Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:

Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:

Скачать материал

МОКУ «Целинная СОШ имени К.Э.Эрендженова»

 

Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:

«Автор – художник. Секреты коротких стихотворений».

 

Преподаватель начальных классов,

 учитель первой квалификационной категории Боваева Мацак Натыровна.

 

 

Цели

 

- Познакомить с короткими стихотворениями: японской малой поэтической формой - хокку, формой калмыцкого фольклора - "триады мира", помочь учащимся раскрыть их секреты;

- доказать, что у народов мира одинаковые ценности: в России и Калмыкии так же любят и ценят природу, как в Японии;

- формировать умение видеть красоту в простом;

- развивать мышление и воображение.

 

 

Тип урока

 

Урок открытия нового знания.

 

 

Планируемые результаты

 

Предметные УУД:

- произведения зарубежной и отечественной литературы и искусства;

- иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные:

- интерес к новым общим способам решения задач;

- развитие эстетических чувств;

Познавательные:

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

- осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Регулятивные:

- учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;

- находит необходимую информацию в учебнике;

Коммуникативные:

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

 

 

Основные понятия

 

Поэты, писатели и художники Японии, России и Калмыкии, хокку, триады, любование, красота в простом и обычном, особое зрение.

 

Ресурсы

 

 

Компьютер, проектор, указка, цветные мелки, интерактивная доска.

 

Организация пространства

 

 

Групповая, индивидуальная работа.

 

Ход урока

 

 

Этап урока

 

Деятельность педагога

 

Деятельность обучающихся

 

 

I. Организационный момент

 

 - Давайте подарим себе, друг другу и гостям наш сегодняшний урок.

 В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукою обожжённою солнце достать

И подарить красоту его людям.

 

Регулятивные действия: обеспечение организации учебной деятельности учащихся.

Личностные УУД: доброжелательное отношение к окружающим; эмоционально-положительный настрой на урок; создание ситуации успеха, доверия.

 

 

II. Проверка домашнего задания

 

- С какими произведениями мы познакомились?

 

 

- О чём поведал нам писатель Сергей Козлов?

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, зачем художник

 

 

Альбрехт Дюрер столько внимания уделил обыкновенной траве? (Слайд)

 

 

 

- У калмыцкого поэта Хонинова (Слайд) есть короткое стихотворение:

«Би һазрин урһмлыг өдртнь

Болһаҗ хәләнәв. Нанд  эдн

Негл нилх күүкд . Даңгин

Нарнур һаран суңһсн  бәәнә».

 

- О чём хотели нам сказать авторы?

 

 

 

 

 

- Как называют того, кто умеет видеть, создавать и беречь красоту?

 

 

 

 

- Можно ли писателей Козлова, Хонинова и художника Дюрера назвать поэтами?

 

- Чтобы видеть, создавать и беречь красоту, какой секрет нам надо знать?

 

 

- С рассказом Козлова «Красота» и картиной Дюрера «Травы».

 

- Сергей Козлов говорит нам, что из голых веточек можно создать красоту.

- Что можно увидеть красоту рядом: справа, слева, сверху, под ногами.

 

- Каждая травинка

 

 

 неповторима и особенная. Травы стремятся вверх, к жизни.

 

(Перевод МН):

- Каждый день смотрю на травы:

Тянутся к солнцу.

Нежные ручки младенцев.

 

- Надо уметь видеть, беречь красоту, быть внимательными, наблюдательными, фантазировать.

 

- Того, кто видит, создаёт и ценит красоту, называют поэтом.

 

 

- Да.

 

 

 

- Секрет любования, переживания.

 

III. Актуализация  знаний.

Постановка целей урока.

-                      

-                     - "Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашён!"

-  Знакомы ли вы с этим стихотворением?  (Это хокку японского поэта Исса). (Слайд)

 

- Что такое хокку?  (Короткое стихотворение из трёх строчек).

 

-Прочитайте на странице 115 учебника название темы урока.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового узнаем?  (Будем говорить о коротких стихотворениях и открывать их секреты, понимать, о чём говорится, представлять и фантазировать.)  

 

- На прошлом уроке мы рассматривали свиток художника Хиросиге. (Слайд) Найдите строчки, которые говорят о том наблюдении, которое сделал Миша. А вы заметили эту запись?

 

 

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели урока.

Коммуникативные УУД: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить высказывания.

Регулятивные действия: совместная постановка учебных целей и задач.

 

 

 

 

- В верхнем углу свитка висят 3 ниточки каких-то закорючек…

 

IV. Работа по теме урока.

 

1).   Работа с учебником на стр. 116.

 (Читаю текст).

- Что нового вы узнали из рассуждений Барсука? (Японцы пишут сверху вниз. Вместо букв - иероглифы. Здесь написано целое стихотворение из трех строчек.)

 

- Что на свитке напоминает иероглифы? (Сухие стебли тростника).

 

 

 - Прочитаем хокку про уточку, переведённое Барсуком.

 

 

 

- Что слышит герой?

 

 

- Что ощущает?

 

 

 

- Что видит?

 

 

- Что мы, читатели, смогли почувствовать?

 

 

 

 

 

- Чем похожи произведения Козлова, Дюрера, Хиросиге и Хонинова?

 

 

– Вы согласны с этим высказыванием?

 

- Какой секрет хокку мы открыли?

 

 

 

– Прочитайте, что записано на плакате (Слайд). Там перечислены поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время.  Вспомните их произведения.

 

 

 

- Чем похожи их произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чему мы можем научиться у них?

 

 

 

 

 

 

 

- Откроем еще один секрет их произведений.

(Об одном и том же авторы могут рассказывать по-разному).

 

 - Хотите послушать хокку о вороне на японском языке?

 

- Сидзукаса я     

Ива – ни симииру              

Сэми – но – коэ.        

 

Карээда ни Карасу    

Но томаритару я            

Аки но курэ.

 

Познавательные УУД: умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи.

 

-«Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью».

 

- Дикая утка кричит.

 

 

- Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо.

 

- Видит, как по воде пошла рябь.

 

- Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить, увидеть небольшую картину природы.

 

- Они любуются обычными простыми травами.   

 

 

 

- Поэт выражает своё восхищение красотой мира.

 

- Картина Дюрера "Травы", рассказ Козлова "Красота", стихотворение Хонинова о растениях, картина и хокку Хиросиге.

 

- Дюрер показывает, а Хонинов пишет, что прекрасной может быть даже трава. Хиросиге создал образ прекрасной уточки и вместе с тем ощущение холода и одиночества. Козлов поведал нам, что красивыми могут быть обычные голые веточки.

 

 

- Они учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить его во всех проявлениях и самим учиться открывать красоту природы.

 

- Говорят нам о разном, а они - об одном и том же.

 

 

(Перевод В.В.Захаровой и М.В.Серовой):

- Скажи мне, для чего,

О ворон, в шумный город отсюда ты летишь?

- На голой ветке ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

 

 

Физминутка.

 

 

Калмыцкая считалка «Зайчик» с движениями - проводит ученица.

 

- Зайчик, зайчик, это ты убежал из Элисты? Убежал из Элисты, добежал до Башанты? Добежал до Башанты, съел капусту и в кусты? Ты или не ты?

 

 

 

3). Продолжение работы по учебнику на стр. 117. – Прочитайте хокку поэта Иссё. (Слайд).

 

 

 

- Как понимаете слова «Видели всё на свете глаза мои»?

 

 

 

 

 

- А знаете ли вы, что хризантема считается символом Японии? Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – ордене Хризантемы. (Слайд).

 

- Какой вывод вы можете сделать?

 

- Он обладал особым зрением – видением окружающего мира – и смог заметить неброскую красоту цветка. Ещё один секрет коротких стихотворений.

 

- (Слайд). - Прочитаем хокку Бусона.

 

 

 

 

- Какой образ рисует поэт?

 

 

- Какое чувство переполняет душу поэта?

