Ход занятия:
Педагог. Ребята,
сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из
двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)
Педагог обобщает ответы детей. Забавы
– это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние»,
и получается … «зимние забавы»
Педагог. Зимние
забавы… А что же тогда обозначают эти слова? (Ответы
детей.)
Педагог обобщает ответы детей (зимние
игры и развлечения) и
предлагает больше узнать о зимних забавах, которые издавна любили на Руси,
причём как дети, так и взрослые.
Педагог. Для начала мы
с вами поиграем. Дидактическая игра
«Ассоциации». При показе картинки,
дети её называют (снег, варежки) и педагог предлагает им подобрать
слова, ассоциирующиеся с этим словом.
Снег –
зима, холод, снеговик, снежки…
Варежки –
гулять, руки, тепло…
Педагог. Давайте вспомнить
поговорки о морозе:
-
«Береги нос в большой мороз»;
-
«Мороз не велик, да стоять не велит»;
-
«В зимней шубке и морозы – шутка».
Педагог. Чем
интересным можно заниматься зимой на улице? (Ответы детей.)
Педагог
читает детям загадку о санях.
Я
катаюсь на нем до вечерней поры.
Но
ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку
всегда сам пешком я хожу
И коня
своего за веревку держу.
(Санки.)
(Показ
картины «Катание на санках»).
Рассказ
педагога об одной из старинных забав на Руси – катание на санях: «Зима на
Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все
передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала. Но зимой
колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в
сугробах.) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья
(лыжи). Так они двигались намного быстрее».
Сравнение
старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия
старинных саней с современными) .
Педагог
предлагает логическое задание «Кого на Руси не впрягали в сани?» (Из
предложенных картин с животными дети должны выбрать правильный ответ)
Педагог. «Кого
из животных использовали в разных регионах России» (кони, собаки, олени) .
Демонстрация фото
Расширение
словаря: упряжка, «тройка», бубенчики.
Педагог. Ребята, можно
ли ехать или кататься на санях без животных? (Катание
на санях с горки.)
Рассматривание
картины Ф. Сычкова «На горке». Дети отвечают на вопрос: «Что вас заинтересовало
на картине? »
Педагог.
«Чьи это следы? »
Дети.
лыжника.
Беседа
с рассматриванием картин о лыжных видах спорта (гонки на лыжах, биатлон, прыжки с
трамплина).
Педагог. Теперь
предлагаю вам отгадать еще одну загадку
Льётся речка — мы
лежим,
Лёд на речке — мы
бежим. (Коньки)
Рассматривание
картины К. Сомова «Зима. Каток».
Историческая
справка
«Это
одна из самых известных старинных картин, рассказывающих о городских катаниях
на коньках. Очень красив в ней пейзаж: действительно, в Петербурге зимой можно
увидеть и такое золотистое небо, какое изображено в картине, и узор темных
ветвей высоких деревьев, создающий декоративный эффект дымчатого кружева на
золотом фоне неба. Картина построена в виде триптиха, т. е. как бы делится на
три условные части. Действие открывается в левой части, где мы видим степенно
шествующих кавалера и даму в красной одежде, с муфтой из белого меха и в
высоком белом головном уборе. Ее облик четко выделяется на фоне силуэта идущего
рядом с ней спутника. В центральной части — беззаботно скользят по льду дама и
кавалер, а справа уходит в глубину картины пустынная аллея, далекая перспектива
которой будит воображение и зовет вдаль. На катке, в этой части картины -
упавший конькобежец, он лежит в смешной и нелепой позе. Сомов не может обойтись
без некоторой лукавой насмешки над своими героями». (Текст взят с
сайта:http://www.rodon.org/art-080818184515)
Педагог. Где
можно кататься на коньках? Как образуется лёд?
Рассматривание
фото с различными видами катков (естественный
– на реке; залитый специально – на улице и во Дворце спорта)
Педагог. Какие виды
спорта на коньках вы знаете? (Ответы детей).
Динамическая пауза
Ты мороз, мороз,
мороз (согнутыми крест-накрест руками трут предплечья)
Не показывай свой
нос! (указательным пальцем грозят зиме, остальные пальцы сжаты в кулак.)
Уходи скорей домой
(машут попеременно то правой, то левой рукой),
Стужу уводи с
собой! (Совершают движения руками, как будто тянут за веревку.)
А мы саночки
возьмем (спина прямая, приседают на корточки и «берут» санки),
Мы на улицу пойдем
(маршируют на месте).
Педагог. Какие
игры со снегом ребята, вы знаете? (постройка крепости, игра в «снежки»,
лепка снеговика).
СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Зачем
искать его в горах?
Его
найдете во дворах.
Из
года в год, из века в век
Живет
здесь снежный человек.
Он на
дворовом пяточке
Стоит,
держа метлу в руке.
Он
веселит ребят весь день,
Ведро,
напялив набекрень.
(А.
Шлыгин)
Чистоговорка
«Зима»:
Ма-ма-ма
– пришла снежная зима.
Ег-ег-ег
– все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки
– любим мы играть в снежки
Ры-ры-ры
– качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз
– щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю
– зиму снежную люблю.
Педагог.
какая же она зима? (итоговая краткая
беседа по первой части занятия) (подбор детьми ярких прилагательных эпитетов
– снежная, белая, веселая, радостная, морозная) и предлагает полюбоваться
картинами русских художников об этом удивительном времени года.
Педагог. Ребята,
мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной зимней прогулке.
Давайте в конце занятия сделаем картину о наших зимних развлечениях. Сейчас я
вам предлагаю пройти к столам, там вас ждут восковые мелки, бумага и ножницы и
клей. Я начала рисовать картину (показ
фона), но здесь как-то очень пусто и грустно. Догадались, что я вам хочу
предложить? Почему листы у вас небольшие? Для чего нужны ножницы? Давайте все
вместе сделаем коллаж о зимних забавах.
Самостоятельная работа детей за
столами. Дети
рисуют по своему замыслу детей или взрослых, участвующих в каких-либо зимних
забавах. Затем вырезают и приклеивают изображение к фону.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.