Урок математики по
теме "Прямоугольная система координат".
6-й класс
Мусина Адемы Заманбековна, учитель математики
Данный урок построен по проектной методике. Чрезвычайно важно
показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые
могут и должны пригодиться им в жизни.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Использование мультимедийные средств обучения делает учебный
проект более привлекательным, рациональным, способствует формированию
устойчивого интереса к предмету.
Цель урока: Обобщение
понятий, связанных с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости;
закрепление алгоритмов нахождения координат точки на плоскости и отыскания
точки по ее координатам.
Оборудование:
Обучающий аспект
- Расширить понятие координатной плоскости;
- Продолжить формирование умений нахождения
точки по заданным координатам и координат данного объекта, формирование
навыков графической культуры;
- Интегрирование знаний различных дисциплин
(география, традиции, литература);
- Приобретение навыков использования обучающих
мультимедийные продуктов.
Развивающий аспект
- Развитие умений сравнивать,
классифицировать, выделять главное в изучаемом объекте, адаптировать
полученные знания к практике;
- Развитие таких качеств, как потребность в
приобретении новых знаний, овладение способами познавательной
деятельности.
Самообразовательный аспект
- Обеспечить развитие у школьников умения
ставить цель и планировать свою деятельность;
- Создать условия для развития умения работать
во времени;
- Приобретение навыков самостоятельного,
творческого поиска ответов на основе имеющегося опыта с одновременным
обогащением его, а также последующего поиска истины;
- Содействовать развитию у детей умений
осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной
деятельности.
Стимулирующий аспект
- Формирование устойчивого интереса к
предмету, побуждение учащихся к дальнейшему познанию, используя следующие
средства обучения:
- компьютерную презентацию;
- мультимедийные средства обучения;
- видеосюжет;
- Интернет.
Средства обучения
- Компьютер, проектор, экран;
- Рабочие листы.
Программные средства и цифровые ресурсы
- Программы Microsoft Word, Microsoft
Power Point.
- Интернет-ресурсы
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей
урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют
гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Тема нашего урока «Прямоугольна система
координат. Построение точки по ее координатам (слайд 1). Сегодня на уроке мы:
- Обобщим понятия, связанные с координатной
плоскостью и координатами точки на плоскости.
- Закрепим алгоритмы отыскания точки по ее
координатам и нахождения координат точки на координатной плоскости (слайд
2).
II. Объяснение новой темы.
Рассказ учителя:
«Координата» слово греческого
происхождения, означает место нахождения кого-либо.
Идея координат зародилась в древности.
Первоначальное их применение связано с астрономией и
географией, то есть, с потребностью определять положение светил на небе и
определенных объектов на поверхности земли. Следы применения координат были
обнаружены еще в Древнем Египте на стенах погребальных камер (показ слайда),
а так же в работах художников эпохи Возрождения (показ
слайда).
- Нам известно, что такое координатная прямая. Проведем две
взаимно перпендикулярных координатных прямых. Точку их пересечения отметим
через О. Они образуют прямоугольную систему координат. (слайд)
Они имеют общее начало отсчета и одинаковые единичные отрезки.
Прямоугольная система координат названа декартовой
координатной системой координат в честь фрацузского философа и математика Рене
Декарта (1596-1650).
Именно его имя носит прямоугольная система координат.
Координатные прямые называются координатными осями.
Горизонтальная координатная прямая называется ось. абцисс (Ох)
и обозначается буквой х.
Вертикальная прямая называется осью ординат (Оу) и обозначается
буквой у.
Точка пересечения оси абцисс с осью ординат называется началом
координат. Обозначается буквой О, потому что буква О- первая буква
латинского алфавита, которое означает «начало».
Чтобы найти координаты
точки М на координатной плоскости, надо:
1) из точки М провести перпендикуляр на ось абцисс. Найти
координату точки пересечения этого перпендикуляра с осью Ох. Она и является
абциссой точки М;
2) из точки М провести перпендикуляр на ось ординат. Найти
координату точки пересечения этого перпендикуляра с осью Оу. Она и является
ординатой точки М.
На рисунке абцисса точки М равна 3; ордината ее равна 5.
Абцисса и ордината заданной точки называются координатами
точки.
Читают: «Точка М с координатами 3 и 5».
При записи координат точки абцисса
записывается на первом месте, а ордината – на втором месте.
Место точки на плоскости определяется парой
чисел.
Если точка лежит на оси абцисс (Ох), то ее
ордината равно 0. Например, С (6; 0); К (-4; 0).
Если точка лежит на оси ординат (Оу), то ее
абцисса равна 0. например, В(0;3); F (0; -6).
Построение
точки по ее координатам.
Построим на координатной плоскости точку А
(4;3).
Для этого надо:
1) на оси абцисс (Ох) отметить точку, имеющую
координаты х = 4, у= 0 и провести через нее прямую , перпендикулярную на
абцисс (Ох).
2) на оси ординат (Оу) отметить точку,
имеющую координаты х=0; у=3 и провести через нее прямую, перпендикулярную оси
ординат (Оу).
3) точка пересечения перпендикуляров А-
искомая точка А (4; 3).
Задание.
Построить на координатной плоскости следующие точки:
М(4;3) К(-4;3) А(-4;-3) В (4; -3)
Полученные точки находятся на разных частях плоскости.
Они называются координатными четвертями.
Порядковые номера координатных четвертей
определяются против часовой стрелки.
I II III IV
Рассказ учителя, сопровождающийся слайдами:
Системы координат с двумя величинами называют двухмерными, а с
тремя – трехмерными, есть и пространства с числом измерений больше трех.
1. прямоугольная система координат в трех мерном
2. полярная система координат;
3. цилиндрическая систем координат;
4. косоугольная система координат;
5. сферическая система координат.
III, Выполнение заданий.
- Итак, есть желание самим построить точки? Тогда постройте
точки в координатной плоскости и соедините их в соответствующем порядке.
Учащиеся работают в группах по карточкам:
№ 1
а) (2; 6), (5; 6), (2; 3), (3; 3), (2; 0),
б) (-6; 6), (-3; 6), (-6; 3), (-3; 3), (6; 0).
В результате получается число 33.
- Что это за дата? (номер нашей школы).
№ 2
а) (-6;-2), (-3;-2), (-3;-5), (-6;-8), (-3; -8),
б) (2; -2), (5; -2), (5; -8), (2; -8),
В результате получается число 20.
- Что ассоциирует это число, как вы думаете? (недавно мы праздновали
20-лети независимости Казахстана).
Работа с учебником.
Стр.279. №1124 (1-3)
Стр.279. №1126
IV. Проверь себя
Задание: вставьте
пропущенные слова, используя подсказки внизу текста
1)
Положение точки на плоскости можно задать ………..
числами.
2)
Проведём две ……….. координатные прямые,
пересекающиеся в …….. их отсчёта.
3)
Горизонтальную координатную прямую называют осью
…….. и обозначают буквой …., а вертикальную координатную прямую называют осью
…….. и обозначают буквой …..
4)
Плоскость, на которой задана прямоугольная система
координат, называют ………… плоскостью.
5)
Первую координату точки называют …., а вторую
координату точки называют …………
6)
Оси координат разбивают плоскость на …. части. Нумерация
четвертей происходит …………. движения часовой стрелки.
7)
Идея использования координат принадлежит …………
математику ………..
ПОДСКАЗКА:
Двумя, начале, французскому, ординат,
абциссой, 4, Рене
Декарт, Ох, координатной,
Оу, против, перпендикулярные,
абцисс, ординатой.
Проверка проходит в быстром темпе – без права исправления.
Учащиеся только фиксируют ошибки, а устранять их будут дома.
IV. Домашнее задание.
Стр. 279. № 1125, № 1136.
V. Итог урока.
- Вспомните название темы урока?
- Какая цель стояла перед вами на уроке?
- Чему новому вы научились на уроке?
- Какие ранее полученные знания вы
использовали на уроке?
- В какой новой ситуации вы применили свои
знания на этом уроке?
- Выскажите свое отношение к уроку.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.