Подгрупповое по произношение
Тема:
Автоматизация звука [С] в слогах, словах и фразах.
Цель:
закрепить правильное произношение звука [С] в слогах, словах и фразах.
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
·
продолжать формировать длительную
воздушную струю;
·
закрепить правильное выполнение упражнений
для артикуляционного аппарата
·
расширять объём понимания речи и активного
словаря;
·
уточнить и закрепить артикуляцию
«рабочего» звука;
·
упражнять в составлении предложений со
словом, в котором есть звук [С].
2) Коррекционно – развивающие:
·
развивать диафрагмальный тип дыхания;
·
развивать лицевую мускулатуру посредством
мимических упражнений;
·
развивать проприоцептивные ощущения
ребенка;
·
развивать память посредством запоминания
слов со звуком [С];
·
развивать наглядно – образное мышление
посредством складывания разрезной карты.
3)
Коррекционно – воспитательные:
·
воспитывать дыхательный ритм: вдох носом,
выдох ртом;
·
воспитывать выдержку и умение четко
следовать инструкции педагога и действовать в соответствии с ней.
Материал:
1) Демонстрационный: мяч, кукла Эля,
пальчиковый театр «лесные звери», кружки – смайлики с эмоциями, вертушка,
клочки ваты.
2)
Раздаточный: карта (части карты), картинки со звуком
«С»: санки, сом, лиса, коса, сумка, сок, сыр, суп.
3)
Речевой: слоги со звуком [С]: СА – СО – СУ, слова
со звуком [С]: Соня, лес, оса, усы, носок, маска, сказка, поднос, кокос,
кусты, лиса, сумка, сани, сыр, сок, суп, коса, колесо, несу, весы, стакан.
Глаголы и прилагательные со звуком [С]: красивый, расплела, несет, спряталась,
густые.
Методы:
·
Словесные
– беседа, напоминание, объяснение, вопросы, уточнения, оценивание;
·
Наглядные –
использование наглядных пособий, наблюдение ребенком за деятельностью педагога;
·
Практические
– самостоятельная деятельность детей;
Приёмы:
·
Тактильно-мышечные;
·
Использование игровых персонажей, единый
сюжет в соответствии с темой занятия;
·
Разнообразные формы организации заданий;
Структура
занятия:
1)
Организационный момент;
2)
упражнения на развитие речевого дыхания;
3)
упражнение на развитие голосового аппарата;
4)
артикуляционная гимнастика;
5)
произнесение слогов и изменением интонационной окраски;
6)
игра «Доскажи словечко»;
7)
составление предложений со словами;
8)
физминутка («запрещенное движение», «слова со звуком [С]»);
9)
дети собирают карту, «змейка», появление девочки Сони.
10.
Подведение итогов занятия.
Ход
занятия:
1.
Организационный момент. Дети стоят около магнитной доски. На доске
прикреплены изображения человеческих эмоций (сердитое, огорченное, улыбающееся,
удивленное). Мимические упражнения:
Как
же нам невесело,
Когда
мы сердимся и огорчаемся.( Дети показывают сердитое и огорченное лицо)
Как
нам хорошо
Когда
мы улыбаемся и удивляемся. (Дети показывают радостное и удивленное лицо).
Педагог: «Ребята, сегодня мне хочется удивиться тому, как вы умеете хорошо
слушать, выполнять правильно задания и команды и тому, какие вы дружные. А вы
хотите меня порадовать и удивить? Тогда мы начинаем.
Тихонечко садимся на стульчики перед зеркалом.
Придвинулись к столу, спинка прямая, ручки кладём на коленки. На занятии наши
глаза внимательно смотрят и всё… (видят), уши внимательно слушают и всё…
(слышат), голова хорошо… (думает). К нам в гости шла девочка Соня. Но произошла
беда, Соня заблудилась в дремучем лесу, где живут лесные звери. Чтобы она нашла
дорогу из леса, нам с вами нужно выполнить задания, которые предложили нам
звери. За это звери дадут нам части карты, и Соня сможет добраться до детского
сада. Ребята, поможем?
2.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Пришел волк и смотрит как мы занимаемся. Подуем на вертушку, сдунем с руки
листочки, подышим быстро – медленно (не забываем: руку проложили на животик, он
должен надуваться при вдохе), подышим вдох носом – пауза – выдох ртом. Наберем
воздух в «шарик» (щеки) и выпустим воздух из «шарика». Волку понравилось как мы
делаем упражнения.
3.
Упражнения на развитие голосового аппарата.
Педагог: «Ребята, какие вы знаете гласные звуки?» Дети отвечают: «мы знаем
гласные А, У, О, И, Э». Педагог и дети поют гласные А, О, У, И, Э с нарастанием
голоса и убыванием.
4.
Артикуляционная гимнастика. Педагог: «Из леса
прискакал зайчик, посмотреть как мы делаем гимнастику для язычка».
·
Упражнение «Улыбочка» (губы в улыбке, зубы
стиснуты в «заборчике», держим на счет 10).
·
«Трубочка» (зубы в «заборчике», губы
вытянуты, держим на счет 10).
·
«Улыбочка» – «Трубочка» (10 раз).
·
«Покусаем язычок» (язык постепенно
высовываем изо рта, покусывая, затем убираем обратно, покусывая).
·
«Пожалеем язычок» (гладим язычок верхней
губой).
·
«Лопатка» (язык спокойно лежит на нижней
губе на счет 10).
·
Упираемся кончиком языка в щеку изнутри. В
левую и правую на счет 10.
·
«Чистим зубки» (кончиком языка «чистим»
каждый зубик на нижней челюсти. Рот широко открыт, видны нижние зубы).
·
«Горка» (кончик языка упирается в нижние
зубы, спинка языка выгнута).
·
«Грибок» .( присосали кончик языка к небу.
Держим на счет 10).
5.
Произнесение слогов и изменением интонационной окраски. «Покажем зайцу
как мы говорим звук [С]. Губы в улыбке, зубы в заборчике, кончик языка
упирается в нижние зубки». Дети произносят звук. «Посмотрите на смайлики,
давайте скажем слоги СА - СО - СУ огорченно (показывает огорченный смайлик и
дает речевой образец), удивленно, радостно и сердито. Заяц говорит нам: «Какие
молодцы!»
6.
Игра «Доскажи словечко». Вместе с медведем
поиграем в игру «Доскажи словечко»: СА
– СА - СА – улетай …(оса)
СЫ
- СЫ – СЫ - длинные…(усы)
СОК
- СОК - СОК - НА НОГЕ… (носок)
АСКА
– АСКА – АСКА - ВОТ ТАКАЯ… (маска)
ОС
- ОС - ОС - НА СТОЛЕ …(поднос )
СТЫ
– СТЫ – СТЫ - ЕСТЬ В САДУ… (кусты)
СА
– СА – СА - УБЕГАЕТ В ЛЕС (лиса)
СО
– СО – СО - У КОЛЯСКИ …(колесо)
СУ
– СУ - В МИСКЕ СУП СЕБЕ ..(несу).
СУ
– СУ - СОВЫ УХАЮТ… (в лесу)
СЫ
– СЫ – СЫ - А У ДЕДА ЕСТЬ …(усы)
СЫ
– СЫ – СЫ - НА СТОЛЕ СТОЯТ …(весы)
7.
Упражнение «Составляем предложения со словами». «К
нам пришла лиса. И просит нас составить предложения из слов». Каждый ребёнок
выбирает картинку со звуком С (санки, сом, лиса, коса, сумка, сок, сыр, суп,) и
составляет с этим словом предложение. В предложении практически все слова со
звуком [С]. (Соня расплела косу. Сок налили в стакан. У лисы густые усы). Далее
считают на пальцах, сколько членов в предложении. 8.
Физминутка.
·
Подвижная игра «Запрещенное движение». «Я
буду показывать вам движения, а вы повторяйте…НО: одно движение будет
запрещено, и когда я буду его показывать, нельзя его повторять!». Педагог
показывает «запрещенное движение: прыжок, хлопок и слог «СА». Остальные движения
так же сопровождаются слогами со звуком [С].
·
Упражнение «Слова со звуком [С].
Дети стоят в кругу, логопед бросает мяч и просит детей называть слова со звуком
[С].
9.
Педагог: «Посмотрите, ребята, волк, лиса, заяц и медведь дают нам части карты
за то, что вы правильно выполнили все задания! А теперь нужно собрать её». Дети
собирают карту за столом. Появляется девочка Соня. «Спасибо, ребята, что
помогли мне выбраться из леса, я теперь с вами, в вашем садике». Поздоровайтесь
с девочкой Соней». Педагог дает детям поиграть с куклой, потрогать её.
Проведите пальчиком как змейка, не касаясь карты, чтобы не рушить картинку по
пути, по которому Соня выйдет из леса и произнесите звук [С]».
10.
Заключительная часть. Педагог: «Умницы,
ребята. Мы с вами справились со всеми заданиями зверей, и получили карту, по
которой девочка Соня дошла до нашего садика. Все сегодня были молодцы и меня
удивили тем, что можете внимательно слушать, думать и правильно отвечать!
(педагог делает удивленное лицо).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.