Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект по окружающему миру "Царств грибов".

Конспект по окружающему миру "Царств грибов".

Скачать материал

Учительница начальных классов Хамматова Лилия Ильдаровна

майл почта:  khammatova.liliya@mail.ru

Место работы: Филиал  МБОУ “Салаусский многопрофильный лицей” : МБОУ “Салаусь-Сардыганская  НОШ”

Адрес: Балтасинский район  д.С.Сардыган ул.Х.Туфана 44

 

Тема: «В царстве грибов»

 

Цель: 1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве                   живой природы.

          2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы,                         оказывать первую помощь при отравлении.

          3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству   грибов в частности; правильного поведения в природе. 

Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1.Презентация

2. Кусочек хлеба с плесенью

Раздаточный материал:

1.     Карточки для групповой работы.

I.                  Организационный момент.

  Долгожданный дан звонок –

 Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,                  

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

1)Приветствие учащихся

2) приветствуем партнера по лицу, приветствуем партнера по плечу,  приветствуют партнеры под буквой А,  приветствуем партнера под буквой В .

II. Проверка домашнего задания.

         Работа с карточками. (Дети дома делают карточки с животными). (ИНСАЙД-АУТСАЙД-СЁКЛ) «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики «А» делают внутренний круг, а «В» внешний круг.(Дети отвечая на вопрос делают шаги, партнёру показывают карточки и определяют вид и группу животных)( по 30 секунд- 3 вопроса.)10 минут.

Вопросы:

1.Сколько царств существуют в природе? (4)

2. Сколько воды требуется организму человеку в сутки? (2)

3. Сколько лап у насекомых? (6)

 

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

На интерактивной доске появляется схема

 (2 слайд)

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).  

III. Сообщение темы и задач урока.

         - Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:     (3 слайд)

         И на горке, и под горкой,

         Под берёзой и под ёлкой.

         Хороводами и в ряд

          В шапках  молодцы стоят.

- Что это? (это царство грибов ).  Верно. Речь пойдет о грибах.(3 слайд)

- подумайте , 5 секунд  подумайте, что вы узнаете о грибах.( обсудите с партером по плечу) 20 секунд,

Просит парту №… участник №… озвучить задачи  и благодарит выступивших.

(4 слайд) Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется

          микология

         «микос» - гриб, «логос» - наука.

- Как можно перевести «микология» с латыни? (Наука о грибах).

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

-В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по

IV. Изучение материала.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Дополняю схему на доске (5 слайд)

- У меня на доске и в ваших учебниках имеется рисунок строения шляпочного гриба. (6 слайд). Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках.( рабочая тетрадь стр.66 №1)

- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.

         - Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

         - В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке  к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».

         - Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

         - Молодцы. Запишите слева.

         - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

         - Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

         - А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)»

        Выписывается название на доске

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

-Вот  грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

Работа по учебнику.

  - А как гриб питается? Найдите ответ на вопрос в учебнике на странице 112.

Ответы детей.

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).       

 Содружество растений и грибов.

  - Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами  и березами).

 - Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).

- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

- Встаньте, ребята, пожалуйста!

V.Физкультминутка. (под музыку).

VI. Продолжение изучения материала.

- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

- Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов.

- А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов.

Его обойти за такой короткий срок.  Но мне хочется вас предостеречь. Какие грибы бывают съедобные и несъедобные. Я вам сейчас их покажу. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.(7 слайд) (белый гриб, подосиновик, грузди маслята)

(8слайд) несъедобные( бледная поганка, мухомор, ложноопёнок)

        

Шляпочные грибы - это небольшая часть царства грибов. - А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы. (Слайд 9)

Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.
К этому уроку мы с группой ребят провели наблюдения - расскажите о них.
 – Я выращивала на хлебе белую плесень. Для этого взял кусочек белого хлеба, положил в тарелку на чуть влажную ткань, и закрыл другой тарелкой, поставил в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появился белый шок, а затем он стал чернеть, и даже появились чёрные шарики. Из энциклопедии я узнал, что это плесневый гриб. Называется – мукор, а белый пушок - это его грибница.
Дать рассмотреть каждой группе.

Практическая работа .

Рассмотрите плесень докажите, что я права. - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

- Можно назвать ее грибом? (Да).

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

- Почему? (У нее нет шляпки).

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется «плесневые» Знали ли вы об этом?

- Через несколько дней на нём стала появляться зелёная плесень. Из справочной литературы я узнал, что это пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство- пенициллин.(9 слайд)

Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Существуют различные грибы паразиты. Это трутовики.Фитофтора ,головня. .

- А люди используют грибы в пищу? (Да).

- Что они с ними делают? (Жарят,  варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Правильно. Молодцы.

- Я пришла к вам с непустыми руками,

- Есть грибы двойники (слайды (10,11,12,13)

- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

 

Работа в группе. «Как собирать грибы»

          - А сейчас мы пойдем   собираем грибы?

- Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзине не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.(ФИНК- РАЙТ- РАУНД- РОБИН)-«подумай-запиши- обсуди в команде

                    Идет работа в КОМАНДЕ по тесту (по 50секунд, 1 мин, »).

Просит парту №… участник №… озвучить задачи  и благодарит выступивших.

         - Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по учебнику стр 115 и дополнит..

  «Как собирать грибы»

 

     1.            Надейвай такую одежду, чтоб не было открытых участков тела

     2.            Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться  ядовитые!

     3.            Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать в сторону листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

     4.            Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.

     5.            Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

     6.            Нельзя собирать грибы возле дорог и предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают автомобили и предприятия.

 

-Хоть царство  огромное, но человеческое отношение к природе делает , что есть грибы, которых становится меньше. Они занесены в красную книгу. Вы уже знаете е ней. Посмотрите их. Слайд(15,16) Выполняем рабочая тетрадь стр 66,№2

Обобщение о значении грибов.

- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают

деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

VII. Подведение итогов урока.

          

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по окружающему миру "Царств грибов"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве                      живой природы.

          2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы,                              оказывать первую помощь при отравлении.

          3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству   грибов в частности; правильного поведения в природе

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 322
    • DOCX 38.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хамматова Лилия Ильдаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хамматова Лилия Ильдаровна
    Хамматова Лилия Ильдаровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13690
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2668 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 466 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе