Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Классному руководителю / Конспект открытого занятия "Традиции празднования Рождества" Игра, как средство социализации".

Конспект открытого занятия "Традиции празднования Рождества" Игра, как средство социализации".

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и юношества»















КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Традиции празднования Рождества. Игра, как средство социализации»











Составитель: педагог дополнительного образования

Филонович О.В.
















Серпухов

2013

План открытого занятия

Назначение мастер-класса: для учащихся и их родителей.


При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка.  Данный  материал будет полезен педагогам для проведения творческих занятий, совместных досугов для детей и родителей. Будет способствовать  укреплению детско-родительских отношений, через создание атмосферы общности интересов, повышению педагогической культуры родителей, приобщению родителей к участию в жизни детского коллектива,  что позволит создать условия самораскрытия для детей, т.е. добиться успеха.


Цель: формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога, родителей, детей в  условиях совместной творческой деятельности

(художественное воспитание и развитие детей и родителей путем приобщения к духовному миру отечественной культуры; формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе

совместной художественной деятельности).

Задачи:

- совершенствовать качество работы УДО при     взаимодействии с родителями;

- формировать нравственное отношение к семейным традициям;

- развивать интерес к русской культуре, творческие способности взрослых и детей в процессе совместной творческой деятельности;

- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность;

- обогащение родительско-детских отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.


Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков изготовления традиционной лоскутной куклы в рамках транслируемого опыта; повышению педагогической культуры родителей, улучшить взаимопонимание родителей и детей в общей работе, возможность использовать полученные знания.


Используемые методы обучения

Словесный – беседа, объяснение.

Наглядный – образцы традиционных лоскутных кукол ангелов.

Демонстрационный – показ традиционных народных игрушек (мячики лоскутные, пальчиковые наборы для сказок, волчки, кубари, калечина-малечина, головоломки и т.д.) и игр с ними.

Практический – творчески-репродуктивный по характеру деятельности.

Ход мастер-класса:

  1. Приветствие, сообщение темы, постановка цели.

  2. Содержательный блок:

- беседа-диалог;

- игры;

- описание общего алгоритма работы;

- практическое изготовление куклы-ангела.

3. Презентация выполненных работ, обратная связь для участников, ответы на вопросы.


Материал к занятию

Демонстрационный:

Образцы традиционных лоскутных кукол-ангелов (новгородский ангел, деревенский ангел).

Раздаточный:

- набор лоскутков тканей;

- ножницы;

- нитки;

- традиционные игрушки (лоскутные мячи, бирюльки, волчки, кубари, калечина-малечина, головоломки и т.д.).



























Конспект открытого занятия.


  1. Приветствие, постановка цели.

Добрый день. А кто мне скажет, по какому поводу мы сегодня собрались не как обычно на урок, а вместе с родителями и гостями?


Ответы детей: учиться, показать мамам, что мы умеем, потому что скоро каникулы и Новый год…


Давайте поиграем: передаём мячик друг другу и говорим, что вспоминается, когда мы слышим слова НОВЫЙ ГОД (игра «ассоциации»)


Родители и дети передают друг другу лоскутный мячик (прокатывая его по столу, передают, кому хочется) и отвечают: Дед Мороз, подарки, ёлка, семья, Рождество…


Вот сегодня мы с Вами и поговорим о том, как праздновали Рождество и Новый год раньше, может быть, кто-то расскажет о своих семейных традициях. А ещё мы вместе с родителями научимся делать ангела и сможем сделать подарок своим родным и друзьям.


  1. Содержательный блок.

Как праздновали Рождество на Руси

На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь рождения солнца-младенца (зимнее солнцестояние, самый короткий день в году) и духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились "святочные" обряды, переплелись христианские и языческие традиции.
Сочельник Канун Рождества - День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник происходит от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.

Сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане.

В Сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар.
Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни, рождения и смерти, непрерывности рода человеческого.
Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях.

В Сочельник пекли также сочни (пресные лепёшки?). Из них делали маску с отверстиями для глаз и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек - добрый или злой - первым мимо пройдет, таким будет следующий год. На Русском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур. Несколько выставляли в окна, на обозрение прохожих. Остальные складывали на стол, чтобы потом подарить

родным и знакомым.

Вечером ждали появления Вифлеемской звезды - только после этого можно было приниматься за еду.


Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту и времени рождения Спасителя.
Работать в Сочельник не полагалось. Молодые девушки гадали. В разных

местах и гадания были разными.


В Сочельник на стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная - родится хороший хлеб, а короткая - к неурожаю.
Народные приметы и поверья:

Если на Сочельник небо усыпано звездами - будет много грибов и ягод в лесу. Иней на деревьях - к обильным хлебам. В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора.
С Рождества начинались
святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января).

Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".

Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. А с вечера начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или заходя в дом) колядки - песни, в которых восхваляли, величали хозяев, получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.
Коляда, Коляда
Подай пирога.
Не подашь пирога -
Мы корову за рога.
А подашь пирога -
Полный двор живота.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Бога-младенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут.

Во избежание всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь.

В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.


Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии.
Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. А девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной: кто, что на стене увидит, то и сбудется.

Третий день Рождества называли Степановым днем. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.

В наших представлениях ель это обязательный атрибут Нового года, на самом деле когда-то ель наряжали на Рождество.
Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя.


Мы с нетерпеньем ждём предстоящих выходных дней, когда можно будет отдохнуть от тяжёлых будней, от учёбы и работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с семьёй или выбраться на природу, дачу.

Вообще, выходной день – это возможность для более длительного  общения родителей и детей. Совместные игры помогают детям развивать способности,

необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный  окружающий мир в будущем.

Сейчас довольно модно слово социализация. Слышали? А что оно означает?

Ответы детей и родителей.

Социализация – приобщение к социуму, обществу, культуре. Происходит постоянно в процессе общения, в семье, во дворе… Влияние среды зачастую сильнее семейного и педагогического. Часто ли мы играем вместе с детьми? А ведь игра может усилить социализацию и преодолеть негативное влияние улицы.

На наших уроках, на переменках, в качестве физкультминуток мы довольно часто играем в традиционные русские игрушки: мячики вы уже видели, а ещё у нас есть бирюльки, волчки, кубари, калечина-малечина, головоломки.

А кто из наших родителей умеет в них играть?

А давайте поиграем.

Младшие дети рассказывают сказку, изображая её с помощью пальчиковых фигурок персонажей (Теремок, Репка).

Дети постарше объясняют родителям правила игры в бирюльки, калечину-малечину, учат запускать кубари и волчки…

Традиционные народные игрушки имеют огромный педагогический потенциал: развивают ловкость, смекалку. Народная культура даёт способы повышения игровой культуры: найти замену так называемым плохим играм (рогатки, беганье через дорогу…) хотя бы в целях безопасности.

Народные игры «заведомо правильные» - освящённые многовековым опытом, они осуществляют межпоколенные связи. В игре, с одной стороны, можно примерить на себя разные роли (дочки-матери, школа…), с другой – невольно научиться выполнять правила.

А в жизни нам приходится выполнять какие-то правила?

Ответы детей и родителей.


Любая игра требует добровольного участия. Дети часто не могут организовать игру, сложно войти в игру – это и есть сложности социализации.

Дети не стали играть меньше, они стали играть хуже…

Во что и как играют наши дети?

Ответы детей.

А во что играли мы взрослые, когда были детьми, в какие игры?

Ответы родителей

А научили мы своих детей играть в эти игры?

Давайте играть вместе и новогодние-рождественские каникулы очень подходящее для этого время.


Практическая часть.

К Рождеству принято готовить подарки, давайте сегодня сделаем рождественского ангела и подарим его своим близким.

У нас большая страна, и в разных местах ангелочков делали по-разному и из разных материалов. На уроках по программе мы делаем ангела новгородского, а сегодня мы сделаем вот такого трогательного и милого ангела деревенского. Я его увидела на мастер-классе педагога из Троицка Ирины Александровны Сперанской, похожий мастер-класс по его изготовлению опубликовала кукольный мастер Елена Вернидубова в православном журнале «Славянка».

Для работы нам понадобятся лоскутки, нитки, верёвочка. Для того, чтоб сделать его быстрее, мы заранее приготовили уже наборы лоскутков.

Напоминаю, что нитки нужно обрезать ножницами, а не отрывать (чтоб не порезаться нитью), ножницы у нас лежат лотке, при необходимости ножницы передаём друг другу кольцами вперёд.

Родители и дети работают – последовательно повторяют за педагогом этапы изготовления куклы, помогают друг другу. Педагог обходит всех и помогает при необходимости.


Заключительная часть. Презентация итоговых работ.

Такое совместное творчество, без сомнения, укрепит семью, даст ощущение защищенности и позволит украсить дом трогательными сувенирами

В общем, у каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то ещё не поздно их создать – интересно и весело провести их со своей семьёй. Пусть в доме счастье светиться всегда, пусть радость будет нескончаема и пусть поможет в этом вам, ваш милый сувенир.


Литература

  1. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

  2. Православный женский журнал «Славянка», ноябрь 2013

  3. Празднуем Рождество.– М., 2001

  4. Традиции русского дома. Настольная семейная книга.– Нижний Новгород: ФГУИПП “Нижполиграфмаш“, 2003






































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110245.jpgделаем «деревенского ангела» (размер куклы ок. 7 см)



Материалы и инструменты:

ткань светлая для головы и рубашки, ткань цветная для платья и платочка, органза для крылышек, лента для повойника, верёвочка (шпагат), кусочек синтепона, цветная нить, нитка катушечная для завязывания, ножницы


D:\2013-2014 уч год\2014-01-15\P1110252.JPG



Свернуть синтепон в шарик, положить в середину светлого лоскута, туго завернуть и завязать катушечной ниткой (нить не отрезать)


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110254.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110256.jpg



Выбрать сторону заготовки с наименьшим количеством складочек (лицо) и положить ленту-повойник по наиболее широкой части, зажав концы пальцем «на шейке» сзади заготовки, завязать нитью (нить не отрезать)


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110258.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110259.jpg



Подогнуть платок-косынку по длинной стороне, повязать на головку, заложив складочки «на щеках» для плотного прилегания, завязать нитью (нить не обрезать)


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110262.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110263.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110265.jpg



Завязать на верёвочке-шпагате три узла (по середине и на концах) – это будут ручки-ножки


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110270.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110273.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110275.jpg



Средний узел на верёвочке поместить «над головой», концы опустить вниз по бокам куклы и привязать нитью (нить отрезать)


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110278.jpg



Платье «надеваем» выворотно – оборачиваем вокруг головы куклы, начиная со спины и сделав подгиб (длина готового платья – от шеи над головой)


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110279.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110280.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110281.jpg



Хорошенько прощупать «шею» и завязать нитью, нить отрезать, отвернуть платье вниз


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110283.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110286.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110287.jpg



Вырезать из органзы круг диаметром ок. 12 см, сло-жить пополам, присборить по середине и приложить к спинке куклы. Привязать цветной нитью крестообраз-но (крест спереди - крест сзади), опустить ручки


C:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110290.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110292.jpgC:\Users\мама\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110297.jpg



  • Классному руководителю
Описание:



Каждый педагог не понаслышке знает, как трудно бывает порой организовать работу с родителями своих учеников – они в школу-то на собрания не всегда ходят, тем более к нам, в учреждения дополнительного образования, некоторые родители и не знают, что ребёнок посещает занятия в творческом объединении. Ещё хуже, если родители не одобряют эти занятия: довольно часто приходится слышать от учащихся: «А мама сказала, что мы не учимся, а только время зря тратим… Она меня к репетитору или на подготовительные курсы… ».

Действительно, каждый родитель считает своего ребёнка исключительным и гениальным и, например, записав девочку семи лет в кружок вязания, через месяц ожидает результат не в виде интереса ребёнка к занятиям или преодоления излишней застенчивости, а в виде готового свитера для дедушки. Налицо отсутствие взаимопонимания и разные цели у родителей и педагогов. И ребёнок  вынужденно разрывается в данной ситуации, чувствует себя некомфортно.

Вот здесь нам на помощь приходят современные педагогические технологии, в частности, Технология сотрудничества: совместная развивающая деятельность педагога, родителей, учащихся и социального окружения, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата.

Современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

В творческом объединении, которым я руковожу, все образовательные программы сориентированы на традиционные русские ремёсла и рукоделия, естественно, что учащиеся знакомятся с бытом  и обычаями русского народа.

В народной педагогике имеются богатые традиции по совместному труду взрослых и детей в процессе трудового воспитания. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным творчеством являются благодатной почвой для реализации данной пед. технологии и эффективного взаимодействия семьи учащегося и учреждения дополнительного образования.


Сегодня продолжением традиций народной педагогики могут стать «Семейные мастерские».«Семейные мастерские» - это такой вид организации совместного труда и творчества детей и родителей, когда обучается не только ребёнок, но и его друзья, мама, бабушка. Это даёт возможность не только познакомиться с ремеслом, но и сблизить интересы ребёнка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам.

 

Автор Филонович Ольга Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1147
Номер материала 49844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы