Тема
образовательной деятельности: «Покормите птиц зимой»
Вид
образовательной деятельности: интегрированное, комплексно-тематическое.
Возрастная
группа: средняя
(4-5 лет)
Дата
проведения: 29.01.2014
Цель:
формировать
реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
·
продолжать
формировать обобщенное представление о птицах, необходимости подкармливать
зимующих птиц;
·
учить
образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик-чирик - чирикает...); и сложные
слова (птица с красной грудкой - красногрудая);
·
упражнять
в умении вести диалог, правильно и четко проговаривать слова со звуками «к»,
«т» (тук-тук, кто там?);
Развивающие:
·
развивать
интонационную выразительность речи;
·
развивать
логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие,
общую моторику, координацию.
Воспитательные:
·
способствовать
созданию условий для воспитания любви, любознательного и бережного отношения к
природе;
·
подвести
детей к мысли о милосердном отношении ко всему живому.
Методические
приемы:
· Игровые
(проблемно – игровая ситуация, пальчиковая гимнастика «Доброе утро»,
физминутка, подвижная игра «Птички», дидактические игры: «Чудесный мешочек»,
«Как птичка голос подает», театрализация стихотворения Е. Санина «Кто там?»);
·
Наглядные
(панно: «календарь наблюдения за птицами», силуэты зимующих птиц);
· Словесный
(вопросы, чтение стихотворений, загадывание загадок);
· Проблемно
– поисковые (решение поисковых, логических задач);
· Практические
(изготовление «ледяных» угощений для птиц).
Материалы
и оборудование:
· панно:
«календарь наблюдения за птицами»;
· силуэты
зимующих птиц (воробей, сорока, снегирь, синица);
· маски для
игры-инсценировки;
· аудиозапись:
«Голоса птиц»;
· формочки
для угощения, ягоды (рябины, калины), нитки;
· кормушка.
Организация
детей на образовательную деятельность: подгрупповая
Предварительная
работа:
1. рассматривание
фотоальбома «Птицы»;
2. чтение
стихотворения З. Александровой «Птичья столовая»;
3. наблюдение
за птицами, прилетающими к кормушке на прогулке и из окна;
4. загадывание
загадок;
5.
словесная игра «Кто как кричит», «Чудесный
мешочек», «Придумай словечко», подвижная игра «Собачка и воробьи», «Птички в
гнездышках».
6.
наблюдение за птицами;
7.
просмотр фильма о зимующих птицах;
8.
изготовление кормушек для птиц;
9.
подкормка птиц.
Ход
занятия
(Воспитатель
вместе с детьми приветствуют гостей, педагог обращает внимание детей еще на
одного гостя: зайчика - мягкая игрушка)
-
Детки,
а вот еще один гость...
Ах
ты, зайка, трусишка, деток боится! Детки, скажите: «Зайка, не бойся, мы тебя не
обидим».
- Зайка, ты,
наверное, заблудился? Детки, а где зайкин домик, где он живет?
- В лесу.
- Придется
нам отнести его на лесную полянку, вы согласны?
(Дети
вместе с воспитателем отправляются в лес).
Вот зима кругом
бело
Снега много
намело!
Мы шагаем по
сугробам,
По сугробам
крутолобым.
Поднимай повыше
ногу.
Проложи другим
дорогу.
Сейчас сядем,
отдохнем
А потом опять
пойдем! (П/ игра «Сугробы»)
Вот и пришли мы в
зимний лес.
Сколько здесь
вокруг чудес!
Слева - березка в
шубке стоит,
Справа - елка на
нас глядит.
Снежинки в небе
кружатся,
На землю тихо
ложатся.
-
Ну,
зайчишка, иди скорее к своей маме (под елочку).
-
А
мы с ребятками немного погуляем по лесу. Детки красиво в зимнем лесу?
-
Да
1. На полянке
дерево стоит, а на веточке что это висит?;
2. Кормушка,
птичья столовая (ответы детей);
3. Как вы
думаете, кто повесил эту кормушку? (старшие дети смастерили вместе с
родителями);
4. Для чего
они это сделали (ответы детей);
5. А для чего
нужно подкармливать птичек? (чтобы птички не умерли от голода, чтобы весной
могли услышать их песенку…);
6. Как вы думаете,
что больше птички боятся зимой холода или голода? (ответы детей);
Физминутка:
Снегом
засыпаны лес и поля
Спит под
сугробами крепко земля
Ищут, ищут
птицы
Чем бы
поживиться?
На зиму
долгую в нашем лесу
Мы
приготовим птицам еду
Прилетайте,
птицы, вы сюда кормиться!
- А вот и
наш «чудесный мешочек» с угощением для птиц, которые мы с вами приготовили.
Дидактическая
игра «Чудесный мешочек» (дети поочередно достают из мешочка маленькие с кормом
для птиц и называют его).
- Ребята, а
давайте тихонечко присядем и посмотрим, какие птички прилетят к нам на
кормушку.
2. часть Птички
прилетели
Маленькая птичка
села на кормушку
И склевала сало,
хлебушка горбушку,
Лишь зима приходит,
желтогруды - птички,
В гости прилетают
Их зовут -
(синички)
(на
кормушку выкладывается силуэт синички)
1. Как называется
птичка, которая прилетела на кормушку?;
какого цвета у нее грудка?; что она любит
кушать?
2. В серой шубке
перьевой
И в морозы он герой.
Назови его скорей
Кто летит к нам - воробей!
-
Какой
он, воробушек? (маленький, серенький, быстрый, смелый)
-
Каким
цветом у него перышки?
-
Что
любит кушать? (любит клевать пшено, хлебные крошки)
3. Эта птица так
болтлива,
Воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее (сорока)
-
А
почему сороку называют белобокой?
Детки,
посмотрите внимательно на птичек, прилетевших в зимнюю столовую.
-
Какого
цвета грудка у синички - желтая - желтогрудая;
Воробья
- серая - серогрудая;
Сорока - белогрудая
(Скажи Саша,
Маша... какая грудка у синички?) (упражнять в образовании сложных слов)
Поклевали птички
зернышек и захотели с нами поиграть.
«Как
птичка голос подает?» (учить образовывать глаголы от звукоподражаний)
-
Детки,
мы уже с вами большие и будем учиться не перебивать друг друга.
Послушайте: «Скажет
тот, кому снежинка на ладошку упадет»
Воробей:
«чирик-чирик» - чирикает
Ворона: «кар -
кар» - каркает
Сорока: «тр-тр» -
стрекочет
Синичка: «цинь-цинь»
- свистит
4. часть Подвижная
игра «Птички» (упражнять детей в выполнении движений, подражать голосам
птиц, учить детей счету)
Сейчас детки будут
птички - воробьи, синички...
А скажите-ка мне
«птички», какие части тела у вас парные? (Сколько у птички лапок?; А
хвостиков?; А крылышек?)...
Птички, раз!
Птички, два!
Скок-скок-скок!
Птички, раз!
Птички, два!
Хлоп-хлоп - хлоп!
Птички, раз!
Птички, два!
(закрыли глаза
ладошками)
1. Стайка,
полетай-ка!
2. Стайка,
приседай-ка!
3. Стайка,
зернышки поклюй!
4. Стайка,
отдыхай-ка (дети убегают на стульчики)
(Во
время игры воспитатель выкладывает на панно силуэты снегирей, на фоне
лирической музыки звучит художественное слово - «поэтическая пауза»)
Сорок градусов
мороза,
Все вокруг белым
бело
Сел снегирь на
ветвь березу –
Красногрудому
тепло
Стойкий, стужам
неподвластный,
Песней славит он
зарю
Знать недаром
галстук красный
Дан с рождения
снегирю!
(Ребенок
загадывает загадку)
Всюду снег, но эта
птица
Снега вовсе не
боится,
Эту птицу мы зовем
Красногрудым
(снегирем)
-
Детки,
а почему снегиря называют красногрудым?; А что любит кушать снегирь?
-
Рябинку
(ответы детей)
-
А
на нашей кормушке нет ни одной ягодки... Ну ничего страшного, мы сегодня с вами
приготовим для снегирей вкусное лакомство.
4.
Практическая часть «Лакомство для снегиря»
(дети
подходят к столу вместе с воспитателем выкладывают в формочки ягоды рябины
(калины), заливают водой, закладывают ниточку)
-
А
теперь мы выставим наше лакомство на балкон, водичка замерзнет и вкусное
угощение - готово! Кого мы угостим таким вкусным
лакомством?
5.
игра-инсценировка по стихотворению Е. Санина «Кто там?»
Тук-тук-тук в
окно.
-
Кто
там?
-
Это
я, синичка!
-
Погоди,
сейчас дадим хлебушка,
-
сестричка!
Тук-тук-тук опять
в окно
-
Кто
там?
-
Воробьишка!
-
Погоди
сейчас пшена
Дадим тебе,
братишка!
Тук-тук-тук опять
в окно.
-
Кто
там?
-
Снежок,
с северных лужаек,
-
Вы
зачем кормили, этих попрошаек?
-
Потому
что Бог велит
С ближними
делиться,
-
Даже
если прилетит маленькая птица!
Снег помчался по
дворам жалкий и холодный...
И опять: тук-тук!
-
Кто
там?
-
Снегирек
голодный!
-
А
мы для тебя приготовили вкусное угощение, которым мы обязательно тебя угостим.
Психологическая
ситуация:
«Если бы вы были птичкой (синицей, воробьем...), то чтобы вы сказали детям,
которые вас каждый день подкармливают?»
-
Конечно
же, наши маленькие друзья очень благодарны людям, которые о них заботятся. Птицы
не умеют разговаривать, но они обязательно порадуют вас красивой, веселой
песенкой!
Ребенок
читает стихотворение
Трудно
птицам зимовать
Надо
птицам помогать
Распилить
я попросил
Досочку
еловую
Вместе
с папой смастерил
Птичкину
столовую.
-
Посмотрите,
ребята, какую красивую кормушку смастерил Ваня с папой. Сегодня на прогулке мы
откроем новую столовую для птиц и угостим их нашими вкусными угощениями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.