Образовательная технология: Разноуровневое обучение
Тема: «Правописание жи - ши».
Цели и задачи урока:
- закреплять представления о твёрдых согласных звуках
[ж], [ш].
- учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ в
потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.
- упражнять детей в традиционном написании сочетаний
ЖИ – ШИ с буквой И,
- развитие и корригировать речи учащихся при
изменении слов, при составлении предложений.
, расширение словарного запаса.
- закреплять навык правильной посадки при письме;
развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.
- воспитание аккуратности, усидчивости учащихся;
формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных
навыков; воспитание коммуникативных навыков
Планируемые
результаты:
-
учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ
-
научатся относить объекты к известным понятиям
-
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления.
-
научатся выбирать уровень заданий в зависимости от своего уровня развития и
подготовленности.
Оборудование
и дидактические материалы:
Интерактивная
доска и мультимедийная установка
Приложение к учебнику «Русский язык» Климановой Л. Ф.,
Макеевой С. Г. с учебными тренировочными упражнениями. Конверты сзаданиями,
льдинки со словам «Жизнь». Прищепки.
Карточки с деформированным текстом.
Ход
урока.
1.
Организационный
момент.
Вот
звонок нам дал сигнал.
Поработать
час настал.
Так
что время не теряем
И
работать начинаем.
-
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
-
Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Мне очень приятно видеть
ваши улыбки и я надеюсь, в конце урока улыбки останутся на ваших лицах.
Тихо
сели, спинки прямо,
Вижу,
класс наш хоть куда.
2.
Актуализация знаний
-
Какой сейчас урок? (Сейчас урок письма и развития речи.)
-
Какой он по счёту? (Второй).
-
Какой сейчас идёт месяц? (декабрь)
-Какой
он по счёту из зимних месяцев?(первый)
- Какое
число? (Сегодня 5 число)
-
Откройте тетради. Вспомним правила посадки:
Ножки – прямо
Спина – прямая
Тетрадь – под наклоном.
-
Запишите дату в тетради: 5 декабря.
Классная работа.
-
Какое время года наступило? (Наступила зима)
СЛАЙД Зима
-
Какие признаки зимы вы знаете? (На улице холодно, мороз, застывает река,
выпадает снег, люди ходят в тёплой одежде, деревья стоят голые).
- Вы
чувствуете в классе стало холодно? Где же мы оказались?
Слайд. Картинка с изображением
Снежной королевы)
- Кто
знает, где мы оказались? (В царстве Снежной Королевы). (Сказка .Ханса
Христиана Андерсена)
- Кто
там сидит? ( Кай).
- Он
заколдован, а Герда старается помочь ему составить слово из льдинок, чтобы расколдовать его, но
не получается. Давайте поможем Герде - выполним задания. Всего льдинок
ПЯТЬ, значит букв в слове коже ПЯТЬ.
3.
Работа над ошибками.
1
льдинка
Проверка
.Итог.
4.
Проверка домашнего задания.
-Повторите
правило, которое было домашним заданием .
-
Ребята, а вспомнить правило вам помогут вот эти предметы.
(Слайд.
Жук, шарф, часы, щётка). Слайд.
-
Назовите предметы и прочитайте подписи под ними.
-
Чётко произнесите первый звук в этих словах (Ж, Ш, Щ, Ч).
-
Назовите хором эти звуки.
-
Расскажите правило, которое вы изучали дома. (1 ученик – Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие
согласные)
-
Повторим хором это правило.
4. Физминутка.
С
царстве Снежной Королевы пошёл снегопад.
(Слайд + музыка).
Давайте
встанем и исполним танец Снежинок.
5.
Минутка чистописания.
- Снег запорошил все дорожки . Остались вот
такие следы. Вам надо красиво запишем в тетрадь то что осталось на первой
дорожке.
- Прежде, чем запишем давайте выполним пальчиковую
гимнастику.
- В царстве Снежной Королевы очень холодно и мороз кусает
наши пальчики. Возьмите прищепки и щипаем кончики пальцев.
Дед Мороз – седая борода!
Не морозь меня!
Я пойду на улицу,
На коньках кататься,
Буду прыгать и играть,
Над тобой смеяться.
- А теперь согреем наши ладони – потрём их.
Слайд.
-
Прочитайте слоги на второй дорожке ( строчке). Запишем их тоже.
- Дайте характеристику звуку Ж. (Звук Ж – согласный,
звонкий).
- Дайте характеристику звуку Ш. (Звук Ш – согласный,
глухой).
- А ещё, что вы можете сказать об этих звуках? (Они
парные согласные).
- Давайте, их запишем на минутке чистописания.
- Какое соединение букв? (Соединение букв – верхнее).
- Вспомним правила посадки:
- ножки – прямо,
- спина – прямая,
- тетрадь – под наклоном.
- О чём нужно помнить, чтобы правильно каллиграфически их
написать? (Наклон, высота элементов, расстояние между элементами.) Сели
правило и стараемся выводить каждую букву.
Итог. - Подчеркните самый красивый
слог, который у вас получился.
6. Сообщение темы урока.
-
Посмотрите на слоги, которые мы записали.
Сегодня
мы потренируемся в написании ЖИ и ШИ, чтобы навсегда запомнить эти сочетания и
писать без ошибок.
-
Какое правило вы вспомнили? (Жи, ши - пиши с буквой и).
7.Изучение
нового материала. Работа по теме.
1)_Почему
в сочетаниях жи, ши пишется
буква и, а не ы?
Слайд.
Послушайте
сказку:
“Жили-были
согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные
буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул
ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на
помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на
барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики
услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла
к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только
с гласной буквой и.
2) Работа
в парах. Изучение правила.
-Откройте
книгу. Стр. 98.
-
Самостоятельно прочитайте правило;
-
Прочитайте правило товарищу;
- Закройте книгу. Расскажите правило
товарищу и послушайте, как он расскажет вам.
-
Давайте хором повторим правило.
7.
Словарная работа. Слайд
- А
вот и 2 льдинка появилась.
Задание:
угадайте словарные слова, запишите их, подчеркните букву, которую надо
запомнить и поставьте ударение.
(Слайд. Изображены предметы: машина,
корзина, тарелка, мебель, картофель, посуда.).
-
Новый вид работы, отметьте красную стоку, запишите слова, вставьте пропущенные
буквы, поставьте ударение.
-
Проверьте себя (на экране появляются слова). Итог.
- Скажите, какое из этих
словарных слов подходит к нашей теме урока? (К нашей теме урока подходит слово
– машина).
- Назовите орфограмму в этом слове? (ЖИ,ШИ пиши с буквой
и).
9. Работа с учебником
Слайд.
- Вот появилась ещё одна льдинка.
Задание: Найдите пословицы в учебнике на странице 98 в
упражнение№2 и выполните задание.
Чтение задания.
- Прочитайте пословицы в учебнике, а на экране найдите
объяснение пословицы.
Работа в парах, обсудите с соседом.
- Запишите пословицы и найдите слова с сочетаниями жи,
ши, подчеркните слоги жи, ши.
(У доски 1 человек пишет пословицу с
объяснением,
вторую пословицу записывают
самостоятельно,
проверяют по экрану). (ОЦЕНКА)
10.
Физминутка.
- Давайте немного отдохнём. Я называю слова, если есть
сочетание жи, ши, вы хлопаете, если нет – поднимаете руки вверх.
(Вершина, пружина, пушинка, хлопок
Шишка, бычок, машина,
носорог).
11. Закрепление. Вот ёщё одна льдинка.
Работа по
карточкам.
Измени
слово
Один.
Много.
Малыш
._______________
Нож.___________________
Груша._________________
Чиж.___________________
Лужа.__________________
- Запишите слова во множественном числе и подчеркните
слоги жи, ши.
(Малыш, нож, груша, чиж,лужа).
(1 человек работает у доски – с объяснением). (ОЦЕНКА)
- Ну вот мы выполнили задание на всех льдинках –
составьте слово.
- Какое слово получилось? (Жизнь).
- Кай расколдован, он оттаял и ожил. Герда говорит вам
спасибо, они прощаются с нами.
- Да и мы оказались дома, у нас стало тепло, уютно,
хорошо.
12. Домашнее задание.
- Найдите в учебнике страницу 99, упражнение 4.
Послушайте задание. (Учитель читает и объясняет
задание:
- Закройте учебник и положите на край
стола.
13. Итог урока.
- Услышим скоро мы звонок
Пора заканчивать урок.
- Скажите, какое правило повторили сегодня на уроке?
- Выберите снежинку с настроением и положите её под
обложку тетради, а я посмотрю, какое настроение было у каждого из вас.
14.Рефлексия.
Ø Что тебе понравилось на уроке?
Ø Что было трудно на уроке?
Ø Над чем нужно ещё поработать?
- Какое задание для вас было самым интересным на уроке?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Передайте тетради на первую парту.
На этом урок окончен – большое спасибо всем. (Звонок)
Вставь
пропущенные буквы.
Лыж_, мыш_ и уж_,
Ш_ны, ёж_ки, чиж_.
Ж_ да Ш_, Ж_ да Ш_
С буквой _ всегда
пиши.
Чиж_, уж_, еж_,
стриж_,
Ж_рафы, мыш_ и
морж_,
Ш_повник, ш_ны,
камыш_,
Маш_ны и карандаш_.
|
Исправь
ошибки.
Мы собирали
рыжыки в лесу.
На столе стоит
кувшын.
В городе всюду
машыны.
В жывом уголке
крольчата..
С наукой и трудом
дружы!
|
Вместо
черточек надо вставить нужный слог: жи или ши.
«В ж…вом уголке
ж….л маленький бельчонок. Дети кормили бельчонка орехами и ш…шками. Сначала
бельчонок боялся детей, а затем бельчонок к детям привык. Бельчонок позволял
гладить свою пуш….стую шубку. Детям нравилось ухаж….вать за бельчонком. Дети
подруж… лись с бельчонком».
|
Измени слово
Один. Много.
Малыш
._______________________
Нож.__________________________
Груша._________________________
Чиж.___________________________
Измени слово
Один. Много.
Малыш
._______________________
Нож.__________________________
Груша._________________________
Чиж.___________________________
Лужа.__________________________
Карандаш.___________________________
Измени слово
Один. Много.
Малыш
._______________________
Нож.__________________________
Груша._________________________
Чиж.___________________________
Лужа.__________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.