Технология
проведения
(этап
урока, цель)
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Результат
|
Организационный момент
Цель:
формирование самооценки готовности к уроку
|
С
давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как
мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.
|
Самоорганизация,
оценивают свою готовность и настрой на работу.
|
|
Психологический настрой с применением мотивирующего
приёма «Яркое пятно»
Цель: создание положительного
эмоционального фона
|
Сегодня
такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь
друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь
ладошками с ним.
На
уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или
маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они
будут свои, всё в ваших руках.
|
Улыбаются
и прикасаются ладошками друг с другом.
|
Включение
детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и
доверия.
|
Актуализация знаний
(подводящий диалог)
Цель: актуализировать знания
обучающихся, необходимые для открытия новых знаний
|
-
Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова:
«Если
мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И
было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.
Это наша Земля. И началась на ней жизнь…
Что
вы знаете о планете Земля?
Прочитайте
слова, написанные на слайде (меридианы, звёзды,
параллели, карта, экватор, материки, план, океаны, глобус, планеты, Луна).
Разделите
их на группы:
уменьшенное изображение Земли;
воображаемые линии на глобусе;
небесные тела.
|
Высказывают
свои ответы.
Читают
слова, делят их на группы.
Выслушиваются
ответы детей.
|
Актуализируются
знания, необходимые для понимания новой темы.
|
Введение в тему урока
Цель:
организовать
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы
урока и формулирование цели урока
Физминутка.
|
О
чём вы не смогли рассказать? Почему?
Как
вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке?
Сформулируйте
тему нашего урока.
Что
же будет нашей целью?
Прочитайте
девиз сегодняшнего урока.
Ребята,
сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару,
не выходя из класса.
-
А кто первым совершил кругосветное путешествие?
-
А что он доказал своим плаванием?
-
На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?
-
Как вы думаете, почему?
-
Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Из кого
состоит команда на корабле?
Отличительная
черта одежды у моряков на бескозырке синие под цвет моря ленточки, а на
кончике ленты золотой якорь. Вот и я вам предлагаю почувствовать себя
настоящими моряками, надеть эти синие ленточки, как галстук, а капитан
корабля наденет белую ленту.
В
путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в
путешествие: карту или глобус? Почему?
Отправляемся
в путешествие? Помучите номера ваших кают и в путь!
К берегам неведомой земли
Плывут по морю корабли,
Командам не страшны преграды,
На острове всех ждут награды!
Полный вперед! (звучит сигнал отправки
корабля).
Прошу занять свои места.
|
2
слова остались без группы.
Материки
и океаны.
Познакомиться
с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте.
Фернан
Магеллан.
Шарообразность
Земли.
На
корабле.
Потому
что не было самолетов.
Матросы
и капитан.
Дети
одевают ленточки-галстуки.
Глобус
- уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой
пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
|
Самоопределение
к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область
(«могу»).
|
Постановка учебной проблемы
Цель: организовать коммуникативное
взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.
|
Откройте
карты полушарий в учебнике, посмотрите на карту полушарий на доске. Плыть мы
будем, начиная с западного полушария и называть все географические объекты,
которые встретятся.
На
какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Каким
цветом на карте обозначают водоемы?
Опишите
встреченные вами водные просторы.
Каким
цветом на карте обозначают участки суши?
Опишите
встреченные вами участки суши. Что у них общего?
Раньше
они были предметом нашего обсуждения?
|
Мы
обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан,
Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан,
Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.
Суша: Северная Америка, Южная Америка,
Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан,
Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Синим.
Это
огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
Жёлтым,
коричневым, зеленым.
Это
большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
Нет.
|
Обозначается
проблема урока.
|
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель:
-развитие
умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;
-
организация
диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями,
открытие новых граней в уже известном.
Первичное закрепление
Физминутка
Цель: предупреждение утомляемости,
профилактика нарушений внимания, памяти
|
Чего
на поверхности Земли больше: воды или суши? Все согласны?
Правильно,
если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров,
то увидели бы, что большая ее часть занята водой.
Ребята,
предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные участки
суши, со всех сторон окружённые водой?
Где
можно проверить свои предположения?
В
учебнике стр.12-13
Делаем
вывод, что же такое материки?
Ребята,
предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные водные
просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого?
Игра «Собери определение». На карточках
дан набор слов. Нужно из них составить предложение. Составьте предложение: Что
такое океан?. И запишите его на этих же карточках. Время – 1 минута.
Игра
(Море волнуется)
Мы
совершаем путешествие по океанам и должны запомнить их названия. Сколько океанов
на Земле? Вам надо соединить названия океанов со словом океан.
(
дети с карточками ходят по классу и ищут пару)
|
Материки.
В
учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).
Огромные
участки суши, окружённые водой, называются материками.
Работа
с партнёром по плечу
Огромные
водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого называются океаны.
Воды.
5,
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный.
|
Умение
выражать свои мысли, вступать в диалог,
слушать
и слышать других.
Осознание
ценности совместной деятельности.
Здоровьесберегающая технология
|
Первичное применение нового знания
Цель: планирование
действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
Морская
прохлада помогла восстановить нам силы, продолжаем путешествие.
Давайте
рассмотрим океаны и сравним их.
-
Найдите
самый большой
океан.
Да,
он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.
Второй
по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан
получил свое название от мифического континента Атлантида. Самый теплый -
Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное
молоко. -
Найдите самый маленький
океан?
Верно,
он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.
Все
4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном.
Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным
представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь
потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
|
Самый
большой – Тихий океан.
Самый
маленький – Северный Ледовитый океан.
Дети
читают стихи про океаны.
|
Умение
сравнивать, делать выводы.
Подтверждение
своего открытия, положительная мотивация.
|
Первичное применение нового знания (продолжение)
Цель: планирование
действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей.
Работа по карте.
-
Сколько всего материков?
Давайте
продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.
Хотелось
бы выслушать путешественников. - Какой материк самый маленький?
Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы не
ездили туда?
Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы
сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Сумчатый медведь, коала.
Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный
мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное –
утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как
млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.
Покажите
на карте Австралию.
Какой
материк самый большой?
Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы
перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз
материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: горы, леса,
равнины, степи. Много разных животных и растений.
Покажите
на карте Евразию.
Как
вы думаете, какой материк самый жаркий?
Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий
континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов.
Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие
жители.
Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о
царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем
Египте, о чуде света – пирамидах.
Какие
материки находятся в западном полушарии?
Северная Америка – материк, омываемый тремя океанами. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих
озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь
выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого
высокого дерева мира – секвойи.
Покажите
на карте Америку.
А
какой материк самый холодный?
Антарктида – край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень
долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас
уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо
перьев чешуя – знаете кто это? Отгадайте загадку.
В
Антарктиде среди льдов
Ходит
важный господин
В
черный он одет сюртук.
Крылья
машут вместо рук.
|
Всего
материков шесть.
Это
Австралия. ( Стас)
Ученики
читают об Австралии.
Евразия.
(Егор)
Африка.
Северная
Америка и Южная Америка (Анюта)
Антарктида
(Раяна)
Пингвин.
|
Умение
сравнивать, делать выводы.
Подтверждение
своего открытия, положительная мотивация.
|
Закрепление новых знаний.
|
Вот мы и вернулись домой. Помогите
восстановить рассказ, в котором много «белых пятен». Как вы думаете, что
обозначает выражение «белое пятно»
Учитель.
Белым пятном называют информацию, которая неизвестна, или является тайной.
У вас на столах желтые
карточки. Пользуясь словами для справок, восстановите запись, впишите
подходящие по смыслу слова. Используйте слова для справок.
1.Евразия – самый
_______________________материк, на нём находится самая большая страна-
________________
2. Поверхность суши на материке
______________ нагревается до ________градусов.
3. Всего _______материков.
4. Материк – это огромный участок суши,
_________________________________________________.
5.Всего_________ океанов.
1.Земля наш общий дом и её надо
______________.
Слова для справок: самый
беречь, суша, глобус, 5, любить, шесть, окружённый водой,
большой,Россия,Африка,70
|
Что-то неизвестное.
|
|
Самостоятельное применение знаний.
Проектная работа
по составлению материков.
Цель:
развивать умение работать в группе по заданным
критериям.
|
Учитель.
Определим, на сколько, вы участники необычного путешествия были
внимательными.
Вам необходимо сложить из пазлов тот
материк, который вы выберете. Прошу подойти ко мне участников и вытянуть
название на оранжевых карточках материка, собрать его, наклеить его
на шаблон и прикрепить на карту в нужное полушарие.
|
вытягивают название и выполняют данное
задание.
|
|
Обобщение.
|
Учитель.
Какова была цель нашего урока?
Учитель.
Для чего надо знать карту, материки и океаны?
Вывод:
Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих
тебя событий.
Учитель.
Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить.
А теперь сможем?- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
|
Узнать название участков суши и воды.
Выводят правило: зачем и где могут
пригодиться новые знания.
|
|
Рефлексия.
|
Учитель. А теперь прошу вас
оценить свою деятельность на уроке. На тарелочках лежат смайлики, выберете
тот смайлик, который отражает ваше настроение. Улыбка, значит, у вас всё
получилось, спокойный смайлик, значит необходимо что-то ещё почитать, узнать,
а грустный смайлик, значит, вам необходимо ещё раз повторить материал.
Прикрепите смайлики на карту полушарий.
Учитель.
У вас на столах белые карточки – тестовые вопросы по нашей теме. Прошу
Вас в течение 2 минут ответить на вопросы и сдать мне эти карточки. Я их
проверю и поставлю вам оценки.
|
Дети прикрепляют смайлики на карту
полушарий.
Дети выполняют тест.
|
|
Д/з.
|
Учитель.
Обратите внимание на экран: запишите в дневник дом. задание.
Учебник стр. 12-14; раб. тетр. стр. 3-4
№ 1-3
|
|
|
Итог работы.
|
Наша Земля это чудо в безжизненном
космосе, со всеми материками, океанами, легендами. Надо беречь это чудо!
Всем
спасибо за работу.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.