Конспект
урока по окружающему миру на тему: «Красная книга Москвы»
Автор:
Ладилова Елена Вячеславовна,
учитель
начальных классов ГБОУ СОШ №1282 с углублённым
изучением английского языка
ВАО г. Москвы
Цель урока: рассказать о Красной
книге Москвы, познакомиться с некоторыми исчезающими растениями и животными.
1.
Общеобразовательный аспект:
- а)
формировать представление об исчезающих видах растений и животных Москвы;
- в)
необходимости защиты природы ; понимание этой проблемы при рассмотрении
ситуации в парке «Сокольники»;
- г)
формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать,
обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.
2.
Развивающий аспект:
- а)
расширять кругозор детей о природе;
- б)
развивать логическое мышление;
- в)
развивать познавательный интерес к предмету;
- г)
развивать память, умение видеть, слушать и слышать.
3.
Воспитывающий аспект:
- а)
воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма;
- б) формировать гражданскую позицию:
« Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать»;
4.
Мотивационный аспект:
• а) создавать мотивацию успеха;
• б) учитывать индивидуальные особенности.
Ресурсное
обеспечение:
"Окружающий мир 4 класс ч.1" А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, рабочая
тетрадь ч.1, проектор, презентация «Красная книга Москвы» с методическими
пояснениями, рисунки и плакаты учащихся на экологическую тему «Защитим и
сохраним».
Ход
урока
1.
Организационный
момент.
2.
Проверка домашнего
задания. Учащиеся приносят в класс книги В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва,
М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского и делятся печатлениями от прочитанного.
3.
Актуализация
имеющихся знаний.
Изучая природные зоны, мы говорили о различных экологических проблемах.
Проблема исчезновения растений и животных характерна для каждой природной зоны.
-Как вы думаете, что
символизирует красный цвет, с чем ассоциируется красный цвет? ( Цвет
крови).
-Почему, мы на красный цвет останавливаемся?
(так как можем попасть под машину).
Красная книга - это сигнал
опасности, предупреждения. Красная книга – информирует,
призывает, предупреждает, советует.
4. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
- Ребята, о чем мы будем говорить
на уроке? ( О Красной книге).
-Какие учебные задачи мы поставим
перед собой? ( познакомимся какие животные живут в наших лесах, каких животных
нужно защищать, вспомним про Красную книгу России, расскажем про Красную книгу
Москвы).
На уроке нами будут рассмотрены
следующие вопросы:
1.
Что такое Красная книга
(общие сведения).
2. Горностай, орешниковая соня, ёж, красный волк, сивуч, беломордый дельфин,
манул - животные Красной книги Москвы.
3. Исчезающие виды животных и растений в лесопарке "Сокольники":
Длиннохвостая неясыть, Водяная полевка (крыса), Бекас, Ветреница лютиковая,
Заяц-русак, Медуница неясная.
4. Организации, которые защищают редкие виды растений и животных.
5. Стихотворение Светланы Хохловой "Про Красную книгу".
6. Выводы.
5. Систематизация
понятий. Исследовательская деятельность.
Презентация «Красная книга Москвы"
Слайд №3.
Кроме Красной Книги России существуют Красные Книги
разных городов. Первое издание Красной Книги Москвы было в 2001 г. В ней было
свыше 450 видов растений, животных и грибов.
Было
бы ошибкой думать, что в Москве не сохранилось ни диких животных, ни интересных
растений. Их на удивление много. Но, к сожалению, они становятся здесь все
более редкими и могут исчезнуть вовсе. Наша задача – остановить этот опасный
для экологического благополучия города процесс, предпринять все необходимые
меры для спасения каждого вида, оказавшегося на страницах Красной книги.
Красная
книга города Москвы — официальный документ, содержащий список редких и
находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов города.
