Открытый
урок по информатике "Кодирование информации" 5-й класс
Бондарчук Наталья
Васильевна, учитель информатики
ЦЕЛИ
УРОКА:
Познакомить учащихся с
многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
Задачи:
Отметить роль кодирования
информации.
Научиться применять свои знания на
практике.
Воспитать интерес к предмету.
ТИП УРОКА: открытие
нового знания
1. Организационный
момент (2 мин).
Здравствуйте,
ребята! Садитесь. Все готовы? Итак, начнем наш урок.
Ребята,
как вы думаете, что нам сегодня на уроке пригодится для успешной
работы?(знания, активная работа, хорошее поведение)
План урока:
"Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем
маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос нашей темы, которую
мы узнаем чуть позже. Затем потренируем мозги — Выполним задания. И, наконец,
вытащим из тайников памяти кое-что ценное, что связанно с информацией)".
Итак,
каждый из вас сегодня работая на уроке, в течении урока должен собрать
цветик-семицветик, 1 листик- 1 задание, отвечая активно на вопросы и выполняя
правильно задания вы будете получать листочек. В конце урока по количеству
собранных листочков вы оцените свою деятельность. Критерий оценивания у вас в
зачетном листе.
2. Актуализация
знаний(5 мин)
Прежде
чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на
прошлом уроке. Ребята,
назовите, пожалуйста, тему нашего последнего урока.
1. Давайте
вспомним, что такое информация? (Информация
для человека – это знания, которые он получает из различных источников)
2. Какого
действия, которое человек может совершать с информацией не достает в данном
ряду: получение, хранение, обработка (передача)
3. Найдите ошибку в
схеме передачи информации
ВЫДАЧА
1 ЛЕПЕСТКА
А
сейчас давайте разгадаем ребусы
Молодцы,
вы хорошо справились с заданием, а сейчас давайте подумаем, что я сделала с
информацией, когда создавала
ребусы?( Закодировала)
ВЫДАЧА 2 ЛЕПЕСТКА
3. Изучение нового материал (13 мин)
Итак, теперь давайте определим тему урока
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Скажите, с помощью чего была закодирована тема урока?(с помощью ребуса)
Открываем тетради и записываем тему.
Исходя из нашей темы давайте, используя слова помощники
поставим цель.
В своем зачетном листе каждый из вас пробует поставит цель.
1.
Узнать .............(что такое кодирование, код)
Какие же задачи
мы можем поставить на урок?
1.
Научиться.................(кодировать и декодировать информацию)
2. Закрепить ..................... в процессе выполнения
заданий(понятие кодирование)
3. Развивать...........( познавательный интерес)
Скажите
сможете ли вы расшифровать данную запись?
14
29 19 6 4 16 5 15 33 14 16 13 16 5
24 29 (НЕТ) (К этой записи мы вернемся в конце
урока)
Итак,
давайте подумаем и дадим определение , что же такое кодирование
Кодирование-это............( это представление информации с помощью некоторого кода)
Скажите
, с помощью чего мы кодируем информацию?
А
что же тогда код?
Код – это.............(система условных знаков для представления
информации)
На самом деле мы с вами очень часто встречаемся с кодами,
только для вас кажется это настолько естественным, что вы не задумываетесь, что
это и есть закодированная информация.
Учитель: Как кодируется числовая
информация?(арабские и римские цифры)
Учитель: А как можно закодировать текстовую
информацию? С помощью какого языка? (русский, английский)
Учитель: При помощи чего кодируется любое
музыкальное произведение?(Ноты).
Учитель: При помощи чего кодируется правила
дорожного движения?(Знаки).
Учитель: Каждый населенный пункт имеет
свой код, какой? ( индекс)
Учитель: А какой код
используется в школе для оценки ваших знаний.(5,4,3,2)
Учитель: В середине 19 века французский педагог
Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.
“Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает
два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены 3 точки. Проводя
пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и
могут читать.
Так
же существуют сигнальные коды- Азбука Морзе и Флажковая азбука.
ВЫДАЧА 3 ЛЕПЕСТКА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(1мин)
Раз-два
– потянулись
Три-четыре все прогнулись,
Пять-шесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
И снова:
Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись
Пять-шесть – тихо сесть.
4.Первичное
закрепление материала.(10 мин)
1
задание «Первые слоги»(делает каждый
самостоятельно, потом проверяем со мной)
Чтобы
узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого слова:
а) кора, лото,
боксер; _______________________
б) баран,
рана, банщик; _______________________
в) молоко, несёт, таракан; ______________________________
ВЫДАЧА
4 ЛЕПЕСТКА
2
задание «Скороговорка» (работа в парах,
каждый выполняет свой вариант, потом меняется и проверяете, складываете свои
фразы, в итоге у вас должна получиться скороговорка, после проверки оцениваете
друг друга)
1 вариант
Закодируйте
информацию с помощью кодовой таблицы
А-1
|
Б-2
|
В-3
|
Г-4
|
Д-5
|
Е-6
|
Ё-7
|
Ж-8
|
З-9
|
И-10
|
Й-11
|
К-12
|
Л-13
|
М-14
|
Н-15
|
О-16
|
П-17
|
Р-18
|
С-19
|
Т-20
|
У-21
|
Ф-22
|
Х-23
|
Ц-24
|
Ч-25
|
Щ-26
|
Ш-27
|
Ъ-28
|
Ы-29
|
Ь-30
|
Э-31
|
Ю-32
|
Я-33
|
16
20
20 16 17 16 20 1 12 16 17 29 20
2 вариант
Закодируйте
информацию с помощью кодовой таблицы
А-1
|
Б-2
|
В-3
|
Г-4
|
Д-5
|
Е-6
|
Ё-7
|
Ж-8
|
З-9
|
И-10
|
Й-11
|
К-12
|
Л-13
|
М-14
|
Н-15
|
О-16
|
П-17
|
Р-18
|
С-19
|
Т-20
|
У-21
|
Ф-22
|
Х-23
|
Ц-24
|
Ч-25
|
Щ-26
|
Ш-27
|
Ъ-28
|
Ы-29
|
Ь-30
|
Э-31
|
Ю-32
|
Я-33
|
17 29 13
30 17 16 17 16 13 32 13 6 20 10 20
ВЫДАЧА 5
ЛЕПЕСТКА
3 задание С помощью флажковой азбуки я вам
закодировала пословицы. Чей ряд быстрее отгадает, и правильно получает
лепесток.
Учиться всегда пригодится
ВЫДАЧА
6 ЛЕПЕСТКА
4.Самостоятельная работа,
с последующей самопроверкой (3 мин)
Используя кодовую таблицу закодировать
1 вариант слово Монитор
2 вариант Источник
ВЫДАЧА
7 ЛЕПЕСТКА
5
задание(резерв) (в парах)(С помощью азбуки Морзе
закодировать и декодировать)
молодец (-- --- ∙-∙∙ --- -∙∙ ∙
-∙-∙)
Теперь давайте вернемся к
закодированной в начале урока фразе, которую вы не смогли расшифровать (Мы
сегодня молодцы)
4.
Рефлексия (3 мин)
Итак,
наш урок подходит к концу.
-
Какую цель мы ставили?
-
Какую задачу ставили?
-
Удалось ли решить?
-
Каким способом?
-
Где можно применить новое знание?
В
своей зачетной карточке отметить твое настроение на уроке
Итак,
давайте подсчитаем лепестки.
7.
Домашняя работа (2 мин)
1. Придумайте
собственный способ кодирования: графический, числовой, символьный (закодировать
Фамилию, имя, отчество, класс и школу)
2*. Короткое
сообщение «Семафорная азбука»
За
активную работу на уроке получают оценки:
___________
Зачетный лист
ученика___ 5 КЛАССА ______________________
Цель:
|
Виды деятельности
|
Лепестки
|
Проверка домашнего задания
|
|
Разгадывание ребусов
|
|
Ответы по новой теме
|
|
Первые слоги
|
|
Скороговорка
|
|
Работа по рядам
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Общее количество лепестков
|
|
Итоговая отметка
|
|
Самооценка (МОЕ НАСТРОЕНИЕ НА УРОКЕ)
|
- РАДОСТНОЕ
|
- ГРУСТНОЕ
|
- УДИВЛЕННОЕ
|
- НЕДОВОЛЬНОЕ
|
|
|
|
Критерий оценивания 6-7
лепестков-«5», 4-5 лепестков- «4»
З лепестка и менее - «3»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.