План-конспект
по истории на тему:
Русь во
времена князя Владимира.
Святослав,
отправляясь на Дунай, разделил русскую землю между своими сыновьями: старший сын Ярополк стал княжить в
Киеве, второму сыну - Олегу досталась древлянская земля, а младшего сына -
Владимира он отправил в Новгород. В 972 г. - погибает Святослав, и
братья, перессорившись между собой, пошли войной друг на друга.
Началась
первая усобица на Руси, победу в которой одержал Владимир (980-1015).
Он завершил
объединение земель. Укрепляется система управления страной: сыновья Владимира
становятся наместниками: Ярослава отправил в Новгород, Изяслава – в Полоцк,
Бориса – в Ростов, Глеба - в Муром, Святослава – в Древлянскую землю, Всеволода
– во Владимир на Волыни и Мстислава - в Тмутараканское княжество.
Владимир
продолжал вести активную внешнюю политику своего отца.
Были подчинены
белые хорваты и волыняне, заново покорены вятичи и радимичи. Обозначилось и новое
направление во внешней политике - западное: Русь вступила в борьбу с Польшей.
Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так
называемая Червенская Русь, в
результате в 981 г.были завоеваны города Червень и Перемышль.
В это время Русь
стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов.
В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали
совершать набеги на Русь.
Стремясь оградить
южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство
крепостей на левобережье Днепра,
известных как «Змиевы Валы». Название происходило от легенды о богатырях,
боровшихся с гигантским змеем, который нападал на славянские земли. Они запрягали
змея в плуг и пахали гигантские борозды, пока тот не умер.
Высота валов достигала 10 м, их дополняли деревянные крепости с башнями и стенами.
В крепостях постоянно находились отряды дружинников. Разъезды
дозорных (или богатырей, как их называли в былинах), предупреждали гарнизоны крепостей
о появлении врага. Крепости на оборонных линиях стояли на расстоянии 15-20 км
друг от друга. О приближении врага сообщали с помощью дыма или огня из
сигнальных башен.
Важной
составляющей государственного устройства является идеология.
Князь Владимир
попытался укрепить языческую веру, создав в 980 году единый пантеон языческих
богов во главе с Перуном. Однако старая вера не соответствовала новым
отношениям в обществе.
Русь
до крещения проявляла интерес и к исламу, и к иудаизму, распространенных в
соседних странах.
Владимир
решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь Русь
поддерживала тесные торговые связи с Византией. Но самое главное состояло в
том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все
племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная
держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь
способствовала её укреплению. К тому же византийская церковь полностью
зависела от императора.
К
принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить
международный авторитет Руси. Многие страны воспринимали русских как варваров,
посматривали на Русь свысока. Русские купцы подвергались различным
притеснениям в христианских странах.
Таким образом,
можно выделить следующие причины крещения Руси:
- Интересы
развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и
введения монотеистической религии;
-Этого
требовали и международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже
перешел к христианству;
- Христианство
с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к
человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;
- также приобщение
к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни
страны;
- Усложнение
социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии,
которую как раз и могло предоставить христианство.
В 988
году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе Анне. Вернувшись
домой, в сопровождении византийских священников, он устроил массовое
принудительное крещение жителей Киева.
В Киеве уничтожили языческих идолов, статую Перуна сбросили в воду.
Вот как это описывается в «Повести временных лет»: «А Перуна повелел
привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди
оплакивали его... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого
не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нищего или раба, тот идет
против меня»... людей заставлял креститься по всем городам и селам... И стал
брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери
плакали по ним, как по мертвым... если кто это повеление нарушит, да будет
проклят...».
Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а
кое-где, например, в Новгороде, в результате ожесточённых столкновений язычников
с княжеской дружиной, принявшей христианство вслед за Владимиром.
По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно
изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и
доброго.
По
приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До
принятия христианства Владимир имел несколько жён, но, обвенчавшись с
принцессой Анной, стал примерным семьянином.
Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из
Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой
заставляя родителей посылать в них сыновей.
Принятие
христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.
Оно укрепило международный авторитет Руси, открыло перед киевскими
князьями возможности для установления равноправных связей с европейскими
странами. Наиболее сильные связи установились с Византией, которая оказывала на
Русь сильное влияние.
Христианство стало основой
формирования качественно новых устоев в культуре, на которых развивались
письменность, образование, литература, искусство и т.д..
Именно для того, чтобы мир узнал, что Киевская Русь стала новым
христианским государством, впервые началась чеканка собственных золотых и
серебряных монет. На этих «златниках» и «сребрениках» был изображен князь
Владимир с атрибутами власти (в короне, сидя на троне) и с крестом в руке. На
оборотной стороне монет чеканили «трезубец» - герб князя.
Таким образом, при князе Владимире Древняя Русь усилилась;
принятие христианства укрепило государство, изменило быт, нравы населения,
способствовало развитию культуры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.