 

 

- Как это показано в записи?

 

- Почему образ пиона останется навсегда в сердце Бусона? Что можно сказать об этом человеке?

 

 

 

– Как ты ответишь Мальвине?

 

 

 

 

 

- Можно ли без любви обнаружить красивое?  Этот ответ и будет ещё

 

 

 

одним секретом коротких стихотворений.

 

- Предлагаю путешествие в «Музейный дом». Полюбуемся работой русского художника Алексея Гавриловича Венецианова «Жнецы». (Слайд).

 

- Как художник даёт нам понять, что это жнецы?

 

 

- Что заставило их прервать работу? Почему они замерли и затаили дыхание?

- Красота природы приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд.

 

 

- Как вы думаете, почему бабочки так доверчиво сидят на руке у крестьянки?

 

 

 

- Можно ли сказать, что Венецианов смог увидеть и запечатлеть красоту?

 

- Что автор хотел нам сказать?

 

 

 

 

 

 

 

-"Видели все на свете Мои глаза - и вернулись

К вам, белые хризантемы".

 

- Герой много путешествовал, бывал в разных странах, удивлялся многим

 

 

красотам.

 

 

 

 

 

 

- Поэт любит свою страну.

 

 

- Надо обладать особым зрением, чтобы быть поэтом.

 

- "Осыпался… Но в сердце

Будет цвести всегда

Этот пион".

 

- Образ осыпающегося пиона.

 

- Чувство тоски, досады, потому что красота увядает.

 

- Стоит многоточие.

 

- Этот образ поразил Бусона до самого сердца. Он внимательный, видит красоту в простом.

 

- Стихи и о красоте, и о любви, которая позволяет эту красоту обнаружить, а потом запечатлеть в сердце.

 

- Без любви нельзя увидеть прекрасное в

 

 

 

природе.

 

 

 

 

 

 

 

- У них в руках серпы, а на заднем плане колосья пшеницы.

 

- Они боятся спугнуть бабочек, которые сели на руку девушки. Они осторожно  любуются ими, можно сказать, что у них особое зрение на природу.

 

- Это руки человека, близкого к природе, живущего в согласии с ней.

 

- Да.

 

 

- Только тем, кто живёт в согласии с природой, открывается её красота. Но она такая хрупкая, поэтому её надо уметь беречь.

 

 

Физминутка.

 

 

«Туула» - калмыцкая считалка с движениями. Проводит ученик.

 

- Туула, туула, чи-ви-чи, Эльстас гүүвичи? Эльстас гүүһәдлә, Башантур күрвичи? Башантур күрәдлә, хавстн идчкәд бултвчи? Чи аль бишвчи?

 

 

 

4). - Прочитаем хокку японской поэтессы Тиё на стр. 119. (Слайд)

 

 

 

 

- Что вы заметили в записи?

 

- Как вы думаете, что нам хотела сказать автор?

 

 

 

- Закройте последнюю строчку. Продолжите по смыслу.

 

 

- А теперь прочитайте последнюю строчку. Можно ли её назвать неожиданным поворотом?

 

 

- Почему?

 

 

 

- Что хотела нам сказать поэтесса?

 

- Герой хокку – наблюдательный человек?

 

 

 

 

 

 

- А можно назвать его чутким? Докажите.

 

 

 

 

 

- Японский поэт Оницура написал

 

 

короткое трёхстишие. Познакомимся с содержанием на стр. 120. (Слайд).

 

 

 

- Давайте представим, где и когда происходит действие? На дворе утро, день или ночь?

 

- Почему герою некуда выплеснуть воду? Чего он хочет избежать?

 

 

 

- Нравится ли ему, что всюду поют цикады или это его раздражает?

 

 

- Сравним оба хокку.

 

 

 

5). - В калмыцких сказках встречается интересная форма фольклора – «триады мира» орчлңгин  һурвнтс. Эти загадки–триады требуют от человека находчивости, ума, смекалки. (Слайд).

- Например, «Орчлңгд  һурвн улан юмб? Бамб цецг улан, сууҗ  йовх нарна сүүр улан, күүнә  цусн улан».

 

- Рассмотрите картину «Комната в Арле», в которой жил великий голландский художник Винсент Ван-Гог. (Слайд).

 

 

 

- Перечислите цвета красок, которыми пользовался Ван-Гог, чтобы изобразить свою комнату.

 

 

 

 

 

- Какое у нас создаётся впечатление от картины? Бедно или богато жил

художник?

 

 

 

- Что общего у картин и коротких стихотворений? Что хотели сказать нам авторы своими работами?

 

6). Итоги урока. – Что мы узнали на уроке? Чему учились? (- Надо уметь видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира).

 

 

 

 

- Какие секреты откроют нам двери в мир прекрасного?

 

Синквейн (на доске):

 

Красота.

Простая, обычная.

Притягивает, удивляет, завораживает.

 

 

- (Слайд). У Д.Н. Кугультинова есть триада:

 «Уул – ората,

Усн – көвәтә,

Ухан – кемҗән уга».

 

Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?

 

Пожелание:

- В свои знания смело поверьте –

В прекрасный мир откроются двери.

- Благодарю за работу и терпение!

- Әрүн цаһан седкләсн ханҗанав!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-" За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца…

У соседа воды возьму!"

 

- Многоточие.

 

- Тиё задумалась, залюбовалась, а дальше возможен неожиданный поворот.

 

- Освобожу бадью от вьюнка и наберу воды из своего колодца.

 

- Можно, так как герой пойдёт за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.

 

- Герой хотел оставить эту красоту нетронутой.

 

- Берегите красоту!

 

- Да, такой человек не забросит автоматически ведро в колодец, а прежде обратит внимание на неброскую красоту вьюнка.

 

- Герой не стал обрывать цветок, а попросил воду у соседа; это говорит о его чуткой душе, ведь он сохранил красоту.

 

- «Некуда воду из

 

 

ванны

 Выплеснуть мне

 теперь…

Всюду поют цикады!»

 

- Ночь, так как цикады поют по ночам.

 

 

- По звукам он думает, что цикады везде и боится навредить им или погубить их.

 

- Если бы раздражало, то он вылил бы воду прямо на них.

 

- Эти стихи о красоте, которую человек не хочет нарушить.

 

(Перевод МН):

- Какие три ценности в мире прекрасны? Степной тюльпан, солнце в лучах заката, кровь (жизнь) человека.

 

 

- Видим столик, на нём тазик с кувшином. На стене висят картины, зеркало, вешалка с одеждой. Полы давно не красили.

 

- Применял разные цвета, но больше красок светлых и ярких тонов: оранжевых, жёлтых, зелёных.

 

 

 

- Он жил бедно, но комната наполнена  яркими красками и

светом, как будто праздником.

 

- Они убедили нас в том, что окружающие предметы таят в себе красоту.

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

 

- Секрет любования и переживания. Умение чувствовать красоту в простых и обычных вещах и беречь её. Умение  удивляться и восхищаться ею. Без любви и фантазии она не откроется.

 

- (Перевод МН): «У горы есть вершина, у воды – берега, а ум человека – безграничен».

 

Личностные УУД:

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросами: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?»

Нравственно-этическая ориентация, личностный социальный выбор.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

У всех народов мира одинаковые ценности: мир, природа, человек. В России и Калмыкии также любят и ценят красоту окружающего мира, как и в Японии. И это любование природой люди воспевают стихами картинами и песнями. И абсолютно неважен размер произведения: поэма ли это или небольшое трехстишие. Главное - смысл.    

Цель данного урока - познакомить с литературным жанром коротких стихотворений: японской малой поэтической формой - хокку и формой калмыцкого фольклора - гурвнтс - "триадами мира". Также дети учатся видеть красоту в простом и развивают мышление и воображение. 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 178 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 424
    • DOCX 113 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Боваева Мацак Натыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Боваева Мацак Натыровна
    Боваева Мацак Натыровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2384
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2668 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 466 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 377 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе