Урок русского языка 4 класс.
Ломакина
Галина Михайловна,
МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,
г. Архангельск.
Тема: Склонение
имен прилагательных.
Цель:
совершенствование умения склонять имена прилагательные в единственном числе с
приемом распознавания падежа.
Задачи: -
совершенствование умения правильно ставить вопросы к именам существительным и
определять падежи;
- развивать умение
определять падежи у имен прилагательных;
- пополнять
словарный запас;
- воспитывать
интерес к предмету и умение видеть красоту природы;
- развивать
ориентацию в пространстве и тактильность;
- соблюдать
зрительный режим.
Оборудование:
1. Карточки
для индивидуальной, парной, групповой работы.
2. Кроссворд
«Снеговик».
3. Мяч
тканевый.
4. Таблички
для физкультминутки (изобрази).
5. Игрушка
Снеговик.
6. Поделки
детей – снеговички (на обратной стороне буквы:
МОЛОДЦЫ!).
7. Мешочки с
горохом.
8. Музыка.
ХОД УРОКА
I. Организационный
момент.
1).
Психологический настрой:
-
Поздоровайтесь с гостями.
- Улыбнитесь
друг другу.
2). Дыхательная
гимнастика:
Чтобы
настроится на работу, успокоим свое дыхание-
- вдох – выдох
- вдох – (порциями) выдох
- вдох – (задержка дыхания) выдох. Садятся дети.
3). Приготовим
пальчики к работе:
Здравствуй, русская зима!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, зимний ветерок!
Здравствуй,
зимний холодок!
Все живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
II. Постановка
УЗ. Мотивация.
1). Запись числа и
классная работа в тетради.
2). Минутка
чистописания (на доске):
ая
яя ое ее ий ый ой ие
- Что объединяет
эти сочетания букв? (окончания прилагательных)
- Какое лишнее?
(-ие - это мн.число)
(на доске
примеры словосочетаний в разных падежах)
- Чем похожи
словосочетания?
- Чем отличаются?
(разные окончания)
- Почему? (разные
падежи)
3). - Как
называется изменение слов по падежам? (склонение)
- тема урока: Склонение
имен прилагательных.
- Какую УЗ
поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (распознавать
падежи имен прилагательных; показать, что умеем пользоваться падежными
вопросами; научиться правильно склонять прилагательные всех родов; правильно
писать окончания прилагательных).
- Для чего вам
это нужно?
III.
Работа
над темой.
1). Наблюдение над
склонением имен прилагательных:
- Как имена прилагательные зависят от имен
существительных? (стоят в том же числе, роде, падеже)
2). Работа в
группах. Просклонять словосочетания, выделив окончания:
И. (какой?) зимний
день, (какая?) зимняя стужа, (какое?) зимнее утро.
Р. (какого?) зимн__
д__, (какой?) зимн__ стуж_, (какого?) зимн__ утр__.
Д. (какому?) зимн__
д__, (какой?) зимн__ стуж_, (какому?) зимн__ утр__.
В. (какой?) зимн__
д__, (какую?) зимн__ стуж_, (какое?) зимн__ утр__.
Т. (каким?) зимн__
д___, (какой?) зимн__ стуж__, (каким?) зимн__ утр__.
П. (о каком?) _ зимн__
д__, (о какой?) _ зимн__ стуж_, (о каком?)
_ зимн__ утр__.
- Можно ли
определить падеж имен прилагательных по его □? (нет)
- Почему? (Вывод в
учебнике)
- А как быть? Как
определить падеж имен прилагательных? (Учебник)
3). Игра
«МЯЧ». Определи падеж имен прилагательных:
В
зимнюю стужу, под снежной шапкой, в зимнем лесу, по крепкому льду, с крутой
горки, на быстрых санках, в снежную пыль, холодная погода, при сильном ветре,
из глубокого сугроба, пушистым снежком.
4). Вывод:
- Как же
определить падеж имен прилагательных? Алгоритм:
1.найти им.сущ., с которым связано им.прил.
2.задать вопрос и указать падеж им.сущ.
3.по падежу сущ. определить падеж прилаг.
5). Разбор
предложения у доски (по членам предложения и указать падеж имен
прилагательных):
В
зимнюю морозную ночь на небе сверкают яркие звезды.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- для
глаз: а).
Снежинки летят и кружатся: от окна
к потолку, от потолка к дверям, от
дверей на пол. И обратно по кругу.
б). Снежинка села на нос, посмотрите
на нее, пока не растаяла, дуньте.
- «изобрази фигуру».
6). Работа в
парах: Вставить подходящие имена прилагательные, указать падеж.
Наступил _____________ день. Дети пошли на ______________ озеро. С неба падал
_______________ снежок. Это был ________________ пух зимы. Ребята
восхищались _________________ красотой природы зимой.
ПРОВЕРКА
IV.
Кроссворд.
1). Мы сегодня
много говорили о зиме. А на это время года приходится самый красивый праздник
НОВЫЙ ГОД, когда свершаются чудеса и сказочные сюрпризы от Деда Мороза. Вам он
тоже отправил испытание в форме кроссворда.
Отгадайте загадку,
запишите отгадку в клеточки кроссворда, образуйте устно однокоренные имена
прилагательные от отгадки всех родов.
9
1
|
С
|
у
|
г
|
р
|
о
|
б
|
2
|
и
|
Н
|
е
|
й
|
|
3
|
в
|
Е
|
т
|
е
|
р
|
|
4
|
с
|
н
|
е
|
Г
|
|
5
|
м
|
О
|
р
|
о
|
з
|
|
6
|
В
|
ь
|
ю
|
г
|
а
|
|
7 с
|
н
|
е
|
г
|
И
|
р
|
ь
|
|
8 т
|
р
|
е
|
с
|
К
|
а
|
|
1. Наметенная
ветром большая куча снега (сугроб).
2. Не снег и
не лёд, а серебром деревья уберёт (иней).
3. Гуляет в
поле – да не конь,
Летает на воле – да не птица (ветер).
4. Бел, да не
сахар. Ног нет, да не идёт (снег).
5. Без рук,
без ног, а рисовать умеет (мороз).
6. Вьюжит,
воет, бурчит.
На весь мир ворчит.
По сёлам, городам летает,
Знать никого не желает (вьюга).
7. Каждый год
я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой ярко-красный галстук
мой (снегирь).
8. (Частушка)
Славен Север наш лесами,
Славен удалью морской.
Холмогорскими коровами,
Да и рыбкою …. (треской).
Прилагательные:
сугробный,
сугробная, сугробное;
инеевый, инеевая, инеевое;
ветреный, ветреная,
ветреное;
снежный, снежная, снежное;
морозный, морозная,
морозное;
вьюжный, вьюжная,
вьюжное;
снегириный,
снегириная, снегириное;
тресковый,
тресковая, тресковое.
9. Какое
слово получилось на пересечении всех слов? (Снеговик)
- Почему это слово у нас? (Архангельск –
родина снеговика)
2).
Игрушка СНЕГОВИК:
Я – веселый
снеговик. Я в Архангельске живу
К зиме холодной я
привык. И со всеми я дружу!
3). Найдите
снеговиков в классе (крепят на доску магнитиком).
4). Подберите
свои снежные прилагательные Снеговику.
5) Домашнее
задание от Снеговика: написать рассказ «Снеговик» с элементами
описания, в этом вам помогут имена прилагательные. Желаем вам удачи в мире
фантазии. Подарите Снеговику свои «теплые» снежные слова.
V. Закрепление
изученного.
1). Индивидуальная
карточка №1. Найди и подчеркни имена прилагательные, укажи их падеж.
Зимой.
Чудесный был вид зимней природы.
Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Мороз взял влагу из
древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. На
скатерти снегов видны запутанные следы зверей и птиц. Склонив тяжёлую голову,
застыла вековая ель. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев
посыпалась снежная пыль. В лесу пахло смолой и хвоей. Вот повалил пушистый
снежок. Быстро наступал зимний вечер.
2). Индивидуальная
карточка №2. Используя словосочетания и предлог, запишите это
словосочетание в нужном падеже, указав падеж имени прилагательного, выдели их
□:
Морской
берег (на), ласковое солнышко (про), зимняя сказка (в),
холодный ветер
(от), новогодняя ёлка (к), чудесный узор (о), снежная шапка (под).
ПРОВЕРКА.
3) Сам. работа.
Выписать из словаря слова на тему «Зима».
VI. Итог:
- Чему мы хотели
научиться?
- Достигли цели?
- Написание □ имен
прилагательных мы еще будем изучать и доказывать почему пишем так, а ни иначе.
VII.
Рефлексия:
- Оцените свою
работу – нарисуйте снеговичка в тетради ниже работы:
голубого
– у вас все получалось, вам было все понятно;
желтого
– были затруднения, и вы чувствовали неуверенно себя;
красного
– работать было трудно, не справлялись с заданием.
- Зимой сказочно
красиво, когда идет снег. Можно слепить снеговика.
У нас много снеговиков. Поверните их обратной стороной. Там буквы. Какое слово
можно сложить из букв: МОЛОДЦЫ!
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.