Слайд
№4
Сейчас
леса занимают около 10%, луга 3%, болота – 0,001% всей площади, а общая площадь
зеленых насаждений столицы составляет 28%. Здесь до сих пор живут и выводят
потомство такие крупные звери, как лоси, гнездятся птицы : осоед, болотный
лунь, канюк, коршун, болотная сова, вяхирь, клинтух. Некоторые из этих видов и
дикой-то природе дано стали редкостью и занесены в Красные книги (Московской
области и Российской Федерации)
Слайд
№5
Горностай
– небольшой зверёк с длинным телом, короткими ногами, длинной шеей и
треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Летом этот зверёк бурый с
белым брюшком, зимой – белый. Горностай похож на ласку, но несколько больше её
по размерам. Из-за его дорогого меха он стал исчезающим видом.
Слайд
№6
Орешниковая
соня – зверёк, напоминающий миниатюрную белку. Размерами она с мышь: длина тела
15 см, масса тела 15-25 г. Это одна из самых мелких сонь. Хвост длинный,
6—7 см, с кисточкой на конце. Мордочка слегка притуплённая; уши небольшие,
округлые; усы длинные. Окраска верха тела у орешниковой сони охристо-рыжая,
иногда с красноватым оттенком; нижней стороны — более светлая с палевым
оттенком. На горле, груди и животе могут быть светлые, почти белые пятна.
Пальцы белые. Кончик хвоста тёмный или, наоборот, светлый.
Слайд
№7
Обыкновенный
ёж — животное небольших размеров. Длина его тела составляет 20—30 см,
хвоста — около 3 см, масса тела — 700—800 г. Уши
относительно небольшие (обычно меньше 3,5 см). Морда вытянутая. Нос у него острый
и постоянно влажный. На верхней челюсти у ежей 20 мелких острых зубов, а на
нижней — 16. Верхние резцы широко расставлены, оставляя место для прикуса
нижним резцам.
Слайд№8
Красный
или горный волк
Длина
тела до 1 метра, вес от 12 до 21 кг, внешне напоминает лису, собственно за это
и пострадал. Горе-охотники, не особо разбирающиеся в тонкостях зоологии,
подвергли этот вид массовому отстрелу.
Слайд
№9
Сивуч
Трехметровый
тихоокеанский ушастый тюлень, ареал обитания — Курильские и Командорские
острова, Камчатка и Аляска. Длина тела взрослого самца сивуча может достигать
трех метров, а вес — одной тонны
Слайд
№10
Беломордый
дельфин
Короткоголовый
дельфин с черными боками и плавниками , длина тела около 3 метров. Маленький
клювик до 5 см делает их милыми и необычными. В водах России беломордый дельфин
обитает только в Баренцевом и Балтийском морях.
Слайд
№11
Манул
(палласов кот)
Дикий
кот с очень пушистой и длинной шерстью — на один квадратный сантиметр тела
приходится до 9000 волосков! Водится в Тыве, республике Алтай и Забайкалье.
Слайд №12
Сегодня мы
рассмотрим несколько редких, находящихся под угрозой исчезновения видов
животных и растений, которые упоминаются в лесопарке «Сокольники».
Слайд
№13
Длиннохвостая
неясыть
Крупная серая сова с многочисленными темными и светлыми пестринами в основном
продольными. «Ушей» нет. Питается мелкими грызунами.
Водяная
полевка (крыса)
Длина тела до 25 см, хвост достигает до 2/3 длины тела. Крыса очень проворный
зверек. Зубы крысы стачиваются и растут на протяжении всей жизни. Полевка
водяная считается отличным землекопом. Питается растительной пищей и мелкими
грызунами, лягушками и земляными червями.
Слайд
№14
Бекас
- сравнительно небольшой кулик размером со скворца массой тела 90-200 грамм.
Питается слизнями, червями, жуками и их личинками, добывая их во влажной почве
своим длинным клювом.
Ветреница
лютиковая
Является многолетним растением, у него раздельные или рассеченные листья
располагаются на черешках. Цветы ярко-желтые, до 3 см в диаметре, одиночные.
Цветет в середине мая в течении 3-х недель.
Слайд
№15
Заяц-русак
Среди других зайцев-гигант, весит до 7 кг. Его длинные ушки реагируют на
малейший шелест листвы. Заяц поедает травы, кору деревьев, забегает на огороды.
Обитает на заросших полынью и другим высокими травами пустырях, в кустарниках,
на лугах и лесных опушках.
Медуница
неясная
травянистый многолетник с прямостоячим стеблем 30 см. Листья длинночерешковые
шершавые, покрыты пушком. Цветки-колокольчики в течение цветения кроме
малиновых появляются и синие и фиолетовые. Цветет в апреле-мае.
Слайд№16
Таким
образом, чтобы гуляя в парке, слышать пение птиц или увидеть выбежавшего из
кустов зайца, покормить с ладошки белочку или синичку и ведется «Красная книга»
которая является целью сохранения и восстановления животного и растительного
мира.
Слайды
17-18
Организации,
которые защищают редкие виды растений и животных.
Слайд №19
Про
Красную книгу
Хохлова Светлана
Еду по России –
Рощи да поля.
Велика, красива
Русская земля.
Вижу - щит дорожный,
а на нём слова:
Люди, осторожно –
Редкая трава!
Надпись под картинкой
Требует учесть,
Что сия былинка
В Красной книге есть.
Рядом деревушка –
Тишина, покой…
Никого в избушке,
Никого – в другой…
Припишу курсивом
На щите в ответ:
Жителей России
В Красной книге нет.
6.
Самостоятельное,
творческое использование сформированных умений и навыков.
-Во
всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена. Под особой
охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках, зоопарках.
Работа
в группах.
Далее
класс делится на 2 команды.
Задание
для команды№1:
объяснить значение слов заповедник, национальный парк.
Задание
для команды №2:
объяснить значение слов заказник, зоопарк.
Ответы учащихся
Заповедники – это участок дикой природы, на котором охраняются все
природные объекты. Здесь запрещена какая-либо хозяйственная деятельность
людей, сбор грибов, ягод, лекарственных растений, запрещена охота, рыбная
ловля. В заповедниках ведётся научно-исследовательская работа.
Национальные парки – это природный музей под открытым небом.
Места отдыха и туризма. Это также охраняемая территория. В древности
устраивались псовые гонные охоты на лосей. И в нашем лесу обитает этот лесной
великан. Местные охотники заготавливают корм и раскладывают его в лесу в зимнее
время.
Заказник – род заповедника, где временно запрещена
охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или
растений.
Зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных.
– Как вы думаете, охранять надо только
те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу?
– А что вы можете сделать для охраны природы?
Сформулируйте правила поведения в
природе.
1. Не повреждай
кору деревьев.
2. Не рви в лесу и
на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
3. Не лови
бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Береги лягушек,
жаб, головастиков.
5. Не лови диких
животных и не уноси их домой.
6. Не подходи
близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
7. Не оставляй в
лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
8. Не шуми в
лесу.
9. Не ломай ветки
деревьев и кустарников.
7. Физминутка. Четыре
стихии.
http://easyen.ru/?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7
8.
Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Стр.26 №1,2. С помощью учебника сформулируйте и
запишите определение (Красная книга- это…). Подписать названия животных из
Красной книги, проверить себя по учебнику.
9.
Итог урока.
Рефлексия.
Мы познакомились с
Красной книгой Москвы, узнали о некоторых исчезающих видах животных.
– Для чего была создана Красная книга?
– Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в
Красную книгу?
– Какие животные и растения, находящиеся в Красной книге вам запомнились?
– И закончить наш урок я хочу стихотворением
Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
10. Домашнее
задание.
Подготовить сообщение о растениях или животных занесённых в Красную книгу ( по
выбору).
Используемая
литература:
1. Герасимова
В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-
2. Классные
часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост.
С.В.Шевченко и др. - Волгоград: Учитель,2003.
3. Экологическое
воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.-
Волгоград: Учитель,2007.
4. Литвинова
Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты,
сценарии мероприятий.- 4-11 классы.- М.:5 за знания,2005.
5. Агеева
И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ
Сфера,2005.
6. Бианки
В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.
7. Бианки
В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.
8. Сладков
Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н.
Чурсинова.- Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.