Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект открытого урока в 7 классе

Конспект открытого урока в 7 классе

Скачать материал

Конспект открытого урока «Модели объектов и их назначение. Моделируем сказку»

Цели урока:

Образовательная:            
- формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом; 
- изучить понятия модель, оригинал,  ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели 
Развивающая: 
- развивать логическое мышление, предметную речь; 
- развивать познавательный интерес учащихся; 
 Воспитательная: 
- воспитать патриотизм, чувство ответственности,   дисциплинированности.

Тип урока: урок формирования новых знаний 
Оборудование: проектор, экран,1.ПК, презентация «Информационные модели» к  УМК по информатике для 5-7 классов (Автор: Босова Л.Л),  подготовленные карточки для детей. 
Сказка "Царевна-лягушка"

Ход урока:

  • Организационный момент. 

Цель – подготовить учащихся к работе на уроке

  • приветствие учащихся;
  • фиксация отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • сообщение темы и цели урока.
  • Объяснение нового материала

Цель - формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом. 
Сегодня мы разберем с вами  такие понятия как модель, оригинал,  ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели. 
Показ презентации «Информационные модели» к  УМК по информатике для 5-7 классов. Автор: Босова Л.Л. 
Объяснение темы по §2.1. Модели объектов и их назначение. Глава2. Информационное моделирование [1] 
Одним из методов познания объектов окружающего мира  является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов.  «Объект- заместитель» принято называть моделью, а исходный объект- прототипом или оригиналом. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т.д. 
К созданию моделей прибегают когда объект слишком велик (солнечная система) или слишком мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро ( модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологическая модель), когда исследовать объект опасно ( модель атомного взрыва).

 Информационная модель – это описание свойств объекта с помощью слов, формул, схем.  
Давайте создадим  различные модели на какую-нибудь известную сказку. Например, 
«Царевна- Лягушка». (Вспомнили сказку в течение 2-3 мин) 
Показ презентации «Моделируем сказку» в соответствии с ходом урока.

1.Информационные модели . 
1.1 Табличная модель-  смешанная информационная модель. 
Учитель рассматривает таблицы вместе с детьми, обсуждают.  Дети отвечают на вопросы: соответствует ли табличная модель сказке, насколько точно она отражает содержание сказки, можно ли таблицами заменить сказу? 
Таблица 1. Герои сказки «Царевна-лягушка».


Фамилия

Имя

Рост

Вес

Возраст

Бессмерный

Кащей

170

45

1000

Царевич

Иван

180

85

20

Премудрая

Василиса

165

65

18

Царь

-

156

90

60

Старший брат

-

170

90

30

Средний брат

-

175

84

25

Боярская дочь

-

167

70

21

Купеческая дочь

-

154

60

22

Таблица 2.   Результаты запуска стрел братьями царевичами.


ФИО

Куда пустил стрелу

Кто поймал

Старший брат

Боярский двор

Боярская дочь

Средний брат

Купеческий двор

Купеческая дочь

Младший брат (Иван Царевич)

Грязное болото

Лягушка- квакушка

Таблица 3.Задания для невест и результат выполнения


ФИО

Испечь хлеб

Соткать шелковый ковер

Смотр у Царя-батюшки

Боярская дочь

плохо

плохо

плохо

Купеческая дочь

плохо

плохо

плохо

Лягушка- квакушка

отлично

отлично

отлично

Таблица 4. Помощники Ивана-Царевича


Наименование

Чем помог

медведь

Выворотил дерево

селезень

Ударил утку

заяц

Поймал зайца

щука

Достала яйцо

Рассмотрев эти табличные модели мы получили некоторое количество информации, но не достаточное, чтобы  воссоздать сказку.

    • Схема  - смешанная информационная модель.

Схема наглядно демонстрирует родственные отношения героев сказки. Выстаивается родословное дерево, во главе которого Царь – батюшка.

Схема 1. Родственные отношения между персонажами сказки «Царевна- лягушка»

http://gazeta.lbz.ru/vyp/7/sh1.jpg

С помощью второй схемы  можно рассмотреть уровни системы безопасности Кащея бессмертного. Схема показывает:  насколько тщательно    охранялась жизнь Кащея. 
Схема 2. Архитектура уровней системы безопасности Кащея Бессмертного.

 

http://gazeta.lbz.ru/vyp/7/sh2.jpg

1.3.Образная информационная модель -рисунок.

Как интересно моделировать события с помощью рисунков.  Это образная информационная модель. Вспомним  комиксы,  фотографии событий, рисунки. Все они помогают создавать  графические образы событий, явлений. 
Рисунок 1.  Модель сказки «Царевна- лягушка» в рисунках

 

http://gazeta.lbz.ru/vyp/7/sh3.jpg

1.4. Знаковая информационная  модель -  словесное описание события

Фрагмент сказки «Царевна- лягушка»

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. 
Говорит им царь таково слово: 
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». 
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакуша. 
Говорит Иван-царевич: 
«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!» 
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова». 
Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше. 
Призывает их царь и приказывает: 
«Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу». 
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил. 
«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягуша. 
— Аль услышал от отца своего слово неприятное?» 
— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб». 
— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!» 
Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо 
и закричала громким голосом: 
«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». 
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов — и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу.

Каждая из моделей дает информацию об объекте, в нашем случае о сказке. Каждая из этих моделей отражает отдельные свойства  сказки, некоторые из моделей даже расширяют наши понятия о происходящих действиях. 
Можно сделать вывод:

  • Объект, который используется в качестве «заместителя»,  представителя другого объекта с определенной целью, называется модель
  • «Моделью называют объект,  имеющий существенные признаки объекта оригинала.
  • Можно создавать и использовать разные модели объекта
  • Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации
  • Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
  • Первичное закрепление нового материала.

Цель – установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного  осмысления материала, провести их коррекцию.

Всем ребятам раздаются карточки с различными типами моделей в виде пустых схем и таблиц. Они сами должна подобрать и вписать в имеющиеся информационные модели  различные примеры (можно из сказок — тогда учителю легче подсказать) 
Например: 
1 карточка. (Подсказка – герои сказки «Репка» )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 карточка. (Подсказка:  действия старика и старухи в сказке «Золотая рыбка» )

http://gazeta.lbz.ru/vyp/7/sh4.jpg

3 карточка.(Подсказка: Как выпекла бабка колобка- поскребла, замесила, выпекла, остудила)

http://gazeta.lbz.ru/vyp/7/sh5.jpg

Эту работу можно проводить на компьютерах, если учитель заранее подготовит компьютерные варианты моделей в Word или Exel.  Несколько учеников демонстрируют свои модели, доказывают их соответствие оригиналу в некоторых позициях.  Объясняют, к какому типу относится их модель.

Итог урока. 
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвес­ти итоги урока.     

Домашнее задание: §2.1.[1], вопросы и задания после параграфа.

 

Список используемой учебной литературы:

    • Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова — М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
    • Презентация «Информационные модели» к  УМК по информатике для 5-7 классов. Автор: Босова Л.Л.
    • Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока в 7 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок "Моделируем сказку" создан специально для изучения темы "Моделирование" Детям в интересной, доступной форме объясняется новый материал. К уроку пприлагается интересная презентация. Урок ставит перед собой следующие цели и задачи: сформировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом; изучить понятия модель, оригинал,  ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели; развивать логическое мышление, предметную речь;  развивать познавательный интерес учащихся

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 355
    • DOCX 102.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Птицына Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Птицына Елена Александровна
    Птицына Елена Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3945
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 185 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе