Конспект проекта.
Паспорт проектной
работы.
Тема: Зимующие
птицы нашего посёлка.
Руководитель
проекта: Шнайдер Н.В.
Учебные
дисциплины, близкие к теме проекта: труд, рисование, литературное чтение,
окружающий мир.
Состав проектной
группы: учащиеся 3 –А класса
Тип проекта:
информационно – исследовательский
Местообитание:
сады и огороды населённого пункта.
Срок работы: ноябрь
– январь
Оборудование:
книги о птицах, журнал «Юный натуралист», определитель птиц, наблюдения,
рисунки детей, фото, кормушки.
Проблемные вопросы
проекта:
- какие зимующие
птицы обитают в нашем посёлке, их внешний вид, образ жизни;
- чем питаются;
- информация о
птицах, загадки, рисунки
Актуальность
проекта:
Метод проектов –
новый метод, который
-позволяет
осуществлять личностно –ориентированное образование, индивидуальный подход,
- формирует
активную самостоятельность и инициативную позицию учащихся,
-развивает
исследовательские, рефлексивные умения и навыки;
-развивают
познавательный интерес учащихся;
- реализует
принцип связи обучения с практической деятельностью;
Ход проекта:
1. Сбор
материала, создание альбома.
2. Загадки,
рассказы о зимующих птицах нашего посёлка.
3. Сбор корма
для зимующих птиц.
4. Изготовление
кормушек.
5. Подкормка
птиц зимой.
6. Наблюдение
за птицами.
7. Отчет -
защита проекта
8. Создание
Портфолио проекта «Зимующие птицы нашего посёлка»
Введение.
Многие
птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут
цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских
степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли.
Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от
нас и остаются на зиму.
Мы
задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших
края? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь
за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт
большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения
за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
1. Если
изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут
улетать в теплые края.
2. Зимующие
птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Цель работы:
изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Объект
исследования: зимующие птицы нашего посёлка.
Задачи: изучить
дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке; провести
наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; сделать анализ и обобщить
результат.
Этапы работы над
проектом:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
( 1 группа детей)
Задачи: изучить,
какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются птицы зимой, как они
приспосабливаются к зимним условиям.
SOS! SOS! Спасите!
На помощь!
Эту
телеграмму прислали нам птицы. Но чтобы помочь им, надо знать, какие птицы
зимуют и чем кормятся. Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются
холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом
веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже
сильные морозы. Потому –то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц
можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать
сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб (чёрный ржаной птицам
вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие
куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать
пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из
круп птицы охотно поедают овсянку «Геркулес» и пшеничную. На ветках рябины
трапезничают красногрудые снегири. Чижи и чечетки в течении всей зимы кормятся
семенами березы, ольхи, ели, сосны, лиственницы.
Семена для птиц
|
подсолнечника
(все
птицы)
|
овса
(овсянки,
синицы)
|
арбуза
(синицы,
поползни)
|
пшена,
проса
(овсянки,
воробьи,
синицы)
|
тыквы,
дыни, кабачков
(поползни,
синицы, воробьи)
|
кедровых
орешков
(
поползни, дятлы)
|
рябины,
калины
(снегири,
свиристели)
|
льна
(все
птицы)
|
клевера
(щеглы,
чечётки, воробьи, синицы)
|
Мы
составили книжку «Зимующие птицы нашего посёлка», чтобы все дети знали этих
птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.
Вывод: зимуют в
нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких
погодных условиях.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ
(2 группа детей)
Задачи: сделать
кормушки для птиц; следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке; провести
фотосъемки.
Кормушки
для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, балконе, приусадебном
участке. При её устройстве не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми
конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из
– под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над
отверстием клапан, засыпать корм и подвесить. Удобны различные варианты
кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её
потребления ( и птица постоянно сыта, и уход за кормушкой несложен). Для этого
можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой
постепенно высыпается на подставку.
Вывод: зимующие
птицы охотно прилетают на места кормления.
3. НАБЛЮДЕНИЕ
(3 группа детей)
Задачи:
понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке; подсчитать число птиц,
прилетающих в течение одного часа; отмечать температуру воздуха в день
наблюдения.
Какие
птицы обычны на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их
весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, не больше, но постоянно
крутятся возле дома. После домашних животных остаётся много несъедобного корма.
Вот и доедают пернатые зерна за утками и гусями, да и из собачьих мисок стащить
кусок не гнушаются .В общем, ведут весьма сытную жизнь. Самые постоянные гости
– шустрые большие синицы .В сильные морозы появляются снегири. Иногда кормушки
посещают и нарядные щеглы, уничтожая семена сорняков. Возможен визит веселой
стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым
свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки
трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и
как обедает в твоей столовой.
Самый
частый и массовый гость – большая синица. Клюнула семечку и быстрее на ветку –
закусывать. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне
недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся
на снегу.
Не
страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и
перьями.
Таблица наблюдений
Вишняковой Анастасии ( приложение 1 )
Цель: Подсчитать и
сравнивать количество птиц, прилетающих к кормушке .
Выводы:
1. Число
птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих
кормушки в более теплую погоду.
2. Птицы
довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много
подходящего корма.
Заключение: проведя
наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:
1. В нашем
поселке рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из
леса покормиться снегири.
2. Зимуют в
нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких
погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления. Число птиц
посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в
более теплую погоду. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том
случае, если вокруг много подходящего корма.
Возможно, если птиц постоянно
подкармливать, то они не улетят в теплые края.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
Рефлексия.
Стихотворение
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц
зимой,
Чтоб со всех
концов
К вам слетались,
как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет
им зима.
Приручите птиц в мороз
К
своему окну,
Чтоб
без песен не пришлось
Нам
встречать весну.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица
наблюдений Вишняковой Анастасии
Дата
|
Кол-во
птиц, прилетавших к кормушке
|
Примечание
|
24.11.10
|
2
|
2
воробья
|
25.11.10
|
3
|
1 синица,
2 воробья
|
26.11.10
|
3
|
2
синицы, 1 воробей
|
27.11.10
|
5
|
5
воробьев
|
28.11.10
|
5
|
3
воробья, 2 синицы
|
29.11.10
|
7
|
4
синицы, 2 воробья, 1 сорока
|
30.11.10
|
15
|
10
синиц, 4 воробья, 1 сорока
|
01.12.10
|
14
|
6 синиц,
8 воробьев
|
02.12.10
|
9
|
5 синиц,
4 воробья
|
03.12.10
|
10
|
10
воробьев
|
04.12.10
|
13
|
9
воробьёв, 3 синицы, 1 сорока
|
05.12.10
|
15
|
стая
воробьёв,
|
06.12.10
|
6
|
1
сорока, 2 синицы, 3 воробья
|
07.12.10
|
3
|
3
воробья
|
08.12.10
|
5
|
3
синицы, 2 воробья
|
09.12.10
|
6
|
2
синицы, 4 воробья
|
10.12.10
|
11
|
2 синицы,
1 сорока, 7 воробьев, 1
|
11.12.10
|
8
|
5
воробьёв, 3 синицы
|
12.12.10
|
13
|
1
ворона, 4 воробья, 7 синиц, 1 снегирь
|
13.12.10
|
4
|
2
синички, 2 воробья
|
14.12.10
|
7
|
3
синицы, 1 снегирь, 3 воробья
|
15.12.10
|
11
|
5 синиц,
4 воробья, 1 ворона, 1 сорока
|
16.12.10
|
14
|
6 синиц,
6 воробьёв, 2 снегиря
|
17.12.10
|
9
|
5 синиц,
3 воробья, 1 сорока
|
18.12.10
|
11
|
6
воробьёв, 4 синицы, 1 сорока
|
19.12.10
|
6
|
5
воробьёв, 1 синица
|
20.12.10
|
12
|
3
вороны, 6 синиц, 3 воробья
|
21.12.10
|
8
|
1
сорока, 5 воробьёв, 2 синицы
|
22.12.10
|
11
|
3
снегирей, 4 воробья, 4 синицы
|
23.12.10
|
13
|
7 синиц,
5 воробьёв, 1 сорока
|
24.12.10
|
6
|
2
синицы, 3 воробья, 1 снегирь
|
25.12.10
|
11
|
5 синиц,
6 воробьёв
|
26.12.10
|
10
|
1
снегирь, 1 сорока, 3 синицы, 5 воробьёв
|
27.12.10
|
9
|
1
снегирь, 3 синицы, 5 воробьёв
|
28.12.10
|
13
|
8
воробьёв, 4 синицы, 1 сорока
|
29.12.10
|
8
|
1
ворона, 1 сорока, 4 синицы, 2 воробья
|
Система действий
учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
№ п\п
|
этапы
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
учителя
|
1
|
Подготовка: выбор
темы проекта, определение цели и содержание проекта, формирование творческих
групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности
|
Уточняют
информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют
творческие группы.
|
Отбирает
возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует
положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию
групп
|
2
|
Планирование: анализ
проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев
оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на
которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор
литературы.
|
Вырабатывают
план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач,
определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации,
распределяют роли в группе.
|
Разрабатывает
задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает
участие в обсуждении вариантов по реализации проекта
|
3
|
Принятие
решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных
гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
|
Работают
с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности
|
Консультирует,
координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
|
4
|
Выполнение
проекта
|
Работают
над проектом и его оформлением
|
Консультирует,
координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
|
5
|
Оценка
результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей,
достигнутых результатов, анализ причин недостатков)
|
Обсуждают
полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы
|
Наблюдает
за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении
|
6
|
Презентация: защита
проектов
|
Докладывают
о результатах совместной работы
|
Оценивает
работу учащихся
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поползни.
В
парке, в саду, у кормушек в стайке разных синиц можно увидеть поползня. Это
маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью
быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Среди птиц поползни самые лучшие
лазуны. Помогает им в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и
когтями. Всё теплое время года бегают эти птички по деревьям, выискивая
насекомых вредителей. Зимой приходится садиться им на растительную диету.
Кусочек несолёного сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для поползня
лакомство. Окраска птички голубовато – серая, горлышко, грудь и брюшко – белые,
от клюва идёт черная полоска. Хорошо описал поползня Павел Барто:
Голубая
спинка, Вертит он головкой,
Ржавенький
бочок, - Червяка проткнул,
По
стволу осинки Из под черной бровки
За
скачком скачок, - Искоркой сверкнул,
Поползень
вертлявый Свистнул: «Эй, вы, дятлы!
Лазит
вверх и вниз: Клювом вниз скачу….
В
ствол залез дырявый, Вам такое вряд ли,
Клювом
вниз повис. Дятлам, по плечу!»
Дятлы.
Дятел
– птица заметная. Спина, крылья, хвост у него черные, будто на нём фрак надет.
Горло, грудь, брюшко белые, а на голове яркая красная шапочка. Сидит на стволе
дерева, вцепившись коготками в кору, и еще на хвост опирается. Хвост у дятла
необычный: с заостренными на концах, очень твердыми перьями. Упираясь хвостом в
неровности коры, дятел прочно держится на отвесном стволе. Такая прочность ему
нужна, чтобы сильно долбить дерево. Ведь питается дятел червяками, жуками и
другими насекомыми, которые портят дерево, прогрызая ходы в глубь ствола. Кроме
того, у дятла есть удивительный язык, помогающий достать насекомое или личинку
из любой узкой щели. Язык у дятла длиннее головы, тонкий и гибкий. Кончик языка
острый, с зубчиками, направленными назад, похожий на рыболовный крючок.
Проколотое таким языком насекомое не соскочит, и дятел его из любой щели
вытащит.
Сорока.
Птица
ловкая, умная, осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает шум. Далеко
слышен её характерный стрекот. А затем видишь, как в воздух поднимается птица с
белыми грудью и брюшком, чёрными крыльями и длинным чёрным хвостом. Такой
хвост, длиннее тела, ни с каким другим не спутаешь.
Воробьи.
По –
своему очень красива эта птичка. Чёрные пятна, коричневые полоски, беловатое
брюшко – узор очень симпатичный. Воробей птица самостоятельная: в обиду себя не
даст и голодным не останется. Если найдет где-нибудь что – то съедобное, то и
сразу других воробьёв зовёт. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и
греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто
снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая
шубка. Когда воробью холодно, он распушает перышки, становясь похожим на
меховой шарик. Не сразу сквозь пушистую защиту мороз доберётся. Воробей
оставляет на снегу следы – крючочки, совершая прыжки сразу двумя лапками.
Голуби.
Перья
на теле у неё тёмно – серые, с синеватым отливом – сизые. Так и называют
городских голубей – сизари. Шея и грудь переливаются металлическим блеском, то
изумрудно – зелёными, то нежно – розовыми оттенками. Ярко – оранжевый ободок у
глаз и красные лапки довершают этот наряд.
Галки.
У
галки голова как бы одета в большую пепельно – серую шапочку из перьев. По этой
шапочке её сразу узнаешь. Остальное оперение – черное, с синеватым блеском.
Грач.
Грач
весь в чёрном оперении, с пурпурно – синеватым отливом. Только белая кожица
вокруг клюва.
Ворона.
У
вороны голова, крылья и хвост черные, а всё тело серое. О воронах разговор
особый. Нам кажется, что вороны в посёлке весь год одни и те же. Ученые с
помощью кольцевания птиц установили, что многие наши вороны осенью улетают в
более теплые места. Вот почему они в это время года собираются большими стаями.
На их место к нам из северных краёв на зимовку прилетают другие вороны. А так
как окраска у этих птиц одинаковая, то нам отличить их невозможно. Так что есть
среди ворон и перелётные, и кочующие, и оседлые, то есть постоянно на одном
месте живущие.
Снегири.
Настоящий
снегирь с ярко – красной грудкой, в черной шапочке, с черным хвостом и
крыльями. Приметная птица. Любит покормиться ягодой калины и рябины.
Весну, лето и
осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят
птицы свои гнезда. Гнездышко снегиря свито из тонких сухих прутиков, мха,
лишайников и выстлано пухом и перьями. Когда наступает снежная морозная зима,
снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды,
отыскивают ягоды рябины, облепихи, семена конского щавеля.
Синицы.
Чувствует
приближение весны и большая синица. В феврале можно услышать её первую песню.
Звук этой песенки такой, точно звонкий маленький молоточик стучит по стальной
наковальне. Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в
желтую блузку с черным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила темной
шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни
минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и
цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.