Тема урока «О дыхании. О движении крови»
Цель урока: сформировать первичные знания
об органах дыхания и кровообращения.
Задачи:
- Познакомить с органами дыхания и
кровообращения, их строением и функциями.
- Создать условия для развития
процессов логического и образного мышления детей, научить навыкам
выделения главной мысли, уметь делать анализ, обобщение и выводы.
Стремление преодолеть трудности, умение работать в группе.
- Воспитывать у учащихся чувство
бережного отношения к организму.
Планируемые результаты:
(Личностные УУД)
- Способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.
(Метапредметные: Регулятивные УУД)
- Уметь определять и формулировать цель
на уроке с помощью учителя;
выделять последовательность действий на уроке;
уметь работать по коллективно
составленному плану;
- формирование адекватной самооценки;
-корректировать собственные действия в
процессе анализа работы.
(Коммуникативные УУД)
- Уметь оформлять свои мысли в устной
форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать
собственное мнение и позицию.
(Познавательные УУД)
- Уметь ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Психологический настрой
(звучит музыка).
- Сегодня у нас необычный урок. Но прежде
мы скажем друг другу “Здравствуй!”.
-Как вы думаете, почему урок принято
говорить со слова «Здравствуйте» или что значит говорить друг другу -
“Здравствуй!”
- Значит, желать здоровья.
- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая
здоровья, так и я приветствуем вас, дорогие ребята наши гости.
Сегодня мы с вами проведем не совсем
обычный урок
Я предлагаю вам выступить в новых ролях.
Обратите внимание на карточки у вас на столе. Итак:
1 группа – математики, что они всегда
делают???
2 группа – врачи, что делают?
3 группа – представители здравоохранения.(с
т. З. рус.яз. как вы понимаете это слово?
- охрана нашего здоровья
Но прежде чем работать в группах, выйдете
из – за парт, сделайте
глубокий вдох - руки вверх
Выдох – руки вниз.
Прислушайтесь к себе, положите ладошку на
сердце.
- А теперь сделайте 5 приседаний.
- Какие изменения вы в себе ощутили?(Посмотрите
друг на друга(откуда взялся румянец на ваших щечках? Почему? Кто знает?))
(чаще стали дышать, сердце забилось
быстрее)
- в чем же возникла потребность вашего
организма
- (в воздухе)
- Давайте вместе попробуем сформулировать
тему сегодняшнего урока. Предположить о чем мы с вами будем говорить?
- (о дыхании)-слайд 2
- А без какой жидкости вообще не
сможет существовать организм?
-(без крови) – слайд 3. Так выглядит наша
кровь под микроскопом.
- Познакомьтесь с темой нашего урока
- (читает один из учеников со слайда
4).Тема «О дыхании. О движении крови»
- как вы думаете о чем мы будем говорить
на уроке?
- (Как мы дышим? Какой газ необходим для
дыхания? Что относится к органам дыхания и органам кровообращения? как
работают легкие и сердце? Как движется кровь в организме?)
- В конце урока мы еще раз вернемся к
вашим вопросам и поймём достигли мы своей учебной цели, нашли ли ответы?
(может сделать слайды с вопросами?)
- -
Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без
дыхания?
- Как часто мы с вами дышим?
- целыми сутками мы вдыхаем воздух и
выдыхаем его наружу, т. Е. дышим.
- Даете ли вы себе команду «Дышать»
или «не дышать»?
- (нет, п. ч все живые существа дышат
непроизвольно)
(А если кто – то ответит да, тогда
переходим к опыту1)
-Предлагаю вам провести небольшой опыт.
Закрываем ротики, зажимаем носики и перестаем дышать. И не дышим до тех пор,
пока я не скажу «дышите»
- что захотелось вам сразу сделать?
-(глубоко вздохнуть)
А что вы ощущали? (ощущения детей)
- Это взывают о помощи ваши клетки (слайд
и включить звук) (Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем!)
Чего просили ваши клетки?
(кислород)
1. -
А что такое кислород? Или вставка в ….
-(Это газ, который содержится в воздухе)
- Какой вывод вы можете сделать?
(-человек не может не дышать) слайд
Есть ли запас кислорода в организме?
(-В теле человека нет запаса
кислорода, необходимые каждой клеточке организма для поддержания жизни.
Кислород должен непрерывно поступать в организм человека)
-Человеку необходимо постоянно пополнять
запасы кислорода.
СЛАЙД «ДЫХАНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ!»
Включаю программу нотебук по схеме –
соответствие картинки с названием)
- Чтобы узнать, как мы дышим, давайте проследим
по схеме, как происходит процесс дыхания. - Представьте, что вы маленькие
пузырьки воздуха и мы отправляемся в путешествие вместе с воздухом! Делаем
вдох и попадаем…?
-Правильно в нос и носоглотку.
- Нос можем потрогать и увидеть
Как вы думаете, что происходит здесь с
воздухом?
(- Воздух здесь очищается, нагревается и
увлажняется )
Затем мы вместе с воздухом попадаем в?
(В гортань.)
- Прощупайте её в передней части шеи.
-На что она похожа?
(- Она похожа на жесткую ребристую
трубкуКакую поговорку обычно говорят за столом?-«Когда я ем, я глух и нем»
- После гортани, куда мы попадаем?
-в трахею.(Трахея представляем собой
трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две трубочки
– бронхи ()
( Бронхи соединяют трахею с правым и левым?
- легким.
- А легкие можем прощупать? Что их
защищает
-А что это за пузырьки?
- Как вы думаете много - это сколько?
(если все легочные пузыри растянуть на
поверхности, то получится площадь размером в наш кабинет)
Легкие – главный и самый большой орган
дыхательной системы, в которых происходит смена воздуха при чередовании вдоха и
выдоха
- Диафрагма- это мышца, которая помогает
легким дышать своим сокращением
- Ребята, а вы когда – нибудь икали?
(Если диафрагма работает со сбоем, мы
начинаем икать)
-Как бы вы назвали все этих органы.
- (Органы дыхания)
- Давайте еще раз назовем органы, которые
участвуют в дыхании
(перечисляют, по порядку или можно …)
физминутка
- А
знаете ли вы сколько воздуха вмещают ваши лёгкие?
- Хотите узнать?
Выслушайте задание до конца
Возьмите со стола шарик и надуйте его с
одного раза. По моей команде Сделайте глубокий вдох и как можно сильнее
выдохните его в шарик. Зажмите пальчиком. У всех одинаковые получились шарики?
Можете сказать, что вы выдохнули весь воздух?
(нет, на самом деле мы выдыхаем не весь
воздух, часть остается в легких)
У вас на столах лежат конверты, откройте
их, прочитайте задание, обсудите в своей группе, придите к единому мнению и решите,
кто будет отвечать. На выполнение задания – 2 минуты.
Задания по группам
1- Математики
решают задачу
2- Медики
собирают схему дыхания человека (нотебук)
3- Представители
здравоохранения работают с картинками, наклеивают их на лист бумаги, что
вредно, а что полезно для органов дыхания- показывают легкие
После того, как дети в
группах выполнят свои задания,
- Все готовы? А
теперь я попрошу вашего внимания
(математики
зачитывают решение своей задачи, затем медики показывают эксперимент со сбором
органов дыхания, а 3 группа с помощью документ- камеры рассказывают, что
полезно, а что вредно для органов дыхания)
(Слайд с легкими
здорового и курящего человека)
- какая же главная
задача органов дыхания?
СЛАЙД дыхательная система обеспечивает
организм кислородом!!!(УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ВЫДЫХАЕМОМ ВОЗДУХЕ В 100 РАЗ БОЛЬШЕ
ЧЕМ В АТМОСФЕРНОМ)
2 часть
- А без какой жидкости вообще не
сможет существовать организм?
Или - какая жидкость помогает органам
дыхания донести кислород до всех органов нашего тела?
- ( кровь)
( Легкие состоят из бесчисленных
крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в
легкие, кислород наполняет легочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам,
вбирает в себя кислород, отдает углекислый газ, и разносит кислород по телу в
каждую клеточку.)
- какую роль
играет кровь в организме человека?(ответ на этот вопрос найдите в учебнике на
стр.145 сразу после рисунка)
Один ученик
зачитывает (разносит кислород и питательные вещества по всем органам нашего
тела)
- А как кровь
движется?
-(кровь движется
по кровеносным сосудам, которые проникают во все органы) СЛАЙД
- Какой орган
заставляет ее двигаться?
-(сердце)- слайд (Сердце
не знает отдыха )
Я предлагаю вам
рассмотреть муляж сердце
- С чем люди
сравнивают сердце?
(сердце можно
сравнить с насосом)
- А у каждого ли
человека размер сердца одинаковый?
(сердце человека
чуть больше собственного кулачка)
-Ребята, хотите посмотреть
как устроена и работает кровеносная система и как кровь разносит по всему
организму кислород
(просмотр видео)
- как вы думаете,
а если кровь прекратит свое движение, что может произойти с организмом?
(Или кислород
перестанет поступать через органы дыхания? Может опыт со свечой???)
Итог
¨ Назовите
органы дыхательной системы?
¨ Как
человек дышит?(Что показано синим цветом (О2) и красным цветом (СО2)?)
¨ Какова
роль крови в организме?
¨ Какой
орган заставляет работать кровеносную систему?
- я теперь я предлагаю
вам ответить на вопросы теста
(тест в про класс
Спасибо вам, что вы
оценили свою работу на уроке. Мне было очень приятно с вами сотрудничать.
Чтобы закрепить знания, которые вы получили на этом уроке, запишите дом.
Урок хочу,
закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу
задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил “Ни то,
ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой
мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –
это здоровье,
только тогда, когда у нас его уже нет”.
Прислушайтесь к
словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.