II. Проверка домашнего задания
|
- С какими
произведениями мы познакомились?
- О чём поведал нам
писатель Сергей Козлов?
- Как вы думаете,
зачем художник
Альбрехт Дюрер
столько внимания уделил обыкновенной траве? (Слайд)
- У калмыцкого
поэта Хонинова (Слайд) есть короткое стихотворение:
«Би һазрин урһмлыг өдртнь
Болһаҗ хәләнәв.
Нанд эдн
Негл нилх күүкд .
Даңгин
Нарнур һаран суңһсн
бәәнә».
- О чём хотели нам
сказать авторы?
- Как называют
того, кто умеет видеть, создавать и беречь красоту?
- Можно ли писателей
Козлова, Хонинова и художника Дюрера назвать поэтами?
- Чтобы видеть,
создавать и беречь красоту, какой секрет нам надо знать?
|
- С рассказом Козлова «Красота» и картиной
Дюрера «Травы».
- Сергей Козлов говорит нам, что из голых
веточек можно создать красоту.
- Что можно увидеть
красоту рядом: справа, слева, сверху, под ногами.
- Каждая травинка
неповторима и
особенная. Травы стремятся вверх, к жизни.
(Перевод МН):
- Каждый день
смотрю на травы:
Тянутся к солнцу.
Нежные ручки
младенцев.
- Надо уметь
видеть, беречь красоту, быть внимательными, наблюдательными, фантазировать.
- Того, кто видит,
создаёт и ценит красоту, называют поэтом.
- Да.
- Секрет
любования, переживания.
|
III. Актуализация знаний.
Постановка целей
урока.
|
-
-
- "Вот выплыла
луна,
И самый мелкий
кустик
На праздник
приглашён!"
- Знакомы ли вы с
этим стихотворением? (Это хокку японского поэта Исса). (Слайд)
- Что такое хокку?
(Короткое стихотворение из трёх строчек).
-Прочитайте на
странице 115 учебника название темы урока.
- Как вы думаете,
что мы будем делать на уроке? Что нового узнаем? (Будем говорить о коротких
стихотворениях и открывать их секреты, понимать, о чём говорится,
представлять и фантазировать.)
- На прошлом уроке
мы рассматривали свиток художника Хиросиге. (Слайд) Найдите строчки,
которые говорят о том наблюдении, которое сделал Миша. А вы заметили эту
запись?
|
Познавательные
УУД: самостоятельное
формулирование цели урока.
Коммуникативные
УУД: использовать речевые
средства для решения коммуникативных задач, строить высказывания.
Регулятивные
действия: совместная
постановка учебных целей и задач.
- В верхнем углу
свитка висят 3 ниточки каких-то закорючек…
|
IV. Работа по теме урока.
|
1). Работа с
учебником на стр. 116.
(Читаю текст).
- Что нового вы
узнали из рассуждений Барсука? (Японцы пишут сверху вниз. Вместо букв -
иероглифы. Здесь написано целое стихотворение из трех строчек.)
- Что на свитке
напоминает иероглифы? (Сухие стебли тростника).
- Прочитаем хокку
про уточку, переведённое Барсуком.
- Что слышит герой?
- Что ощущает?
- Что видит?
- Что мы, читатели,
смогли почувствовать?
- Чем похожи
произведения Козлова, Дюрера, Хиросиге и Хонинова?
– Вы согласны с
этим высказыванием?
- Какой секрет
хокку мы открыли?
– Прочитайте, что
записано на плакате (Слайд). Там перечислены поэты из разных стран.
Они создали свои произведения в разное время. Вспомните их произведения.
- Чем похожи их
произведения?
- Чему мы можем
научиться у них?
- Откроем еще один секрет
их произведений.
(Об одном и том же
авторы могут рассказывать по-разному).
- Хотите послушать
хокку о вороне на японском языке?
- Сидзукаса я
Ива – ни
симииру
Сэми – но –
коэ.
Карээда ни
Карасу
Но томаритару
я
Аки но курэ.
|
Познавательные
УУД: умение выделять
главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать
определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи.
-«Дикая утка
кричит.
От дыхания ветра
Гладь воды
становится рябью».
- Дикая утка кричит.
- Дыхание ветра,
т.е. дуновение ветра в лицо.
- Видит, как по
воде пошла рябь.
- Поэту удалось
создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить, увидеть небольшую картину
природы.
- Они любуются
обычными простыми травами.
- Поэт выражает
своё восхищение красотой мира.
- Картина Дюрера
"Травы", рассказ Козлова "Красота", стихотворение
Хонинова о растениях, картина и хокку Хиросиге.
- Дюрер показывает,
а Хонинов пишет, что прекрасной может быть даже трава. Хиросиге создал образ
прекрасной уточки и вместе с тем ощущение холода и одиночества. Козлов
поведал нам, что красивыми могут быть обычные голые веточки.
- Они учат нас
присматриваться к окружающему миру, ценить его во всех проявлениях и самим
учиться открывать красоту природы.
- Говорят нам о
разном, а они - об одном и том же.
(Перевод
В.В.Захаровой и М.В.Серовой):
- Скажи мне, для
чего,
О ворон, в шумный
город отсюда ты летишь?
- На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
|
|
3). Продолжение
работы по учебнику на стр. 117. – Прочитайте хокку поэта Иссё. (Слайд).
- Как понимаете
слова «Видели всё на свете глаза мои»?
- А знаете ли вы,
что хризантема считается символом Японии? Она изображена на гербе страны, на
монетах и высшей награде Японии – ордене Хризантемы. (Слайд).
- Какой вывод вы
можете сделать?
- Он обладал особым
зрением – видением окружающего мира – и смог заметить неброскую красоту
цветка. Ещё один секрет коротких стихотворений.
- (Слайд). - Прочитаем
хокку Бусона.
- Какой образ
рисует поэт?
- Какое чувство
переполняет душу поэта?
- Как это показано
в записи?
- Почему образ
пиона останется навсегда в сердце Бусона? Что можно сказать об этом человеке?
– Как ты ответишь
Мальвине?
- Можно ли без
любви обнаружить красивое? Этот ответ и будет ещё
одним секретом
коротких стихотворений.
- Предлагаю
путешествие в «Музейный дом». Полюбуемся работой русского художника Алексея
Гавриловича Венецианова «Жнецы». (Слайд).
- Как художник даёт
нам понять, что это жнецы?
- Что заставило их
прервать работу? Почему они замерли и затаили дыхание?
- Красота природы
приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд.
- Как вы думаете,
почему бабочки так доверчиво сидят на руке у крестьянки?
- Можно ли сказать,
что Венецианов смог увидеть и запечатлеть красоту?
- Что автор хотел
нам сказать?
|
-"Видели все
на свете Мои глаза - и вернулись
К вам, белые
хризантемы".
- Герой много
путешествовал, бывал в разных странах, удивлялся многим
красотам.
- Поэт любит свою
страну.
- Надо обладать
особым зрением, чтобы быть поэтом.
- "Осыпался…
Но в сердце
Будет цвести всегда
Этот пион".
- Образ
осыпающегося пиона.
- Чувство тоски,
досады, потому что красота увядает.
- Стоит многоточие.
- Этот образ
поразил Бусона до самого сердца. Он внимательный, видит красоту в простом.
- Стихи и о
красоте, и о любви, которая позволяет эту красоту обнаружить, а потом
запечатлеть в сердце.
- Без любви
нельзя увидеть прекрасное в
природе.
- У них в руках
серпы, а на заднем плане колосья пшеницы.
- Они боятся
спугнуть бабочек, которые сели на руку девушки. Они осторожно любуются ими,
можно сказать, что у них особое зрение на природу.
- Это руки
человека, близкого к природе, живущего в согласии с ней.
- Да.
- Только тем, кто
живёт в согласии с природой, открывается её красота. Но она такая хрупкая,
поэтому её надо уметь беречь.
|
|
4). - Прочитаем
хокку японской поэтессы Тиё на стр. 119. (Слайд)
- Что вы заметили в записи?
- Как вы думаете,
что нам хотела сказать автор?
- Закройте
последнюю строчку. Продолжите по смыслу.
- А теперь
прочитайте последнюю строчку. Можно ли её назвать неожиданным поворотом?
- Почему?
- Что хотела нам
сказать поэтесса?
- Герой хокку –
наблюдательный человек?
- А можно назвать
его чутким? Докажите.
- Японский поэт
Оницура написал
короткое
трёхстишие. Познакомимся с содержанием на стр. 120. (Слайд).
- Давайте представим, где и когда происходит
действие? На дворе утро, день или ночь?
- Почему герою
некуда выплеснуть воду? Чего он хочет избежать?
- Нравится ли ему,
что всюду поют цикады или это его раздражает?
- Сравним оба
хокку.
5). - В калмыцких
сказках встречается интересная форма фольклора – «триады мира» орчлңгин һурвнтс.
Эти загадки–триады требуют от человека находчивости, ума, смекалки. (Слайд).
- Например,
«Орчлңгд һурвн улан юмб? Бамб цецг улан, сууҗ йовх нарна сүүр улан, күүнә
цусн улан».
- Рассмотрите
картину «Комната в Арле», в которой жил великий голландский художник Винсент
Ван-Гог. (Слайд).
- Перечислите цвета красок, которыми пользовался
Ван-Гог, чтобы изобразить свою комнату.
- Какое у нас
создаётся впечатление от картины? Бедно или богато жил
художник?
- Что общего у
картин и коротких стихотворений? Что хотели сказать нам авторы своими
работами?
6). Итоги урока.
– Что мы узнали на уроке? Чему учились? (- Надо уметь видеть, ценить, беречь
красоту окружающего мира).
- Какие секреты
откроют нам двери в мир прекрасного?
Синквейн (на доске):
Красота.
Простая, обычная.
Притягивает,
удивляет, завораживает.
- (Слайд). У
Д.Н. Кугультинова есть триада:
«Уул – ората,
Усн – көвәтә,
Ухан – кемҗән уга».
Рефлексия.
- Какую цель мы
ставили в начале урока? Мы её достигли?
Пожелание:
- В свои знания
смело поверьте –
В прекрасный мир
откроются двери.
- Благодарю за
работу и терпение!
- Әрүн цаһан
седкләсн ханҗанав!
|
-" За ночь
вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего
колодца…
У соседа воды
возьму!"
- Многоточие.
- Тиё задумалась,
залюбовалась, а дальше возможен неожиданный поворот.
- Освобожу бадью от
вьюнка и наберу воды из своего колодца.
- Можно, так как
герой пойдёт за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.
- Герой хотел
оставить эту красоту нетронутой.
- Берегите красоту!
- Да, такой человек
не забросит автоматически ведро в колодец, а прежде обратит внимание на
неброскую красоту вьюнка.
- Герой не стал
обрывать цветок, а попросил воду у соседа; это говорит о его чуткой душе,
ведь он сохранил красоту.
- «Некуда воду из
ванны
Выплеснуть мне
теперь…
Всюду поют цикады!»
- Ночь, так как
цикады поют по ночам.
- По звукам он
думает, что цикады везде и боится навредить им или погубить их.
- Если бы
раздражало, то он вылил бы воду прямо на них.
- Эти стихи о
красоте, которую человек не хочет нарушить.
(Перевод МН):
- Какие три
ценности в мире прекрасны? Степной тюльпан, солнце в лучах заката, кровь
(жизнь) человека.
- Видим столик, на
нём тазик с кувшином. На стене висят картины, зеркало, вешалка с одеждой.
Полы давно не красили.
- Применял разные
цвета, но больше красок светлых и ярких тонов: оранжевых, жёлтых, зелёных.
- Он жил бедно, но
комната наполнена яркими красками и
светом, как будто
праздником.
- Они убедили нас в
том, что окружающие предметы таят в себе красоту.
Регулятивные
УУД: выделение и осознание
учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
- Секрет любования
и переживания. Умение чувствовать красоту в простых и обычных вещах и беречь
её. Умение удивляться и восхищаться ею. Без любви и фантазии она не
откроется.
- (Перевод МН): «У
горы есть вершина, у воды – берега, а ум человека – безграничен».
Личностные УУД:
смыслообразование,
т.е. ученик задаётся вопросами: «Какое значение и какой смысл имеет для меня
учение? Что дал урок?»
Нравственно-этическая
ориентация, личностный социальный выбор.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.