Инфоурок Другое КонспектыКонспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

Конспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

Скачать материал

Конспект открытого урока

Тема урока: «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

 

Цели урока:

Цель деятельности педагога – создание условий для изучения обучающимися  и формирования представления о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

 Цель обучения – обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины. 

Цель воспитания – создание условий для групповой работы при изучении материала.

Цель развития – содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей.

Задачи:

– изучить структуру потребительской корзины;

– изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;

– какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;

– определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.

Приемы преподавания: анализ, синтез, управление исследовательской деятельностью.

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, обобщение по проблеме в целом.

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Подготовка к восприятию темы урока.

 

Учитель приветствует учеников.

 

Каждому человеку необходим минимальный набор для обеспечения жизнеспособного состояния.

 

Предлагаю вам определить, что может входить в этот набор, на ваш взгляд.

На столах у вас карточки. Выберите из представленных вариантов, что необходимо каждому человеку для обеспечения жизнедеятельности?

 

 

 

 

 

 

 

 

Представьте, пожалуйста, что вы выбрали.

(Если дети выбрали карточки, не входящие в состав потребительской корзины, то необходимо предложить обосновать свой выбор. Ребятам из других групп предложить оспорить представленный вариант).

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети обсуждают в группах. Выбирают, что бы они включили в потребительскую корзину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа называет.

 

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

(участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные (перерабатывать, выбирать нужную информацию).

 

 

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

 

2. Целеполагание, планирование деятельности

Ребята, какой экономический термин можно использовать для обозначения этого набора?

 

Правильно, «потребительская корзина».

Тема нашего урока – потребительская корзина и прожиточный минимум.

Таким образом, целью нашего урока является изучение понятий «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», а также осознание социальной, практической и личностной значимости.

 

Изучение темы предполагает разбор теоретических вопросов. Как вы считаете, на какие вопросы нам предстоит найти ответы?

 

Задачи:

– изучить структуру потребительской корзины;

– изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;

– какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;

– определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.

 

Теоретическое определение данного понятия звучит следующим образом:

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают дату и тему урока.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают понятие в тетрадь.

 

Личностные

(самоопределение).

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).

 

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

3. Осуществление деятельности по плану

А изучать теоретические вопросы будем на примере потребительской корзины Вологодской области.

Учитель выдает распечатки Закона «О потребительской корзине Вологодской области» от 2001 и 2013 года.

 

Учитель задает вопросы:

 

1. Какова структура потребительской корзины? (11 групп продовольственных товаров, 10 групп непродовольственных товаров, 7 видов услуг).

 

2. Потребительская корзина рассчитывается для населения в целом или для определенных групп? (группы: трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет за исключением неработающих инвалидов 1,2 групп этого возраста, пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет и лица, получающие пенсию по инвалидности, дети – население в возрасте до 15 лет).

 

3. Что бы вы отметили из данного Закона, что привлекло ваше внимание?

 

4. Сравните Законы Вологодской области, принятые в 2001 и 2013 годах? Как изменилась потребительская корзина за 12 лет?

 

Мы видим, что изменения произошли в количественном составе на 1 человека. Меняется структура потребления продовольственных товаров.

А кто же тогда вносит изменения и на основании чего?

 

Представление теоретической информации:

В России потребительская корзина определяется федеральным законом один раз в пять лет, при этом в ее разработке принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. Сегодня потребительская корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для каждой конкретной местности.

Оптимальный состав Потребительской корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком. Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в еде, одежде и т.д., ниже которого недопустимо существование человека.

Что это значит в расчете на одного человека в день?

А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день:

- 300 г. хлеба;

- картошки – 280 г.,

- овощей – 300 г.,

- фруктов свежих – 160 г.,

- сладкого – 60 г.,

- молока и молочных продуктов – 800 г.,

- масла растительного и жиров – 40 г.

- 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо;

- довольствоваться в день 160 г. Мяса;

- употреблять за неделю 350 г. рыбы.

 

Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

 

Понятие «потребительская корзина» тесно связано с понятием «прожиточный минимум».

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных ценах.

Для этих целей используется индекс потребительских цен – показатель изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Официально бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный минимум меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные денежные средства из государственного бюджета.

 

Обратите внимание, как менялся прожиточный минимум в РФ и Вологодской области за период 2001-2014.

Дети анализируют Закон «О потребительской корзине Вологодской области» за 2013 год и за 2001 год.

 

 

Ответы детей.

Записывают состав потребительской корзины.

 

 

 

Записывают группы населения, для которых рассчитывается потребительская корзина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят на презентацию и слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают определение «прожиточный минимум» в тетрадь.

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

 

Личностные (оценивание усваиваемого содержания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

 

5. Рефлексия

Подведем итоги.

Достигли мы цели? Все ли поставленные задачи мы выполнили?

 

Выводы:

1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который составляется раз в 5 лет для 3 основных групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, который позволяет минимальную черту бедности.

 

Учитель называет оценки за работу на уроке. Дает обоснование оценки.

Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).

Дети отвечают, что они узнали на уроке. Свои выводы.

 

Дети записывают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают домашнее задание.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект открытого урока Тема урока: «Потребительская корзина и прожиточный минимум». Цели урока: Цель деятельности педагога – создание условий для изучения обучающимися и формирования представления о потребительской корзине и прожиточном минимуме. Цель обучения – обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины. Цель воспитания – создание условий для групповой работы при изучении материала. Цель развития – содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей. Задачи: – изучить структуру потребительской корзины; – изучить, для каких групп составляется потребительская корзина; – какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины; – определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума. Приемы преподавания: анализ, синтез, управление исследовательской деятельностью. Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, обобщение по проблеме в целом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.08.2020 3898
    • DOCX 67.5 кбайт
    • 225 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Найденова Олеся Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Найденова Олеся Васильевна
    Найденова Олеся Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96514
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе