|
Число
0. Цифра 0.
|
Конспект
открытого урока математики в 1 классе (УМК «Школа России»)
|
МБОУ «СОШ №48» г. Рязани
Кузнецова
И. А.
26.02.2013
|
Цели:
1.
Создать условия для
формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов
пересчета и начала отсчёта на числовом отрезке,
познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Ввести
число 0 и цифру 0; рассмотреть свойства 0; написание цифры 0.
2.
Закрепить умения
учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать
изученные цифры.
Закрепить навыки счёта в пределах 10; сравнение чисел; развитие
мыслительных навыков, операций, развитие речи, творческих способностей,
развитие познавательной мотивации;
3.
Создать условия для
развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций
у учащихся.
4.
Способствовать
воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с
другом; воспитанию интереса к предмету.
5.
Цель ученика:
буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения
Планируемые
результаты: учащиеся научатся
находить место числа 0 в числовом ряду; соотносить цифру и число; применять
навыки счёта и знание состава чисел; устанавливать аналогии и
причинно-следственные связи, делать выводы; работать в группе; слушать
собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока.
Ι. Орг. момент. Слайд 1
- Правила работы на
уроке. (Обратиться к правилам – на доску)
- Для чего правила
надо соблюдать?
- Скажите, ребята, с
какой целью вы пришли на урок математики?
- Что значит учиться?
(обратиться к смайликам – на доске)
ΙΙ. Эмоциональный
настрой.
- (чтение хором стихотворения
М. Скребцовой)
Хорошо того учить,
кто хочет всё знать.
Очень часто наши дети
Знать хотят про всё
на свете,
А учиться не хотят,
Как нам изменить
ребят?
Объясняем нашим детям
–
Знанья - дороги на
свете:
Стоят воли и
стремленья,
И огромного терпенья!
(обратиться к правилам – на доску)
- Если возникают трудности, то…(обратиться
к правилам – на доску)
- Всё будет хорошо. Слайд
2
ΙΙΙ. Актуализация
опорных знаний и постановка проблемы.
1.
Начнём с повторения
состава чисел (устно)
Для чего нам нужно
знать состав чисел?
1) Поможем птице
догнать свою стаю (состав числа 7) Слайд 3
2) Поможем бабочке
найти самый ароматный цветок (состав числа 8) Слайд
4
3) Поможем цыплёнку
вернуться в своё гнездо (состав числа 9) Слайд 5
2.
Определите количество
изображённых предметов (записать числа в строчку). Слайд 6
(Если не смогли
сосчитать ставим точку и отвечаем на следующий вопрос)
1) Сколько всего
фигур?
2) Сколько квадратов?
3) Сколько треугольников?
4) Сколько прямоугольников?
5) Сколько четырёхугольников?
6) Сколько пятиугольников?
7) Сколько кругов?
- Проверим,
как вы справились с заданием?
9 2 4 3 5 . .
- Почему не удалось
выполнить?
- Знаете ли вы это
число?
- Какую учебную
задачу поставите для себя?
(Познакомиться с
новым числом.)
ΙV. «Открытие»
нового знания.
- Как вы думаете,
какая цифра нам поможет обозначить количество кругов, пятиугольников?
- Кто думает
по-другому?
- Давайте определим
тему урока. (Число и цифра 0) Слайд 7
- Какие цели поставим
перед собой?
1. Научиться писать
цифру 0.
2. Соотнести цифру 0 с числом ноль.
3. Выяснить,
какое количество объектов, предметов может быть обозначено числом 0.
4.
Определить место числа 0 в числовом ряду.
5.
Формировать навыки счёта.
- С чего, по-вашему,
нужно начать? (с написания цифры)
- Число ноль
записывают цифрой 0.
-
Эту цифру можно называть ноль, а можно нуль. Слайд 8
- Покажите ладошку,
давайте почувствуем на ладошке, какой 0 круглый. Нарисуйте его пальчиком. (Открываем
рабочую тетрадь на с. 10)
Объяснение написания
цифры 0.
- С правой стороны
клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал влево вверх (верхний
мостик), который опускается на середину нижней стороны клетки, прописываем овал
(нижний мостик). Потом опять округло двигаемся вверх к началу верхнего овала.
- Находим образец,
определяем начало написания цифры - с правой стороны клетки, немного ниже
верхнего угла и прописываем овал влево вверх.
- Обводим ещё 2 раза
и пробуем написать самостоятельно на строке с образцами.
- Подчеркните карандашом
самую красивую цифру, покажите ее соседу по парте.
- Ребята, на что
похожа цифра 0? (Высказывания детей.)
- Посмотрите вокруг и
назовите предметы, похожие на ноль.
V. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо - влево наклоняйся (1-2, 3-4),
И ещё раз повторяйся (1-2, 3-4 ).
Покружились (в одну сторону 1, 2, 3, 4),
Повертелись (в другую сторону 1, 2, 3, 4)
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы продолжаем.
VΙ. Выяснение,
какое количество объектов, предметов может быть обозначено числом 0.
- Сколько дедушек
учится в нашем классе?
- Сколько говорящих
собак ты знаешь?
- Сколько знакомых
тебе кошек умеют вышивать?
- Прочитаем
стихотворение: Слайд 9
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Что же обозначает
число 0? Слайд 10
- Как вы понимаете
такие фразы? Слайд 11
Ноль внимания на кого-что (разг.) — никакого внимания.
Ноль без палочки (разг. шутл.) — о том, кто не имеет никакого
влияния, значения.
С нуля начинать (разг.) — на пустом месте, когда ничего ещё нет.
VΙΙ. Определение места числа 0 в числовом ряду.
Слайд 12
- Посмотрите, чем
отличаются снеговики друг от друга?
(Количеством комков)
- Сколько комков
использовали для первого снеговика? (5) *
- Сколько комков
использовали для второго снеговика? (4) *
- Как из первого
снеговика получили второго? Запишите (5-1=4)
- Сколько комков
использовали для третьего снеговика? (3) *
- Как из второго
снеговика получили третьего? Запишите (4-1=3)
- Сколько комков
использовали для четвёртого снеговика? (2) *
- Как из третьего снеговика
получили четвёртого? Запишите (3-2=1)
- Сколько комков
использовали для пятого снеговика? (1) *
- Как из четвёртого снеговика
получили пятого? Запишите (2-1=1)
- Сколько комков
использовали для шестого снеговика? (0) *
- Как из пятого снеговика
получили шестого? Запишите (1-1=0)
????- Какое количество предметов обозначается цифрой 0?
- Какое же место должно
занять числа 0 в числовом ряду?
Слайд 13
- Почему? (1-1=0) *
- Какое число мы
получаем, отнимая по 1(последующее или предшествующее)?
- Какое самое
маленькое число в числовом ряду?
- Какое самое большое
число в числовом ряду? Слайд 14
- В каком порядке
расположены числа в нашем ряду? (В порядке убывания)
- Докажите! (От
большего к меньшему)
- Запишите эти числа
в порядке возрастания.
- Проверьте у соседа.
- Докажите! (От
меньшего к большему)
VIIΙ.
Закрепление нового материала.
(Переключиться на доску)
1.
Решение задач.
1)
У. с. 36. №1.
-
Читаем хором.
Анализ
задачи.
- О
чём говорится в задаче?
-
Что известно в задаче?
(Сколько
шариков было у клоуна? – 6.
Сколько
шариков он подарил?
Как
определили, что 6? – все, значит 6.)
-
Что нужно узнать?
-
Если он подарил, осталось больше или меньше, чем было. (Меньше)
-
Нам нужно найти часть или целое? (Часть) Определили знак действия.
Вниз
отступаем 2 клетки и записываем решение. (На доске - ученик)
-
Наименование - ш.
-
Проверяем. У кого так же – поднимите руку. Кто ошибся – аккуратно исправьте.
-
Что обозначает 0? (Ничего не осталось)
-
Запишем ответ. (3 клетки вниз, в третьей клетке – нижний мостик буквы О)
-
Сколько шариков осталось у клоуна? (Пишем: 0 шариков.)
2)
У. с. 36. №2.
-
Читаем хором.
Анализ
задачи.
- О
чём говорится в задаче?
-
Что известно в задаче?
(Сколько
эскимо принёс дрессировщик? – 9.
Сколько
эскимо он мартышкам – 5, слонам - 4?)
-
Что нужно узнать?
-
Если питомцы съели, осталось больше или меньше, чем было. (Меньше)
- Нам
нужно найти часть или целое? (Часть) Определили знак действия.
Вниз
отступаем 2 клетки и записываем решение. (На доске - ученик с
комментированием 9-5=4-4=0)
(Читаю
условие задачи)
-
Наименование - эск.
-
Что обозначает 0? (Ничего не осталось)
-
Запишем ответ. (3 клетки вниз, в третьей клетке – нижний мостик буквы О)
-
Сколько эскимо осталось у дрессировщика? (Пишем: 0 эскимо.)
3)
Т. с. 11. №2.
-
Читаем хором.
-
Нам нужно найти часть или целое? (Часть)
Определили
знак действия и записываем решение.
(На
клеточках под задачей. На доске – ученик с комментированием 8-8=0)
-
Почему отняли 8? (Взяли все - 8)
-
Наименование - ябл.
-
Сколько яблок осталось в вазе?
Физминутка. Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам –
Шлеп, шлеп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлепай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
2.
Решение примеров
У. с. 36 № 4
- На какие две группы
можно разделить примеры? (На сложение и вычитание)
- Как называются
числа при сложении и вычитании.
- Запишите в 1
столбик примеры на сложение, во 2 – на вычитание.
(У доски 2 ученика)
Проверка.
- Придумайте и
запишите по одному примеру в каждый столбик, чтобы сумма и разность равнялись
0.
Проверка.
IX. Рефлексия.
Итак, задания выполнены. А достигли ли цели?
- Какую цель ставили?
- Какая тема урока была?
-Сколько предметов обозначает 0?
-Какой цифрой можно записать число 0?
Нолик - круглый, как
Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль - ладонь
пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет
совсем!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.