Планируемый результат обучения, в т.ч. и
формирование УУД
|
Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов
симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр,
оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их
взаимодействии.
Коммуникативные
УУД: выделять информацию
исходя из собственных наблюдений, передавать свои музыкальные впечатления в
устном речевом высказывании.
Продуктивное
сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
работа
в творческих листах (из тетради).
Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости,
личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Развитие мотивов
музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в
процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Развитие духовно-
нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение),
эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию
своей страны.
Передавать
собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений,
интонационных импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально
откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
|
Организационный момент
|
Коммуникативные УУД - Потребность в общении с учителем. Умение слушать
и вступать в диалог
Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения
к
учению.
|
Музыкальное
приветствие.
Настрой
на урок с опорой на имеющиеся знания о композиторе С.Прокофьеве и его музыке
Что
вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Проверка
домашнего задания.
Назовите
неизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде?
Сегодня мы
познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя
и волк» Приложение1слайд 5
Рассказ о творчестве русского композитора
и педагога С. Прокофьева (1891-1953).
Никто из современных композиторов не
писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился
на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Это был рыжий розовощекий
мальчик, который начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями
он как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые мальчик увидел балет
П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый
смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама Сергея Прокофьева очень
бережно относилась к воспитанию сына. Она была его первой учительницей -
строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый
прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня?
Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе
удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и
постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.
|
Вход
под музыку.
Эмоционально
настраиваются на урок.
Отвечают
на вопросы-
«Вальс»
из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с
5 лет.
Рисунки,
афиши к произведениям дети вывешивают на стенд с афишами.
Ответ-
афиша «Симфоническая сказка Петя и волк» С.С.Прокофьев.
|
Целеполагание и мотивация
|
Коммуникативные УУД - проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные
УУД - узнавать тембры инструментов симфонического
оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов:
партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные
особенности музыки в их взаимодействии.
Личностные
УУД - волевая саморегуляция, контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
|
Обеспечивает
мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей
урока:
Будучи уже известным композитором Сергей
Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку.
Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее
чтец и симфонический оркестр.
Как
вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?
Приложение1
слайд 6
Переворачивает
карточки, на которых правильные ответы с именами героев.
Приложение1 слайд 7 (На экране Подтема
урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и
волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр» Приложение1).
Как вы думаете,
почему сказка называется «симфоническая»?
-Правильно!
Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор,
создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.
Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и
непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с
инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Приложение1слайд 8
Перед
вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая –
красками. Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок.
Чем пользуются художники для создания своих картин?
А как же в музыке?
Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную
палитру более разнообразной?
Приложение1слайд 9 Тембр
Создает условия для формирования понятия- тембровая
окраска звука:
-
Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром. Я предлагаю сыграть
в игру «Узнай по голосу!».
Приложение1 слайд 10
-
И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой
инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.
Приложение1слайд 11
Подводит
учащихся к определению темы.
Называет
цель урока
У:
На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными
темами героев сказки.
Приложение1слайд 12
|
Ответы.
Записывают
персонажей из сказок- (кластер на основе детских предположений) в фрагменте
«Рабочая тетрадь» стр 2.
Ответы:
Наверное, ее играет симфонический оркестр.
-Симфоническая,
значит, от слова симфония.
-Это
сказка, как симфония.
Ответ-
красками.
Выбирают
ведущего, он стоит спиной, учащиеся по просьбе учителя зовут его по имени.
Тот определяет на слух голос зовущего. Самостоятельно дают определение
«тембра». (определение на слайде -запись в лист,стр-1)
Дети
с помощью учителя формулируют задачи:
-Будем
учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду,
определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для
некоторых действующих лиц.
|
Актуальность знаний
|
Познавательные
УУД - расширение
представлений о музыкальном языке
|
Ставит
проблемный вопрос:
-
Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого
характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
-
Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети?
Что изображает музыка?
Привлекает
учеников к слушанию музыки.
У:
В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
Приложение1слайд 14
|
Вступают
в диалог, сотрудничество с учителем Ксюша: «Я
сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил:
«Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю
таким…» (Поет мелодию).
Андрей:
«Я сочинил бы для него в стиле рэп, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет
импровизацию).
Отвечают.
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия
плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть,
танцует).
Отгадывают
по музыкальному фрагменту жанр-марш.
|
«Открытие» нового знания детьми
|
Познавательные
УУД - расширение представлений о средствах
музыкальной выразительности, передавать настроение музыки в музыкально –
пластических движениях.
|
Формулирует
наводящие и проблемные вопросы.
-
Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них
играют.
-
Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых
инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Приложение1слайд 15 (гиперссылка)
-флеш тест-найди расположение струнных
инструментов в схеме оркестра.
Приложение1слайд 16
Организует
диалог с обучающимися:
-
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка).
Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для
Дедушки?
-
Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
-
Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что
Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из
лесу придет волк? Что тогда?»
Приложение1слайд 17
-Инструмент,
исполняющий тему Дедушки – фагот.
-Давайте
определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Приложение1слайд 18
На экране – Кошка,
Утка, Птичка.
- Как вы
думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
-Послушайте
тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Приложение1слайд 19
-Какое
настроение у Птички?
Приложение1слайд 20
-
К какой группе инструментов относится флейта?
Продолжает
диалог с обучающимися:
Приложение1слайд 21,22
На
экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
-
Кому из героев сказки принадлежит эта тема?
Покажите
жестами, движениями этого героя сказки.
-Почему
вы решили, что это кошка?
Приложение1слайд 24 (Проверка ответов:
на экране – Кошка)
-Тему
Кошки исполнял инструмент кларнет.
-Какой
тембр у кларнета?
-К
какой группе инструментов относится? (Слушание).
Приложение1слайд 26 На экране – Кошка,
Охотники, Волк, Уточка.
-
Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Приложение1слайд 28 (Проверка ответов: на
экране – Уточка).
Приложение1слайд 29
-Инструмент,
исполняющий тему Уточки, называется гобой.
-Какой
тембр у гобоя?
-К
какой группе инструментов относится гобой?
Приложение1слайд 29-флеш тест- (гиперссылка). Найди расположение деревянных
духовых инструментов в схеме оркестра.
|
Проявляют
эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Дети
встают, под музыку имитируют игру на скрипках.
На
плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями
инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Обучающиеся
выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «2
скрипки, альт, виолончель».
Дискуссия
в ходе беседы:
-
Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.
обнаруживают
общность тембра звучания инструмента и характера дедушки
«Дедушка
сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он
ходит и ругает его.
-
Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
На
плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».
Обучающиеся
выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере
«фагот».
Обнаруживают
общность тембра звучания инструмента и характера птички.
-
Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было
представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Повторное
слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).
-Веселое,
радостное, счастливое, беззаботное.
-Флейта
– деревянный духовой инструмент.
На
плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента
«ФЛЕЙТА».
Обучающиеся
выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере
«Флейта»
Обнаруживают
общность тембра звучания инструмента и характера кошки. Под музыку изображают
кошку.
-Мелодия
звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто
она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
-Низкий,
бархатный, мягкий, спокойный.
Гобой
– деревянный духовой инструмент.
На
плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента
«КЛАРНЕТ».
Обучающиеся
выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере
«Кларнет».
Обнаруживают
общность тембра звучания инструмента и характера утки.
-Уточка!
Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже,
переваливается с лапки на лапку, крякает.
-
Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.
-Гобой
относится к группе деревянных духовых инструментов.
На
плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента
«ГОБОЙ». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2,
подписывают в кластере «Гобой»
Обучающиеся
выполняют задание.
|
Рефлексия
|
Регулятивные
УУД – оценивают
результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании
Коммуникативные
УУД –инициативное
сотрудничество с учителем.
Личностные
УУД – рефлексия
полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах
|
Подводит итог:
Приложение1слайд 30
–Что
вы узнали сегодня в результате нашего урока?
-Научились
А кто доволен своей работой? Почему?
Приложение1слайд 31 На экране появляются
все герои сказки.
-
Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Приложение1слайд 34 На экране остаются
Волк, Охотники.
У:
На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического
оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки. (гиперссылка)
-
Совсем недавно был праздник 8 марта, к которому мы с вами готовили песни.
Одна из них «Про бабушку». В сказке Петя гостил у дедушки. Мы можем с вами
пофантазировать и представить, что бабушка этого мальчика похожа на героиню
этой песни.
Предлагает
исполнить песню с движениями
Приложение1слайд 35
Объясняет
домашние задания
-
Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.
-
Сочинить сказку «Петя и волк
-
Создать проект -«Симфоническая сказка Репка,… Колобок» Нарисовать героев
выбранной сказки. Героям подобрать инструменты симфонического оркестра,
которые смогут изобразить их, и подписать.
Приложение1слайд 36
Наш
урок подошел к концу.
И
я предлагаю вам помочь созреть яблочным плодам на дереве знаний.
Детям:
Красные
-понравился
Наливные
-хотелось бы почаще.
Зеленые
- было трудно
Учителям
- Если вам понравился урок и вы считаете, что такие уроки помогут развивать у
детей творческие способности - наливные.
|
-Инструменты
симфонического оркестра
-Героев
симфонической сказки С.С Прокофьева «Петя и волк»
-Определять…
-Различать….
-Сочинять..
Оценивают
результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании.
Определяют.
- Волк, Охотники.
Исполнение
песни-«Про бабушку» (из репертуара М.Мудряк)
Инсценируют
песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально
–пластической композиции.
Коллективное
исполнение песни.
Выбирают
яблочко (возможно несколько) и прикрепляют к дереву.
Оценивают
результаты работы на уроке.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.