Айриян Инна Спартаковна
    Айриян Инна Спартаковна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8409
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 851 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 247 человек

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе