МБОУ
СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово
Конспект открытого урока
по русскому языку в 6 Б классе
«Употребление причастий и
деепричастий в речи»
Учитель русского языка и литературы:
Абакумова М.В.
2014 год
Урок № 136
Тема
урока:
«Употребление причастий и
деепричастий в речи»
Цели
урока:
1.
Обобщить
знания о глагольных формах, которые так не похожи на глагол, что их даже
выделяют в особые формы.
2.
Сформировать
умение правильно использовать причастия и деепричасти в речи.
Методическое
обоснование:
Вид
глагола относится к числу важнейших постоянных морфологических признаков,
подробно рассматриваемых на уроках. Глаголы совершенного и несовершенного вида
анализируются не только с точки зрения смысловых, но и морфемных различий. Дети
должны запомнить, что приставки, как правило, указывают на совершенный вид, а
суффиксы – ива- (-ыва-) являются верным признаком глагола несовершенного вида.
Оборудование:
SMART-доска, презентация к уроку.
Ход урока:
1.
Организационный
момент.
2.
Повторение
изученного материала.
Опрос:
СЛАЙД №2
- Ломоносов сказал: «Она служит сокращением
человеческого слова, заключая имени и глагола силу».
- что это за форма?
- причастие.
- как вы понимаете слова Ломоносова?
- от прилагательного причастие унаследовало
способность определять, обозначать свойства предмета, от глагола – представлять
эти свойства в развитии.
3. Введение нового материала.
НАБЛЮДЕНИЕ за употреблением причастий (упражнение 518 )
СЛАЙД №3
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Используя
текст этого стихотворения, покажите способность причастий являться
выразительными средствами в художественном тексте.
Назовите
слова, которые помогают нарисовать пейзаж, создать настроение. Это прилагательные и
причастия.
Прилагательные
|
Причастия
|
Весенней
сыростью
Круглые
бубенчики
Плотные
бубенчики
Зеленый
лист
Прохладен
цветок
Хрупок
цветок
Душист
цветок
Раннею
весною
Счастливую
тоску
Горькому
цветку
|
Разбуженный
лес
Объят
лес
Закрыты
бубенчики
Спеленутый
цветок
Завернутый
цветок
Нетронутой
глуши
|
-
Какова роль прилагательных?
-
Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов.
Придают
речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета.
-
Какова роль причастий?
-
придают образность, передают настроение автора. Причастия «разбуженный»,
«спеленутый» употреблены в переносном значении. Это олицетворение.
Вывод:
В
художественных текстах часто используются прилагательные и причастия для
создания большей выразительности и образности речи.
ИЗУЧЕНИЕ теоретического материала на с.237
НАБЛЮДЕНИЕ за употреблением причастий (упражнение 519
)
СЛАЙД № 4
Причастия,
совмещая признаки разных частей речи, богаче содержательно, а потому более
экономны.
В
текстах картины природы переданы через причастные формы и обороты, которые
выполняют изобразительную функцию.
Причастия
создают живую картину, усиливая образную и эмоциональную значимость слов.
Таким
образом, причастия являются средством живописания.
4.Практикум.
Различение причастий и прилагательных.
Упражнение 520 (1 чел. у доски)
Работа со SMART-доской (2 чел.)
РАЗЛИЧЕНИЕ причастий совершенного и несовершенного
вида по значению незавершенности и завершенности действия и по вопросам.
СЛАЙД № 5
- Обратимся к стихотворению.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед убегая в свободном задоре —
Так падают воды в сверкающем быстром Ладоре.
- В чем особенность текста? Какую роль выполняют в нем
деепричастия?
СЛАЙД № 6
Деепричастия также являются средством
образного изображения действительности.
Обладая изобразительными качествами
глагола, его разнообразными смысловыми и экспрессивными оттенками, они более
лаконично и точно выражают значения.
Скопление деепричастий создает
атмосферу волнения морской пучины.
Работа со SMART-доской (2 чел. у доски)
Диск «Фраза» Обучающая программа-тренажер по
русскому языку – 400 заданий!
Правописание причастий.
Знаки препинания при деепричастном и причастном
оборотах.
ИЗУЧЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ правописания суффиксов причастий
(упражнение 522) (1 чел. у доски)
5.Итог урока.
Об использовании каких глагольных форм в речи
говорили мы сегодня?
Какова роль употребления причастий и деепричастий в
речи?
6. Домашнее задание:
Параграф 47, упр. 525.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.