Конспект занятия для
старшей группы.
Воспитатель Лосева
Виктория Владимировна.
МБДОУ Детский сад №21
«Дары нашего
леса» Цель:
Продолжать знакомить с
растительностью нашего леса (ягоды, грибы, кедровые шишки)
Уточнить правила
поведения в лесу. Раскрыть причины исчезновения некоторых растений и
последствия. Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни
человека:
оздоровительном,
эстетическом, хозяйственном, трудовом; Задачи:
Образовательные: дать детям
представление о том, что лес - это живой единый организм, который мы должны
беречь. Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные
деревья. Закрепить знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в
нашем лесу.
Развивающие: Развивать
познавательный интерес, воображение, логическое мышление, умение видеть
красоту окружающего мира. Развивать умения слушать друг друга, анализировать,
делать выводы дополнять ответы товарища.
Воспитательные: воспитание
любви и бережного отношения к родной природе, уважительного отношения к
обитателям леса, правильное поведение в лесу.
Оборудование: картины
с изображением деревьев.
Предварительная работа: чтение и
обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе откладывание загадок,
заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой.
Дидактические игры «Дерево, кустарник, трава», «Птицы, звери, рыбы», «Что
растет в родном краю?», «Кто чем питается?»; уроки доброты «Когда я был добрым
к природе», «Нужны ли в жизни правила?».
Работа с родителями: индивидуальная
работа по составлению рассказов о деревьях
Ход
занятия
Организационная часть
Воспитатель: Ребята
отгадайте загадку.
Весной веселит, летом
холодит
Грибами, ягодами
одаривает. Осенью умирает, весной оживает.... (Лес.)
Что такое лес? Лес – это
целый мир! В нем обитает множество растений и животных.
Лес не только кормит
людей, но еще и лечит. Люди научились лечить болезни и укреплять свое здоровье,
используя щедрые дары природы. Лес нас лечит травами, растениями, но не
простыми, а лекарственными.
Воспитатель: Ребята,
сегодня утром я обнаружила на столе необычное письмо.
Сейчас я вам его
зачитаю.
Знаю лес и лес люблю
его, живу я в зарослях лесных. Я люблю гулять по лесу каждый день, где чистым
воздухом, так хорошо дышать, где все для сердца мило. Все в лесу мне
интересно: Каждый куст и каждый пень. Есть в травах и цветах целительная сила.
Я веселый старичок, старичок-Лесовичок! В гости вас к себе зову! Помощь ваша
мне нужна, кто то все деревья в моем лесу порубил.
Ну что, ребята,
примем приглашение Старичка-Лесовичка? Не боитесь отправиться в лес? Там
полным, полно чудес. В нем живут дары природы. Для людей и лесного народа!
Отправляемся в путь? Но
в лес можно попасть только в заколдованном виде. Сейчас у нас какое время года?
И с деревьев слетают что ? (листья) Правильно. Давайте превратимся в листочки.
Давайте встанем, глазки закрываем “Раз, два, три, повернись и в листочки
превратись” Вот и стали мы осенними листочками. Дети одевают шапочки с
листочками.
Воспитатель: Встал
стеною до небес перед нами чудо ….(лес.)
Ребята, лесовичок
в письме просит нас о помощи у него кто то вырубил лес.. Как мы можем помочь? Я
предлагаю посадить для него новые деревья, но сначала давайте вспомним, какие
деревья бывают и какая от них польза.
Кедр - очень
высокое, светолюбивое дерево. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной
сосны? Иголки у кедра мягкие и длинные чем у сосны и елки. Кедровые шишки можно
употреблять в пищу. Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом.
Береза – одно
из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому
существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов. Лес,
где растут, одни березы называют березняк, или березовая роща. А
почками березы можно от простуды вылечить. Дрова березовые дают много тепла. А
еще из березы делают мебель, лыжи. Ель – Зимой и летом одним
цветом. Иголки свои постепенно меняет через 5-7 лет. Но не все сразу, а по
очереди, поэтому и всегда зеленая. На Новый год вокруг елки хороводы водят.
Из Ели делают бумагу, искусственный шелк, а еще из ели делают музыкальный
инструмент скрипку. Лес, где растут, одни ели называют Ельник. В
ельнике всегда темно и сыро, ветки елей опускаются до самой земли и не
пропускают свет. В таком лесу в летний жаркий день можно укрыться от жары.
Сосна – иголки
у нее длиннее, чем у елки, очень прямо она растет в высоту. Место, где
растут, одни сосны называется Сосновый бор. В сосновом бору очень полезно
гулять для здоровья. Сосну человек использует, как строительный материал
строят из нее дома и бани. А еще она идет на строительство корабельных мачт.
Рябина - Осенью
надевает желтый наряд, гроздья ягод видны издалека, а в них уйма витаминов.
Скольких птиц она
спасает зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими.
Воспитатель: Ребята
а теперь давайте посадим лес но сначала мы разделимся на 3 команды. Первый
стол будет сажать лес только лиственный, а второй стол хвойный лес, а третий
стол посадит смешанный лес. Но сначала послушайте стихотворение внимательно.
Воспитатель:
Кусты и деревья,
листочки на ветках, Лиственный лес это, помните, детки. Дуб в нем,
березки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если
иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели
растут, и осинки, Смешанным лес тот зовется, друзья – Тут все деревья от
«А» и до «Я».
Приступаем,
посмотрим, кто быстрее справится. Музыкальный ряд Воспитатель ребята кто
- то к нам идет, я слышу шорох листвы.
Лесовичок: Здравствуйте
Ребята, я рад , что вы ко мне пришли. Помогли мне с лесом. Молодцы дети, все вы
знаете про деревья. Ребята, а знаете, почему в лесу чистый воздух? почему в
лесу так легко дышится? а все, потому что деревья дышат листьями, дерево
вдыхает в себя грязный воздух, а потом отдаёт кислород – это чистый воздух,
необходимый для жизни людей. Ребята, меня попросил Доктор Айболит, принести ему
лекарственные травы, чтобы лечить бедных зверюшек. Интересно, а вы знаете, что
то о лечебных травах?
Воспитатель: Конечно,
лесовичок ребята знают, что в лесу есть полезные травы. Правда, ребята? Вот
послушай нас присаживайся.
Листочек, какого
растения прикладывают к ране, чтобы она быстрее зажила?(Подорожника)
У какого лекарственного растения семена летают? (У одуванчика)
А чем полезен одуванчик?
Отваром, какого
растения излечивают простуду? (Ромашка,) Почки березы.
Летом рад я свежей
ягоде медвежьей, а сушенная в запас, лечит от простуды нас. (Малина) А
КАКИЕ ЕЩЕ ТРАВЫ ЛЕЧЕБНЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Ребенок: «Крапиву
только тронь – Отдернешь ладонь, обжигает трава, как огонь».
Но бояться, крапиву
не нужно, она очень полезна. Волосы, вымытые крапивой, становятся пушистыми,
блестящими, хорошо растут. Из крапивы варят щи и делают салаты. Воспитатель:
Ребята, но в лесу есть и ядовитые травы вот посмотрите на картинки и
запомните их названия.
Лесовичок. Ребята,
а вы знаете какие правила надо соблюдать в лесу? Воспитатель: чтение
стихотворения «Лесные правила»
1) Если в лес пришел
гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и
играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя
шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
убегут с лесной опушки.
2)Ветки дуба не
ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
3) Из рогатки не
стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай
летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех
ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Лесовичок: А
какие пословицы про лес вы знаете?
Много леса – не губи,
Мало леса – береги, Нет леса – посади.
Лес – друг человека и
его как друга надо беречь и охранять.
Дерево живо корнями,
а человек друзьями.
Лесовичок. А
давайте поиграем, скажите что можно приготовить из грибов какие блюда готовят
люди ( дети отвечают икру, суп жарят, маринуют, сушат) а что можно приготовить
из ягод? ( ВАРЕНЬЕ, КОМПОТ, КИСЕЛЬ) А какие ягоды растут в лесу? Ребята вы
такие молодцы много знаете много полезного и интересного. Но мне пора уходить
ждет меня мой лес, он хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать
вас в гости. На прощание примите мой подарок. А что там узнаете когда вернетесь
в детский сад. До свидания!
Воспитатель
Ну, вот мы и
помогли лесовичку с лекарственными растениями, посадили ему деревья, узнали,
что дарит лес человеку. Что Лес – это строительный материал, Лес -это
здоровье для человека, вспомнили правила поведения в лесу. Лес – это пища и
лекарства для людей и зверей. Попробуем вернуться домой. Вдруг
получится: Встаем на ножки “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”
Итог
занятия
Воспитатель Ребята,
вам понравилась наше занятие? Давайте посмотрим что же нам принес
лесовичок?
Воспитатель: А
теперь послушаем стихотворение
Мы любим лес в любое
время года,
Мы слышим речек
медленную речь. Все это называется природой, Давайте же всегда ее беречь !
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.