1.
Подготовка к восприятию темы урока.
|
Учитель приветствует учеников.
Каждому человеку необходим минимальный набор для обеспечения
жизнеспособного состояния.
Предлагаю вам определить, что может входить в этот набор, на ваш
взгляд.
На столах у вас карточки. Выберите из представленных вариантов, что
необходимо каждому человеку для обеспечения жизнедеятельности?
Представьте, пожалуйста, что вы выбрали.
(Если дети выбрали карточки, не входящие в состав
потребительской корзины, то необходимо предложить обосновать свой выбор.
Ребятам из других групп предложить оспорить представленный вариант).
|
Дети
обсуждают в группах. Выбирают, что бы они включили в потребительскую корзину.
Каждая
группа называет.
Обсуждение.
|
Коммуникативные
(участвовать
в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других).
Личностные
(личностное
самоопределение: каждый участник – часть группы).
Познавательные
(перерабатывать, выбирать нужную информацию).
Коммуникативные
(формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).
|
2.
Целеполагание, планирование деятельности
|
Ребята, какой
экономический термин можно использовать для обозначения этого набора?
Правильно,
«потребительская корзина».
Тема
нашего урока – потребительская корзина и прожиточный минимум.
Таким
образом, целью нашего урока является изучение понятий «потребительская
корзина» и «прожиточный минимум», а также осознание
социальной, практической и личностной значимости.
Изучение
темы предполагает разбор теоретических вопросов. Как вы считаете, на какие
вопросы нам предстоит найти ответы?
Задачи:
–
изучить структуру потребительской корзины;
–
изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;
– какие
факторы влияют на определение состава потребительской корзины;
– определить
взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.
Теоретическое
определение данного понятия звучит следующим образом:
Потребительская
корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения
его жизнедеятельности.
|
Ответы
детей.
Учащиеся
записывают дату и тему урока.
Ответы
детей.
Дети
записывают понятие в тетрадь.
|
Личностные
(самоопределение).
Регулятивные
(формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою
работу).
Коммуникативные
(формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).
|
3.
Осуществление деятельности по плану
|
А
изучать теоретические вопросы будем на примере потребительской корзины
Вологодской области.
Учитель
выдает распечатки Закона «О потребительской корзине Вологодской области» от
2001 и 2013 года.
Учитель
задает вопросы:
1.
Какова структура потребительской корзины? (11 групп продовольственных
товаров, 10 групп непродовольственных товаров, 7 видов услуг).
2.
Потребительская корзина рассчитывается для населения в целом или для
определенных групп? (группы: трудоспособное население – мужчины
в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет за исключением
неработающих инвалидов 1,2 групп этого возраста, пенсионеры – мужчины
в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет и лица, получающие пенсию
по инвалидности, дети – население в возрасте до 15 лет).
3. Что
бы вы отметили из данного Закона, что привлекло ваше внимание?
4.
Сравните Законы Вологодской области, принятые в 2001 и 2013 годах? Как
изменилась потребительская корзина за 12 лет?
Мы
видим, что изменения произошли в количественном составе на 1 человека.
Меняется структура потребления продовольственных товаров.
А кто же
тогда вносит изменения и на основании чего?
Представление
теоретической информации:
В России потребительская корзина
определяется федеральным законом один раз в пять лет, при этом в ее
разработке принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социальных и трудовых отношений. Сегодня потребительская
корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как
национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности
потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для
каждой конкретной местности.
Оптимальный состав Потребительской
корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком.
Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в
еде, одежде и т.д., ниже которого недопустимо существование человека.
Что это
значит в расчете на одного человека в день?
А это
значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для
нормального существования должен употреблять в день:
- 300 г.
хлеба;
-
картошки – 280 г.,
- овощей
– 300 г.,
-
фруктов свежих – 160 г.,
-
сладкого – 60 г.,
- молока
и молочных продуктов – 800 г.,
- масла
растительного и жиров – 40 г.
- 1 раз
в 2 дня съедать одной яйцо;
-
довольствоваться в день 160 г. Мяса;
-
употреблять за неделю 350 г. рыбы.
Что
касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин
имеет шанс раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей
денег не предусмотрено.
Понятие «потребительская
корзина» тесно связано с понятием «прожиточный минимум».
Прожиточный
минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных
ценах.
Для этих
целей используется индекс потребительских цен – показатель изменения цен на
товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного
потребления.
Официально
бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье ниже
прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом
регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный минимум
меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные
денежные средства из государственного бюджета.
Обратите
внимание, как менялся прожиточный минимум в РФ и Вологодской области за
период 2001-2014.
|
Дети
анализируют Закон «О потребительской корзине Вологодской области» за 2013 год
и за 2001 год.
Ответы
детей.
Записывают
состав потребительской корзины.
Записывают
группы населения, для которых рассчитывается потребительская корзина.
Ответы
детей.
Ответы
детей.
Дети
смотрят на презентацию и слушают учителя.
Дети
записывают определение «прожиточный минимум» в тетрадь.
|
Познавательные
(перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).
Коммуникативные
(формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).
Личностные
(оценивание усваиваемого содержания).
Познавательные
(перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).
|
5. Рефлексия
|
Подведем
итоги.
Достигли
мы цели? Все ли поставленные задачи мы выполнили?
Выводы:
1.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, который составляется раз в 5 лет для 3
основных групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
2. Прожиточный
минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, который позволяет
минимальную черту бедности.
Учитель называет оценки за работу на уроке. Дает обоснование
оценки.
Домашнее задание: используя различные источники информации,
найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других
странах (Япония, США, Великобритания и др.).
|
Дети
отвечают, что они узнали на уроке. Свои выводы.
Дети
записывают выводы.
Дети
записывают домашнее задание.
|
Регулятивные
(удержание цели и задач урока).
Личностные
(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.