Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект по окружающему миру "Наши подземные богатства"

Конспект по окружающему миру "Наши подземные богатства"

Скачать материал

Наши подземные богатства

Цели: сформировать представления учащихся о подземных богатствах; ознакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Оборудование: физическая карта России; коллекция полезных ископаемых; картины или слайды «Добыча полезных ископаемых»; раздаточный материал.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

Тема: «Наши подземные богатства»(слайд1)

 

Хозяйка подземных богатств

 В свое царство не пустит нас,

Пока о водоемах

   Не услышит подробный рассказ.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

    1) Фронтальная работа.

-Что мы называем водоемами? (Водоемы-это хранилища воды, которая нужна             всему живому.)

-Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилища)

-Как делятся водоемы по происхождению? (На искусственные и естественные)

-Какие опасности угрожают водоемам?

-Какой «клад» был найден на дне реки?

-Как борются с загрязнением водоемов?

 

     2)Выполнение теста.

Тест «Поверхность и водоемы нашего края»

1.Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающие склоны, называется…

а)балка                б)холм            в) овраг

 

2.Возвышенность,имеющая вершину высотой 300м, называют….

а)холм                 б)гора              в)плоскогорье

 

3.Горы, созданные людьми, называют….

а)холмы              б) плоскогорье       в)терриконы

 

4.Хранилища воды называют…

а)низменности                    б)водоемы                в)плато

 

5.К естественным водоемам относятся….

а)пруд, озеро, канал            б)ручей, море, река           в) водохранилища, океан, пруд

 

6.Какие океаны омывают Россию?

а)Индийский, Тихий, Атлантический

б)Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический

 

7.Водоемы-это…

а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды

б)место обитания животных и растений

в)украшение Земли

 

8.С водоемами связана жизнь следующих животных:

а)утки, лебеди, цапли

б)трясогузки, совы, кукушки

в)орлы, аисты, кедровки

 

3.Работа над новой темой.

О водоемах многое знаете вы,

Ответы достойны похвалы.

      Открыты ворота подземной страны,

      Любые клады на карте найдете вы.

Игра: «Узнай из чего сделано»(слайд2)

(Гранит, глина, гранит, глина, металл (руда), глина)

- Что это? (Полезные ископаемые)

- Что такое полезные ископаемые?

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, - это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны.

 

        Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще не найдены. (слайд3)

 

       Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк.(слайд4)

        Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.(слайд5)

         Из глубин земли добывают руды. Из руд выплавляют различные металлы.(слайд6)

 

         Работа по карте и атласам.

В нашей стране есть большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне. (Учитель показывает на карте). Менее богаты ими месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин. Есть у нас и многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, а также в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля (многие из которых коксующиеся), Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах Сибири. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова, Аданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток); сырье для получения алюминия - бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах Западной Якутии, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России имеются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь. Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразное сырье для производства минеральных строительных материалов - граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д. Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

    

        Все полезные ископаемые можно разделить на 2 группы: рудные и нерудные. К рудным -  относится железная руда. А нерудные полезные ископаемые по своим свойствам тоже можно разбить на 2 группы: используемые в строительстве и горючие.(слайд7)

Работа в группах.

Рассмотрим образцы полезных ископаемых из коллекции и определим их свойства. Прочитав статью учебника подготовьте сообщение по плану:

1) название полезного ископаемого;

2) его свойства;

3) условное обозначение;

4) значение и применение.

Выступление 1 группы.(слайд8)

Выступление 2 группы.(слайд9,10)

Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Гранит - один из самых твердых и прочных камней. Его применяют в строительных целях. Гранит очень живописный камень, поэтому его используют для украшения зданий, сооружают из него памятники и т. д. Гранит может быть различных расцветок и оттенков. Чаще всего красный или серый. Он может быть также пепельного или зеленого цвета; существует и белый гранит.

Гранит является минералом, имеющим ясное кристаллическое строение, различимое невооруженным глазом. Кристаллы, составляющие гранит, различаются между собой по окраске, блеску, спайности, твердости и другим признакам. Главную массу гранита составляют кристаллы полевых шпатов. От окраски полевых шпатов зависит общий тон окраски гранитов.

Гранит отличается большой прочностью и стойкостью к атмосферным влияниям (за исключением крупнокристаллической разновидности, например, красного финляндского гранита «рапакиви»). Начавшееся выветривание гранита можно обнаружить по  трещиноватости, пористости и потускнению блеска и окраски полевых шпатов.

Песок, гравий, галька, валуны, щебень.

Щебень - это природный камень мягких пород. Применяется в дорожном строительстве для прокладки автодорог и тротуаров. Для сохранения запасов щебня необходимо бережно относиться к его использованию по назначению.

При разрушении порода постепенно распадается на крупные и мелкие угловатые обломки, скатывающиеся под влиянием собственной тяжести к подножию скал. Тонкие обломки величиной с лесной орех и крупнее называются щебнем. Щебень широко применяется в строительстве дорог и различных бетонных и железобетонных сооружений.

Поверхностными водами и ледниками обломки пород переносятся в более пониженные места, вплоть до морей и океанов. Во время переноса и перекатывания по дну обломки округляются, еще большие измельчаются и рассортировываются, образуя при осаждении рыхлые и сыпучие осадочные породы: валуны, галечники, гравий и пески. Валунами, или булыжным камнем, называются обломки горных пород диаметром более 10 см. Скатанные обломки диаметром 1-10 см называются галькой, а диаметром 2-10 мм -гравием. Песком называют обломки диаметром 0,02-2 мм.

Пески по крупности песчинок делятся на мелкозернистые (диаметр песчинок 0,25-0,5 мм), среднезернистые (0,5-1 мм) и крупнозернистые (1-2 мм).

Применение песков зависит от их качества. Чистые кварцевые пески применяются в стекольной и керамической промышленности, в производстве белого силикатного кирпича. В металлургии при отливке металлов применяются формовочные пески, обладающие однородным по величине зерном; чистота песка при этом существенного значения не имеет. Для дорожного строительства пригодны крупнозернистые пески, содержащие не более 3 % глины и 1-2 % органических примесей. При более высоком содержании этих примесей дорога в сухом состоянии будет сильно пылить, а после дождей и таяния снегов она будет грязной, вязкой.

Выветривание горных пород не ограничивается простым механическим разрушением, измельчением до мельчайших песчинок и пылинок. Под воздействием кислорода, углекислого газа и воды происходят глубокие химические превращения в составляющих породы минералах. Так, полевые шпаты под действием этих агентов превращаются в глину, то есть в землистую горную породу, состоящую из чрезвычайно мелких (менее 0,01 мм в поперечнике) пластинчатых кристалликов, чешуек и аморфных частиц.

 

4.Физкультминутка

5.Продолжение  работы по новой теме.

 

Выступление 3 группы.(слайд11,12,13)

Как вы уже увидели, что недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые - это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения - бассейны. Их добывают или в шахтах, или в карьере.(слайд 14)

 

6. Закрепление изученного.

Послушайте рассказ загадку.

         Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находится вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров.

- Кто узнал это полезное ископаемое? (Каменный уголь)

- По каким свойствам вы узнали каменный уголь? (Черного цвета, тонет в воде, твердый, но хрупкий. Основное свойство – горючесть. Каменным углем отапливают помещения. Из каменноугольной смолы получают лекарства).

- Каким значком на карте обозначается каменный уголь? (Черным квадратом) (слайд 15)

 

          Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.

- Кто догадался о каком полезном ископаемом идет речь? (Гранит)

- Что помогло вам догадаться? Какими свойствами отличается гранит? (Очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Еще он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.)

- Из чего состоит гранит? (Кварца, слюды, полевого шпата).(слайд16)

Игра.

-Узнайте полезные ископаемые о которых мы сегодня говорили на уроке.

Класс делится на 2 команды. Право каждой команды выбрать себе вопрос.(слайды 17-29)

 

7. Итог урока.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Уголь, нефть и много руды.

Раз - летят самолеты в небе.

Два - мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

Те, что земля нам дала.

-  Что же мы называем полезными ископаемыми?

Все природные богатства, которые добывают люди.

- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

-  В твердом - гранит, в жидком - нефть, в газообразном - природный газ.

-  Чтение вывода на с. 169 учебника.

 

8. Домашнее задание.

С. 159-170. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170.

(слайд31)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по окружающему миру "Наши подземные богатства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: сформировать представления учащихся о подземных богатствах; ознакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Оборудование: физическая карта России; коллекция полезных ископаемых; картины или слайды «Добыча полезных ископаемых»; раздаточный материал.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 456
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Митрофанова Галина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Митрофанова Галина Андреевна
    Митрофанова Галина Андреевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4636
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов