Муниципальное
образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и
юношества»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Традиции празднования Рождества. Игра,
как средство социализации»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Филонович
О.В.
Серпухов
2013
План
открытого занятия
Назначение
мастер-класса:
для учащихся и их родителей.
При работе с
ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с
родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей,
тем больше успехов у ребенка. Данный материал будет полезен педагогам
для проведения творческих занятий, совместных досугов для детей и родителей.
Будет способствовать укреплению детско-родительских отношений, через
создание атмосферы общности интересов, повышению педагогической культуры
родителей, приобщению родителей к участию в жизни детского коллектива,
что позволит создать условия самораскрытия для детей, т.е. добиться
успеха.
Цель: формирование
основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного
взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога, родителей,
детей в условиях совместной творческой деятельности
(художественное
воспитание и развитие детей и родителей путем приобщения к духовному миру
отечественной культуры; формирование глубоких и доверительных отношений детей и
родителей в процессе
совместной
художественной деятельности).
Задачи:
- совершенствовать
качество работы УДО при взаимодействии с родителями;
- формировать
нравственное отношение к семейным традициям;
- развивать
интерес к русской культуре, творческие способности взрослых и детей в процессе
совместной творческой деятельности;
- вовлечь
родителей в совместную с детьми деятельность;
- обогащение
родительско-детских отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного
общения.
Ожидаемые
результаты:
практическое освоение участниками навыков изготовления традиционной лоскутной
куклы в рамках транслируемого опыта; повышению педагогической культуры
родителей, улучшить взаимопонимание родителей и детей в общей работе, возможность
использовать полученные знания.
Используемые
методы обучения
Словесный –
беседа, объяснение.
Наглядный – образцы
традиционных лоскутных кукол ангелов.
Демонстрационный –
показ традиционных народных игрушек (мячики лоскутные, пальчиковые наборы для
сказок, волчки, кубари, калечина-малечина, головоломки и т.д.) и игр с ними.
Практический – творчески-репродуктивный
по характеру деятельности.
Ход
мастер-класса:
1. Приветствие,
сообщение темы, постановка цели.
2. Содержательный
блок:
-
беседа-диалог;
- игры;
- описание общего
алгоритма работы;
- практическое
изготовление куклы-ангела.
3. Презентация выполненных работ, обратная связь для участников, ответы на
вопросы.
Материал к занятию
Демонстрационный:
Образцы
традиционных лоскутных кукол-ангелов (новгородский ангел, деревенский ангел).
Раздаточный:
-
набор лоскутков тканей;
-
ножницы;
-
нитки;
-
традиционные игрушки (лоскутные мячи, бирюльки, волчки, кубари,
калечина-малечина, головоломки и т.д.).
Конспект открытого
занятия.
1. Приветствие,
постановка цели.
Добрый день. А кто
мне скажет, по какому поводу мы сегодня собрались не как обычно на урок, а
вместе с родителями и гостями?
Ответы детей:
учиться, показать мамам, что мы умеем, потому что скоро каникулы и Новый год…
Давайте поиграем:
передаём мячик друг другу и говорим, что вспоминается, когда мы слышим слова
НОВЫЙ ГОД (игра «ассоциации»)
Родители и дети
передают друг другу лоскутный мячик (прокатывая его по столу, передают, кому
хочется) и отвечают: Дед Мороз, подарки, ёлка, семья, Рождество…
Вот сегодня мы с
Вами и поговорим о том, как праздновали Рождество и Новый год раньше, может
быть, кто-то расскажет о своих семейных традициях. А ещё мы вместе с родителями
научимся делать ангела и сможем сделать подарок своим родным и друзьям.
2. Содержательный
блок.
Как праздновали
Рождество на Руси
На Руси праздник
Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях
распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским
праздником в честь рождения солнца-младенца (зимнее солнцестояние, самый
короткий день в году) и духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества
сохранились "святочные" обряды, переплелись христианские и языческие
традиции.
Сочельник Канун
Рождества - День,
предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник
происходит от слова "сочиво", что означает буквально -
"растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и
овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не
есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно
под этой звездой родился Иисус Христос.
Сочельник -
справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато
на следующий день начинались веселье и гульба - святки. С утра, в
Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его
можжевельником. Затем парились в жаркой бане.
В Сочельник
хозяйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар.
Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток,
сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности
жизни, рождения и смерти, непрерывности рода человеческого.
Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак
рождения Иисуса Христа в яслях.
В Сочельник пекли
также сочни (пресные лепёшки?). Из них делали маску с отверстиями для глаз и
смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек -
добрый или злой - первым мимо пройдет, таким будет следующий год. На Русском
Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур.
Несколько выставляли в окна, на обозрение прохожих. Остальные складывали на
стол, чтобы потом подарить
родным и знакомым.
Вечером ждали
появления Вифлеемской звезды - только после этого можно было приниматься
за еду.
Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту
и времени рождения Спасителя.
Работать в Сочельник не полагалось. Молодые девушки гадали. В разных
местах и гадания
были разными.
В Сочельник на стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и
свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная - родится
хороший хлеб, а короткая - к неурожаю.
Народные приметы и поверья:
Если на Сочельник
небо усыпано звездами - будет много грибов и ягод в лесу. Иней на деревьях - к
обильным хлебам. В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот
не бегал со двора.
С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до
Крещения (19 января).
Все это время
проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и
улицам. В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб.
Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал)
горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".
Многие
ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и
ряженых. А
с вечера начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями,
разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду - куклу или
девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили
по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или
заходя в дом) колядки - песни, в которых восхваляли, величали хозяев,
получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.
Коляда, Коляда
Подай пирога.
Не подашь пирога -
Мы корову за рога.
А подашь пирога -
Полный двор живота.
К
истинным Рождественским традициям можно отнести славление. Традиция славления
была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в
дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали
хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких
концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и
хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и
артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.
В XVI веке
неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный
театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось
показывать кукол Богородицу и Бога-младенца, их всегда заменяли иконой. А вот
волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно
было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.
В Рождество
девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая
женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут.
Во избежание
всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день
Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе
в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь.
В полдень ходили всей
семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в
щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней
короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.
Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы,
посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии.
Девичьи гадания и хождение ряженых с
этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку
шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни
и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. А
девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так
и гадал. Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в
темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж
будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили
зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в
зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в
темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и
стеной: кто, что на стене увидит, то и сбудется.
Третий день
Рождества называли Степановым днем. Степан
ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день
мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот
день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали
угощение.
В наших
представлениях ель это обязательный атрибут Нового года, на самом деле когда-то
ель наряжали на Рождество.
Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное
упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. Постепенно эта
традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать
свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX
века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в
столице ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали
главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы
от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В
1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил
рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики
негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом
христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в
наши дома. Правда, для большинства людей вернулась елка уже не как
Рождественская, а как новогодняя.
Мы с нетерпеньем
ждём предстоящих выходных дней, когда можно будет отдохнуть от тяжёлых будней,
от учёбы и работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с семьёй или
выбраться на природу, дачу.
Вообще, выходной
день – это возможность для более длительного общения родителей и детей. Совместные
игры помогают детям развивать способности,
необходимые для
того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем.
Сейчас довольно
модно слово социализация. Слышали? А что оно означает?
Ответы детей и
родителей.
Социализация –
приобщение к социуму, обществу, культуре. Происходит постоянно в процессе
общения, в семье, во дворе… Влияние среды зачастую сильнее семейного и
педагогического. Часто ли мы играем вместе с детьми? А ведь игра может усилить
социализацию и преодолеть негативное влияние улицы.
На наших уроках,
на переменках, в качестве физкультминуток мы довольно часто играем в
традиционные русские игрушки: мячики вы уже видели, а ещё у нас есть бирюльки,
волчки, кубари, калечина-малечина, головоломки.
А кто из наших
родителей умеет в них играть?
А давайте
поиграем.
Младшие дети
рассказывают сказку, изображая её с помощью пальчиковых фигурок персонажей
(Теремок, Репка).
Дети постарше
объясняют родителям правила игры в бирюльки, калечину-малечину, учат запускать
кубари и волчки…
Традиционные
народные игрушки имеют огромный педагогический потенциал: развивают ловкость,
смекалку. Народная культура даёт способы повышения игровой культуры: найти
замену так называемым плохим играм (рогатки, беганье через дорогу…) хотя бы в
целях безопасности.
Народные игры
«заведомо правильные» - освящённые многовековым опытом, они осуществляют
межпоколенные связи. В игре, с одной стороны, можно примерить на себя разные
роли (дочки-матери, школа…), с другой – невольно научиться выполнять правила.
А в жизни нам
приходится выполнять какие-то правила?
Ответы детей и
родителей.
Любая игра требует
добровольного участия. Дети часто не могут организовать игру, сложно войти в
игру – это и есть сложности социализации.
Дети не стали
играть меньше, они стали играть хуже…
Во что и как
играют наши дети?
Ответы детей.
А во что играли мы
взрослые, когда были детьми, в какие игры?
Ответы родителей
А научили мы своих
детей играть в эти игры?
Давайте играть
вместе и новогодние-рождественские каникулы очень подходящее для этого время.
Практическая
часть.
К Рождеству
принято готовить подарки, давайте сегодня сделаем рождественского ангела и
подарим его своим близким.
У нас большая
страна, и в разных местах ангелочков делали по-разному и из разных материалов.
На уроках по программе мы делаем ангела новгородского, а сегодня мы сделаем вот
такого трогательного и милого ангела деревенского. Я его увидела на
мастер-классе педагога из Троицка Ирины Александровны Сперанской, похожий мастер-класс
по его изготовлению опубликовала кукольный мастер Елена Вернидубова в православном
журнале «Славянка».
Для работы нам
понадобятся лоскутки, нитки, верёвочка. Для того, чтоб сделать его быстрее, мы
заранее приготовили уже наборы лоскутков.
Напоминаю, что
нитки нужно обрезать ножницами, а не отрывать (чтоб не порезаться нитью),
ножницы у нас лежат лотке, при необходимости ножницы передаём друг другу
кольцами вперёд.
Родители
и дети работают – последовательно повторяют за педагогом этапы изготовления
куклы, помогают друг другу. Педагог обходит всех и помогает при необходимости.
Заключительная часть. Презентация
итоговых работ.
Такое
совместное творчество, без сомнения, укрепит семью, даст ощущение защищенности
и позволит украсить дом трогательными сувенирами
В
общем, у каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у
кого их нет, то ещё не поздно их создать – интересно и весело провести их со
своей семьёй.
Пусть в доме счастье светиться всегда, пусть радость будет нескончаема и пусть
поможет в этом вам, ваш милый сувенир.
Литература
1. Мастер-классы
и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1.
Теоретические и организационные аспекты /
Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А.
П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.
2. Православный женский журнал «Славянка», ноябрь 2013
3. Празднуем
Рождество.– М., 2001
4. Традиции
русского дома. Настольная семейная книга.– Нижний Новгород: ФГУИПП
“Нижполиграфмаш“, 2003
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА.
делаем «деревенского ангела» (размер
куклы ок. 7 см)
Материалы
и инструменты:
ткань
светлая для головы и рубашки, ткань цветная для платья и платочка, органза
для крылышек, лента для повойника, верёвочка (шпагат), кусочек синтепона, цветная
нить, нитка катушечная для завязывания, ножницы
|
|
Свернуть
синтепон в шарик, положить в середину светлого лоскута, туго завернуть и
завязать катушечной ниткой (нить не отрезать)
|
|
Выбрать
сторону заготовки с наименьшим количеством складочек (лицо) и положить
ленту-повойник по наиболее широкой части, зажав концы пальцем «на шейке» сзади
заготовки, завязать нитью (нить не отрезать)
|
|
Подогнуть
платок-косынку по длинной стороне, повязать на головку, заложив складочки «на
щеках» для плотного прилегания, завязать нитью (нить не обрезать)
|
|
Завязать
на верёвочке-шпагате три узла (по середине и на концах) – это будут
ручки-ножки
|
|
Средний
узел на верёвочке поместить «над головой», концы опустить вниз по бокам куклы
и привязать нитью (нить отрезать)
|
|
Платье
«надеваем» выворотно – оборачиваем вокруг головы куклы, начиная со спины и
сделав подгиб (длина готового платья – от шеи над головой)
|
|
Хорошенько
прощупать «шею» и завязать нитью, нить отрезать, отвернуть платье вниз
|
|
Вырезать
из органзы круг диаметром ок. 12 см, сло-жить пополам, присборить по середине
и приложить к спинке куклы. Привязать цветной нитью крестообраз-но (крест
спереди - крест сзади), опустить ручки
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.