Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект по русскому языку "Работа с текстом" (2 класс)

Конспект по русскому языку "Работа с текстом" (2 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное                       

 учреждение «Лицей №1»                                    

г.Салават республика Башкортостан

 

 

 

 

                    

 

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Школа 2100»

 

 

Тема:

«Работа с текстом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Подготовила:

                                                              Петрова Елена Алексеевна

                                                                              учитель начальных классов

                                                             МБОУ «Лицей №1»

                                                                   г. Салават

                                                    2014 г.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речи; ассоциативного мышления;
  • формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.

 

Вид урока: закрепление пройденного материала.

Цель урока:

·        систематизация знаний учащихся о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи урока: 

·        систематизировать знания учащихся о тексте;

  • развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речи; ассоциативного мышления;
  • формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.

·        воспитывать культуру общения и любовь к природе.

 

Оборудование: текст «», компьютер , интерактивная доска, ЦОР.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

 

 

Работа с деформированным текстом.

Цель:

1. Актуализация знаний.

   Слайд 1:

- Прочитайте  девиз сегодняшнего урока:

 

С маленькой удачи начинается большой успех!

 

  - Как понимаете это выражение?

  - Какое отношение наш девиз имеет к уроку?   (маленькие открытия, которые мы

     делаем на уроке, ведут нас к большим достижениям)

 

       2. Повторение изученного.

   - У вас на столах лежат листочки с записями.

   - Переверните и прочитайте написанное.

   - Можно ли это назвать текстом?

   - Почему? Докажите.

  Слайд 2 – по  щелчку:

- Давайте все вместе вспомним признаки текста.

 

  - Какое задание предстоит выполнить?

  - Это задание вы будете выполнять в парах.

  Слайд 3:

          - Вспомним  правила  работы  в парах:

 

    1. Работать надо вместе, сообща, на общий результат.

    2. Слушать говорящего внимательно.

    3. Не понял – переспроси.

    4. Свое недовольство выражай  вежливо.

 

Слайд 4:

(Проверка текста на доске по щелчку. Дети отвечают парами, учитель уточняет, есть ли другие варианты, делает щелчок появляется точка и заглавная буква следующего предложения)

 

  - Можем ли теперь сказать, что это текст?

  - Почему?

          - Озаглавьте. (Лебединая семья.)  - щелчок.

 

3. Работа с текстом.

Слайд 5:

·        Понимание  прочитанного

   - Где построили лебеди гнездо?

   - Как долго высиживала лебедушка яички?

   - Какое радостное событие произошло в лебединой семье?

   - Какие заботы теперь у родителей?

  

·        Работа над однокоренными словами.  

- Встретились ли в тексте однокоренные слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Выпишите однокоренные слова.

 

(при проверке дети дописывают слова ,которые пропустили, а учитель

 вывешивает слова-таблички на доску)

 

·        Работа над безударной гласной в корне слова

- Какие опасные места в этих словах?

- Назовите слова с двумя безударными гласными в корне слова (лебедята,

   лебединая)

   - Какое слово проверяет первую безударную гласную в корне слова?

   - Почему?

   - Какое слово проверяет вторую безударную гласную в корне слова?

   - Почему?

 

·        Работа над парной согласной в корне слова

- Подчеркните слова, которые будут проверочными для парной согласной в корне

  слова.

- Какие слова подчеркнули?

- Почему?

 

·        Словообразование

- Какое слово в этом ряду состоит только из корня?

- При помощи чего образованы остальные слова?

- Выделим суффиксы, при помощи которых образованы слова этого ряда.

 

·        Морфология

- Что еще объединяет эти слова? (имена существительные, отвечающие на вопрос

   КТО?, слова в единственном числе)

- Какое слово «лишнее»? Обоснуйте.  (Лебедята – мн. число, лебединая – имя

  прилагательное)

 

·        Синтаксис

- Составьте предложение со словом «лебединая»

При затруднении:

- О ком говорится в тексте?

- Где жила семья?

 

Слайд 6:

 

пр.      сущ.      глаг.         прил.              сущ.             

На   озере   жила   лебединая   семья.

