Урок столярного дела
в коррекционной школе VIII-го
вида.
Тема: "Разметка элементов
соединения".
7-й класс
Цель:
ü
Способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке
элементов соединения УК-4.
ü
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких
мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).
ü
Способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к чужому и
своему труду.
Словарная работа: лицевая сторона бруска, припуск, торец, риски,
щечки, полупотемок, глухое гнездо, запиливание шипа.
Ход занятия
I. Организационный момент:
ü
приветствие;
ü
проверка явки учащихся;
ü
проверка готовности учащихся к занятию;
ü
настрой учащихся на работу;
ü
доведение до учащихся плана занятия.
II. Повторение пройденного материала
Тест № 8-7 "УК-4"
1. Соединение царги с ножкой в табуретки
называется:
а) концевое на шип с полупотемком несквозной.
б) угловое серединное на шип с полупотемком
несквозной.
в) угловое концевое на шип с полупотемком
несквозной.
2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:
а) шип.
б) гнездо.
в) запиливание.
3. Долбление глухого гнезда выполняется:
а) долотом.
б) стамеской.
в) сверлом.
4. При долблении гнезда инструмент ставят:
а) вдоль волокон.
б) поперек волокон.
в) под углом к волокнам.
5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:
а) гвоздей.
б) шурупов.
в) клея.
III. Изложение учителем нового материала.
Разметка шипа
Для разметки элементов соединения потребуется
миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от
точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед
работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить
карандаш.
Линейка должна быть металлической с четкими
делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы
они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У
рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают
не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно
приступать к разметке.
Сначала отмеряют необходимую длину бруска и
отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят
карандашом метку (рис. 116, а). По угольнику и этой отметке проводят линии на
всех четырех сторонах бруска (рис. 116, б). После этого устанавливают рейсмус
на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных
сторонах заготовки и торце (рис. 116, в, г). Шип размечен.
Изготовление шипа. Запилить шип с внешних
сторон линий разметки (1), спилить щечки (2), разметить полупотемок (3),
спилить полупотемок (4)
Разметка гнезда
Для разметки гнезда потребуются миллиметровая
линейка, карандаш, угольник и рейсмус. Размечают гнездо по образцу или по
чертежу. Сначала по линейке размечают длину гнезда. Затем карандашом по
угольнику проводят линии с четырех сторон бруска. После этого один конец
рейсмуса устанавливают на толщину щечки гнезда, а другой на расстояние, равное
толщине щечки и ширине гнезда. Рейсмусом проводят риски с двух сторон бруска
между линиями, проведеными по угольнику. При разметке гнезда и угольник, и
рейсмус прижимают только к лицевым сторонам бруска.
Запомните!
1. Угольник и рейсмус прижимают колодкой только
к лицевым сторонам бруска.
IV. Закрепление знаний учащихся.
Задания.
1. Осмотрите разметочные инструменты и оцените
их состояние.
2. Расскажите, в какой последовательности
размечают шип.
3. Почему перед работой необходимо осмотреть и
проверить разметочные инструменты?
4. К каким сторонам бруска надо прижимать
колодку угольника и рейсмуса при разметке? Почему?
V. Физкультминутка.
Упражнения для улучшения мозгового
кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 -
и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 -
и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
VI. Практическая работа: Разметка элементов шипового соединения.
Работа выполняется по образцу и чертежу.
6.1.Вводный инструктаж учителя:
·
сообщение названия практической работы;
·
разъяснение задач практической работы;
·
ознакомление с объектом труда (образцом);
·
ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться
задание (оборудование, инструменты, приспособления);
·
ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК,
ИТК);
·
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
·
инструктаж по технике безопасности.
6.2.Самостоятельная работа учащихся.
VII. Уборка рабочих мест.
VIII. Подведение итогов занятия учителем.
·
сообщение учителя о достижении целей занятия;
·
объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда
учащихся на занятии; выставление отметок в классный журнал и в дневники
учащихся;
·
сообщение о теме следующего занятия;
·
задание учащимся на подготовку к следующему занятию.
·
·
Литература.
1.
Журавлев Б.А., Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной
школы. - М: "Просвещение", 1988
г.
2.
Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое
образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы
международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во
"Эслан", 2003. с. 117-119.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.