Ход занятия.
Детей входят в группу, оформленную
под научную лабораторию.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»
Дети
предлагают
варианты ответа.
Воспитатель спрашивает детей, кто
работает в научных лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам посетить
нашу лабораторию и на некоторое время стать лаборантами — исследователями.
Предлагает надеть халаты.
Распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве
старшего лаборанта, так как он знает, чем интересным здесь можно заняться.
Детям предлагаются роли младших лаборантов.
Воспитатель вносит коробку с магнитом. Коробка
— закрыта.
Сегодня к нам в институт привезли
какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: «Наша задача —
познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям,
дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый —
легкий?), цвет…
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, все ли
предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
Чтобы проверить ваши
предположения, предлагаю провести всем младшим лаборантам эксперимент…
«Посмотрите, какие предметы лежат
у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт №1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы,
которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор
вы сделали?» Дети предлагают
решение проблемы (с помощью магнита).
«Какие предметы притянул магнит?»
(Скрепка, шайба – они называются магнетическими).
«А какие не притянул?» (Мягкую
игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они
называются немагнетическими).
«Какой можно сделать вывод?»
Магниты
притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а
материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые
предметы мы не можем подцепить магнитом.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Магнитное поле. На
пластиковой крышке рассыпан железный порошок. Под крышкой размещается магнит.
Дети наблюдают за изменениями с порошком. Эти изменения показывают магнитное
поле вокруг магнита.
Магнитное поле – это область вокруг
магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы.
Опыт № 2
Воспитатель: Продолжаем
испытывать волшебство магнита дальше. Как вы думаете может ли магнит
действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают
вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань)).
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как
достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать.
В стакан с водой бросаем скрепку.
Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка
приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что
мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор,
пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через
препятствия?
Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду.
Делать научные открытия
дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо
бы немножко отдохнуть и нам. Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны
влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся
в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение
туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение
туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на
месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление
темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Опыт № 4
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее
скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов:
на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита
притягивать все железное.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Опыт
№6
«Магнитные свойства можно передать
обычному железу».
Воспитатель:
Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще
одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать
цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами
первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети
проводят опыт самостоятельно).
Вывод. Скрепки, находясь
рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают
магнетическими свойствами незначительное время). Магнит может быть не
только постоянным, но и временным.
Игра-опыт №5. «Гонки».
Воспитатель:
Для следующего опыта нам понадобится стол, на котором нарисована
трасса для машинок, маленькие железные машинки и магнитики. Поставить машинки
на старт, установить магнит под столом на уровне старта и двигать магниты по
трассе. Дети делают выводы сами по окончании опыта.
Вывод: магнит действует через дерево.
Воспитатель:
Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным
камнем – магнитом.
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно
увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на
магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для
рисования).
А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках,
в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на
дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье
с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для
поднятия тяжестей и т.д.
(Просмотр презентации «Волшебный магнит»)
Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы
познакомились.
Дети:
Магниты воздействуют на металлические предметы. Магнитная сила может проходить
через предметы или вещества.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас
была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу
оставить вам в подарок магнитный конструктор.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.