 


          - Подчеркните опасные места в словах предложения.  По  щелчку.

  - Какое опасное место встречается во всех словах?

  - Подчеркните главные члены предложения. По  щелчку.

 

·        Фонетика

- Выполним звуко-буквенный анализ слова «семья»   По  щелчку.

(в транскрипции, с полной характеристикой звуков)

 

        Работа в группах     (если позволяет время)

- Вспомним правила работы в группах   

Слайд 7:

 

     1. Работать надо вместе на общий результат.

     2. В группе должен быть организатор.

     3. Слушать говорящего внимательно.

     4. Не понял – переспроси.

    5. Свое недовольство выражай  вежливо.

 

1 группа работает с первым абзацем текста –

                 выписать слова, где звуков меньше, чем букв.

 

2 группа работает со вторым абзацем текста –

                выписать слова ,где количество звуков и букв совпадает или одинаково.

 

3 группа работает с третьим абзацем текста –

                выписать слова, где все гласные обозначают мягкость согласных звуков.

 

4 группа работает с первым абзацем текста –

                выписать слова, где звуков больше, чем букв.

 

·        Выделение главной мысли текста

- Как по-разному автор называет:

  Лебедя - … (лебедь, отец)

  Лебедку - … (лебедка, лебедушка, мать)

  Лебедят - … (лебедята, ангелочки, малыши, птенцы).

- Дети – это радость или забота?

- В чем проявляется забота родителей о своих детенышах?

- В чем выражается главная мысль этого текста?

 

Слайд 8:

- Выберите пословицу, которая наиболее точно выражает главную мысль:

  * В хорошей семье хорошие дети растут.

  * Добрая семья прибавит разума – ума.

  * Дети не в тягость, а в радость.

  * Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 

4. Итог урока.

   Коллективная творческая работа «Составление синквейна на тему

   «Семья»

 

 

Слайд 9:

 

Синквейн -  это творческая работа, которая имеет короткую форму и  состоит из пяти нерифмованных строк.

Слово «синквейн»  происходит  от  французского  слова  «пять»  и  означает «стихотворение,  состоящее  из  пяти  строк».    

Щелчок:

 Правила  составления  синквейна:

 1 строка – одно имя существительное, выражающее главную мысль синквейна;

 2 строка – два прилагательных,  выражающих главную мысль;

 3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

 4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с темой).

 

 

Слайд 10:  Примеры  синквейнов.

 

Слайд 11:  Правила  составления  синквейна.

(Родители подходят к своим детям, оказывают помощь в составлении синквейна)

-Какая должна быть семья, чтобы всем кто живёт в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом?

Слайд 12:  Благодарю!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

                              Приложение к уроку (рабочий лист)

 

 

       Слова на доску

    лебедь

  лебединая

   лебёдка

  лебедята

 лебёдушка

 

                           стих

       

Нет любви нежнее и вернее,
Чем у диких белых лебедей.
Нет сердец ранимей, горячее,
Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

И о землю лебедь разобьется,
А душа и сердце в небеса скорей,
Там на небесах, я слышу, льется,
Плачем тихим песня лебедей

 

 

 

Используемые источники:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В

     Русский язык. Учебник для 2-го класса. Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум») 

 2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.

     Русский язык.2-й класс. Методические рекомендации для учителя.

     Изд. 3-е, доп. – доп. – м. : Баласс, 2012 (Образовательная система «Школа    2100». Серия «Свободный ум»)

3 http://school-collektion.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по русскому языку "Работа с текстом" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Через работу с текстом учащиеся выполняют различные виды заданий, обобщая тем самым свои знания о тексте. При работе с текстом имеет место межпредметная связь с литературой, окружающим миром. Так как ребята  «вычитывают» информацию из текста, применяют знания о лебедях. В конце урока учащиеся составляют синквейн к слову «семья», подбирают пословицы. Урок имеет большое воспитательное значение, поэтому урок можно провести для родителей.                                                                           

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 475 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.01.2015 1436
    • DOCX 63 кбайт
    • 43 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Елена Алексеевна
    Петрова Елена Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3247
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 718 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека