Урок литературного
чтения 4 класс.
Ломакина
Галина Михайловна,
МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,
г. Архангельск.
Тема: Андрей
Платонович Платонов «Сухой хлеб».
Цель: учить анализировать художественное
произведение.
Задачи: - формировать умение определять и
анализировать поступки героев;
-
обучать умению правильно выражать свои мысли; развивать
устную
речь, мышление, обогащать словарный запас;
-
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям
труда;
-
заинтересовать проблемой произведения, прививать интерес к
чтению;
-
корректировать зрительное и тактильное восприятие,
пространственную
ориентацию.
Оборудование:
1.
Книги А.П.Платонова о
хлебе.
2.
Портрет А.П.Платонова.
3.
Карточки со словами:
непонятные слова, действующие лица.
4.
Конверты с пословицами о
хлебе.
5.
Стихи о хлебе.
6.
Колоски, корзиночки.
7.
Карточки для физкультминутки.
8.
Музыка для релаксации.
9.
Табличка со словами: «На
один батон 10.000 зёрен», «Хлеб – всей жизни голова».
10.
Словарик настроений.
11.
Расшитое полотенце с
караваем.
12.
Мячик.
Ход урока.
Ι. Организационный
момент:
- психологический
настрой (открыта форточка)-
Настал
новый день. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
Мы
добры и спокойны, приветливы и ласковы, все здоровы.
Вдохните свежесть, красоту, тепло.
- дыхательная
гимнастика (наполним лёгкие кислородом)-
Вдох -
выдох.
Вдох -
выдох (порциями).
Вдох
(задержка дыхания) - выдох.
- глазами
проследить за указкой (на конце колосок)
- Что заметили?
Почему колосок? (тема о хлебе)
- Начинается урок. Он
пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять – будем грамотно читать и
отвечать, думать, слушать, рассуждать и объяснять свою точку зрения. У вас всё
получится!
ІΙ. Подготовительная
работа:
- Работа в
парах.
Тема хлеба затронута
во многих произведениях. Народ сложил пословицы о хлебе. Соберите их из частей,
прочитайте и объясните и значение. (Конверты с разрезанными пословицами на
партах).
Каково значение
хлеба?
- Какой рассказ
вы читали дома?
Какие чувства
возникли при чтении?
Кто написал
рассказ?
- Биографическая
справка об авторе (портрет, книги этого автора).
20 августа1899
года родился Андрей Платонов. (Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов).
Творческая судьба Платонова определилась рано. Двадцатилетний Андрей писал о
себе: «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже... Работал я во многих
местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я –
старший сын – один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую
орду. Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё, и чем
больше живу, тем больше люблю, паровозы, машины, поющий гудок и потную работу.
Я уже тогда понял, что всё это делается, а не само родится…»
Он брался за
всё. И всё у него получалось. Одновременно Платонов писал и много писал во всех
жанрах: проза, стихи, пересказывал русские и башкирские сказки.
Особенно
велико для писателя было нравственное значение хлеба. В платоновской прозе
опорными являются слова: «Хлеб – добро – жизнь – люди». (Читается с доски)
- Постановка
учебной задачи.
Подумайте, какую
основную мысль А.П.Платонов хотел передать вам?
И как вы думаете,
зачем и с какой целью он написал это произведение?
ΙΙΙ. Работа над
произведением:
1). Назовите
действующих лиц рассказа. На доску вывешиваются карточки со словами: Митя,
мама, ребята, учительница, дедушка, отец.
Определите
главного героя.
2). Что узнали о
жизни Мити, с кем он жил?
Какими были
воспоминания мальчика о дедушке? (Прочесть с.81)
3). Что волновало
Митю, чего он боялся?
Почему он ходил
со своей мамой в поле?
Каким выдалось
то послевоенное лето?
4). Найдите отрывок,
который относится к иллюстрации. (Прочесть с.84)
(бадья)
Физкультминутка
№ 1.
- После войны было
голодно, приходилось собирать в поле колоски. Найдите свои колоски, которые
разбросаны по классу.
- Сколько хлеба можно
испечь из «этих колосков»? (Вывешивается табличка.)
- Тяжело работать в
поле, разомнёмся. (Учитель показывает таблички с человечками, дети изображают
движения.)
5). Чего больше всего
желал (хотел) Митя?
Что он для этого
решил сделать?
Какими были
отношения между мамой и сыном?
Нравится ли вам
Митя, что удивляет в нём?
Какие черты
характера уже в детстве проявляются у Мити? (Учитель бросает тряпичный
мяч каждому ребёнку, он называет черту характера мальчика.)
6). Чтение
«цепочкой» 2 части
С кем автор
сравнивает сарай? Почему?
Какие вещи
особенно заинтересовали Митю? (тяпка)
7). Засуха стояла сильная в то лето. Что
происходило с рожью на поле?
Это беспокоило Митю.
Какой разговор произошёл Мити с мамой?
Инсценирование разговора. (с.91)
8). Что сделал
мальчик для спасения ржи (былинок)?
Найдите отрывок, в
котором говорится как он работал. Выборочное чтение: с.92 и
с.93 по одному абзацу.
Физкультминутка №
2. (под музыку)
(Мы много работали,
отдохнём.)
- Над полем часто
летают пчёлки. Вы – пчёлки, полетели в поле, зажужжали, загудели (паровозиком
по классу). Сели пчёлки на рожь (за парты), выпрямили спинку.
- Пчёлка полетела над
колосками вверх, к двери, села на кончик носа, посмотрите на неё. Пчёлка
добрая, не укусит, дуньте на неё. Полетела она к окну и дальше вдаль,
проследите глазами.
- Взять колосок
(закрыть глаза), потрогать его пальчиками, погладить подушечками пальцев и
подумайте: как тяжело ему вырасти и созреть.
9). Митя усердно
трудился, пока его не окликнула учительница Елена Петровна. Чтение по
ролям разговора мальчика и учительницы. (с.94)
- Как вы поняли
слова Елены Петровны: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..»
- Почему он так
поступил? Почему?
- Каким человеком
станет Митя в жизни?
- Чего он никогда
не сделает?
10). Учительница,
ребята и Митя делали всё возможное, чтобы рос «сухой хлеб». Какой он?
ΙV. Итог:
- Почему рассказ назван «Сухой хлеб»?
Зачем, с какой
целью А.П.Платонов написал это произведение?
В чём убеждает вас
этот рассказ?
- Вывод:
Цена хлеба велика!
А чтобы вырос «сухой»
хлеб, нужно потратить много сил, труда. Нужно любить землю, на которой растёт
хлеб. Смолоду учитесь ценить труд других людей.
Хлеб – всей жизни
голова! (плакат на доску)
- Неслучайно на Руси
существует обычай гостеприимства: приветствовать гостей хлебом и солью.
Дети читают
стихи, один держит каравай на рушнике.
Вот он хлебушко душистый!
Вот он тёплый, золотистый!
В
каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём.
Если
мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим-
Дорогой наш гость и друг,
Принимай
хлеб – соль из рук!
Все: Слава хлебу на
столе!
- Рефлексия.
Оцени себя. Колоски
на партах. (На доске две корзиночки.)
Жёлтые колоски (созревшие) – если было легко,
понравилась собственная работа, всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно.
Зелёные колоски
– если было немного трудно, была неуверенность.
V. Домашнее
задание:
- Словесный рисунок –
портрет Мити
или
- (Творческое)
Представьте себя Митей и расскажи о себе «Я - Митя».
Спасибо за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.